Павлов Виктор Павлович (14 фото)
Ви́ктор Па́влович Па́влов (5 октября 1940, Москва — 24 августа 2006, Москва) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист России (1994).
Его детство пришлось на военные годы и было голодным и холодным. Незабываемым воспоминанием тех лет для Виктора был приход отца с войны, которого он обнимал, вдыхая запах отцовской гимнастерки.
К театру Виктора пристрастил отец. Виктор любил ходить в театр необычайно, и с третьего класса был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом и Вахтанговском театрах. Виктор рано начал выступать на сцене. Сначала он занимался в детском районном хоре, потом ходил в школьный драматический кружок. Его первой ролью стала негритянская женщина - ее исполнение вызвало восторг и безудержный хохот одноклассников Виктора.
Первым театральным педагогом его был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при Доме учителя. Именно он увидел в Викторе актерские способности и поддержал его решение пойти учиться в театральный институт. В 1959 году Павлов поступал в Школу-студию МХАТ, в Щукинское, в Щепкинское и собирался поступать даже в цирковое училище. Он был принят в Школу-студию МХАТа, но Вера Николаевна Пашенная и Николай Александрович Анненков, набиравшие курс, попросили других поступавших разыскать и передать Виктору, что его ждут в училище Малого театра. Когда Виктор узнал, какие мастера будут его педагогами, он пришел учиться в училище имени Щепкина.
Студенческие годы были счастливейшим периодом жизни. На курсе царила удивительная творческая атмосфера. Вместе с Павловым учились Олег Даль, Виталий Соломин и Михаил Кононов. Руководители курса на занятиях не признавали половинчатой работы, требуя полной отдачи и от себя, и от студентов.
Виктор еще учился на 3 курсе училища, когда получил предложение сняться в кино. Роль солдата Мити Огольцова в фильме режиссера Ростоцкого «На семи ветрах» была маленькая, но молодому, неопытному актеру удалось создать достоверный образ неунывающего солдата-балагура, сродни Теркину. С этого момента кино и театр в его жизни шли рядом. Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как Ростоцкий, Кулиджанов, и Гайдай. Леонид Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Гайдая Виктор сыграл студента-изобретателя Дуба в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» и студента-молодожена в фильме «Двенадцать стульев». Эти маленькие эпизоды запомнились зрителям уже не одного поколения.
За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев, выработался некий стереотип восприятия актера. Такие персонажи не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси. В 1977 году Павлов вернулся в Малый театр, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на сцене рядом со своими учителями: Анненковым и Царевым, и другими корифеями Малого театра.
Театральное творчество Павлов сочетал с работой в кино и на телевидении. Он создал более 150 самых разнообразных экранных образов, принесших актеру широкую известность. Творческое сотрудничество и дружеские отношения с такими талантливыми режиссерами, как Ташков, Венгеров и Трегубович дали возможность актеру создать ряд интересных образов в кино и на телевидении.
Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды, на роль в телевизионном фильме «Майор Вихрь». Роль Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто, приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за «своего». Следующая встреча Павлова с Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства». В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова «Строговы».
Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме Трегубовича «На войне, как на войне» в роли Гриши Щербака, мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера в фильме «Уходя - уходи». Главная роль бухгалтера Сулина была написана драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.
Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с их школой строился комплекс гостиницы «Пекин», где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни, но не забывающие, что есть добро, справедливость, и свой грех готовые искупить. Военная тема для актера была одной из самых важных в творчестве. Она жила в воспоминаниях Павлова о военном детстве, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по ролям, сыгранным в кино артистом.
Среди наиболее известных киноработ Павлова были роли Васьки-сеньора в фильме «Здравствуй и прощай» в 1973 году, Игнатенко в фильме «Схватка в пурге» в 1978 году, Митьки Лысова в фильме «Емельян Пугачев» в 1979 году, Ивана Карнавина в фильме «След на земле» в 1979 году, Ватутина в фильме «Контрудар» в 1985 году, Красавина в фильме «Дети Ванюшина», Бегемота в фильме «Мастер и Маргарита» в 1993 году. Артист снимался также в фильмах «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный» и других картинах.
Виктор Павлов редко находился в творческом «простое», что свидетельствовало о постоянном интересе к нему режиссеров, об огромной работоспособности актера.
Скончался 24 августа 2006 года в Москве от сердечного приступа. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
Награды
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (25 октября 1999 года) — за большой вклад в развитие отечественной театральной культуры и в связи со 175-летием Государственного академического Малого театра России
Народный артист Российской Федерации (29 декабря 1994 года)
Заслуженный артист РСФСР (11 апреля 1985 года)
Премия Правительства Москвы (1992 год) — за исполнение роли Градобоева в спектакле Малого театра «Горячее сердце»
Театральная премия «Московская премьера» — за роль Счастливцева в спектакле Малого театра «Лес»