Михайлов Борис Петрович (15 фото)
Бори́с Петро́вич Миха́йлов (род. 6 октября 1944, Москва, РСФСР, СССР) — выдающийся советский хоккеист, советский и российский тренер. Заслуженный мастер спорта СССР (1969), Заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер России.
Борис Михайлов, второй из четырёх братьев, родился 6 октября 1944 года в Москве. Семья была простая, рабочая – отец, Пётр Тимофеевич, работал слесарем-водопроводчиком, мать, Мария Лукьяновна, трудилась на табачной фабрике "Ява".
В хоккей Борис Михайлов начал играть в 1956 году на московском стадионе "Трудовые резервы". В 18 лет уехал играть за саратовский "Авангард", где провёл три года. Команда была слабой, одной из худших в своем классе. На фоне партнёров по команде Борис выделялся, но не настолько, чтобы быть замеченным тренерами ЦСКА или московского "Динамо". Но в судьбе каждого всегда есть человек, играющий особую роль – тот, кто заметит, поможет найти свой путь, подставит плечо. Таким человеком в судьбе Бориса стал Анатолий Кострюков, возглавлявший тогда столичный "Локомотив", один из сильнейших хоккейных клубов страны.
Два года Борис Михайлов играл за "Локомотив", а потом его призвали в армию, и он стал выступать за ЦСКА. Ему уже исполнилось 23 года, и в знаменитой команде, в которую игроков готовили ещё в детской хоккейной школе армейского клуба, он был "стариком".
Борис Петрович Михайлов - двукратный олимпийский чемпион (1972, 1976), серебряный призёр Олимпиады – 1980; восьмикратный чемпион мира (1969 – 1971, 1973 – 1975, 1978, 1979); лучший нападающий чемпионатов мира 1973 и 1979 годов; лучший снайпер чемпионатов мира 1977 и 1978 годов; лучший бомбардир чемпионата мира 1974 года; участник легендарной Суперсерии - 72, обладатель Кубка вызова-1979; одиннадцатикратный чемпион СССР (1968, 1970 – 1973, 1975, 1977 – 1981).
Награждён орденом Ленина (1978), Трудового Красного знамени (1975), "Знак Почета" (1972), медалью "За трудовую доблесть" (1969), "За заслуги перед Отечеством" IV степени.
Вот как вспоминал о знакомстве с Михайловым и его первых шагах в команде Анатолий Тарасов: "Бориса Михайлова мы пригласили в ЦСКА по рекомендации его друга, уже известного в то время хоккеиста Евгения Мишакова. "Силён, задирист, команде будет полезен…" – так звучала эта рекомендация.
Устроили смотрины – претендент был трудолюбив, с подходящей скоростью, в единоборствах не тушевался, но не блистал. Нужен ли был такой вроде бы рядовой игрок столь именитой команде, как ЦСКА? Проще всего, конечно, было отказать, тем более что Михайлову уже двадцать четвертый год шел. Играл до тех пор он в клубах невысокого полета и даже там особенно себя не проявил. Однако, проверив еще раз Бориса в сложных, многоплановых тренировках, мы, тренеры, убедились – этот парень выдюжит все, трудиться будет без устали и, что особенно важно, без показухи. Так Борис Михайлов заставил поверить в себя.
Изо дня в день новичок ЦСКА подтверждал справедливость главного закона нашего хоккея: право на игру имеет лишь тот, кто терпеливо тренируется. А уж Борис тренировался так, что не припомню случая, чтобы мне или какому нибудь другому тренеру приходилось делать ему замечания на сей счёт. Как бы наверстывая упущенное в детстве и юности, Михайлов дорожил каждой секундой тренировки, не жаловался на трудности, на боли – а синяков и шишек у него всегда было свыше нормы – и потому чрезвычайно быстро овладел секретами мастерства.
В течение многих лет в трудолюбии, в стремлении действовать через "не могу" Борису Михайлову не было у нас равных. Он не делил матчи на главные и второстепенные, никогда не экономил силы и в каждом игровом отрезке действовал во всю силушку. А её, этой силушки, приобретённой в тренировках сложных и объёмных, у Бориса было хоть отбавляй".
Вскоре не только тренеры ЦСКА, но и весь хоккейный мир убедились в превосходной игре Михайлова, в его мужестве и умении вести силовую борьбу. Не случайно наиболее успешно Михайлов действовал, когда накал матча достигал предела – со второй половины второго периода. Своим взрывным маневрированием Борис к этому времени так изматывал левых защитников соперника, что те, поначалу сильные и грозные, становились малоподвижными, допускали технические осечки, которыми тот пользовался.
"Что до силовых приёмов противника, то, казалось, они Михайлову нипочём. Больше того, он, пожалуй, стал первым нашим форвардом, кто так охотно сам постоянно предлагал соперникам помериться силой. И особенно упорно Борис бился в зоне у чужих ворот. Он так умело и дерзко действовал при добивании (благо, руки у него были "быстрыми" и сильными), создавал столько помех вратарям соперников, что те зачастую теряли выдержку и грубили. А за грубость Борис Михайлов наказывал – наказывал голами.
Не особенно разговорчивый в жизни, Борис агитировал своих друзей единомышленников по ЦСКА и сборной не столько словом, сколько делом. Он невольно вынуждал, чтобы ему подражали в удали, в боевитости, бесстрашии, в стремлении умело выполнить задания тренеров. И во многих сложных победах, особенно в сражениях с канадскими профессионалами, вклад капитана команды Бориса Михайлова был с этой точки зрения не меньше, чем вклад тренеров.
Играть рядом с Михайловым было и радостно и сложно. Радостно, потому что было на кого равняться, у кого найти в трудную минуту поддержку. Сложно, ибо больно крепко, с беспощадностью к себе не играл, а сражался Борис, требуя такой же дерзости и мастерства от партнёров. Этим и был велик Борис Михайлов, выдающийся нападающий и выдающийся капитан ЦСКА и сборной СССР", - так характеризовал спортивные и человеческие качества Михайлова один из лучших хоккейных тренеров Анатолий Тарасов.
Борису Михайлову необыкновенно повезло с партнёрами – каждый был звездой мировой величины - и Валерий Харламов, и Владимир Петров. Эта тройка была одной из лучших в мировом хоккее – небывалая даже для нашего хоккея скорость, мощь, необыкновенное взаимопонимание, а главное – любовь к хоккею и верное ему служение. Великий Всеволод Бобров высоко ценил Бориса Михайлова и его партнёров: "Если Борис держит шайбу, у него почти невозможно её отнять. Если он потерял её, сейчас же бросается за "обидчиком" и нередко заставляет соперника отдать её обратно. Своеобразная манера обводки (с нарастающим ускорением), идеальная выверенность паса, неудержимая стремительность и решимость в атаке, презрение к любой опасности на льду - вот качества, которые стремительно выводят его в число форвардов экстра-класса. И эта неудержимость передается его тройке, становится ее девизом и ее знаменем".
В чемпионатах СССР Борис Михайлов забросил 428 шайб (в 572 матчах) - больше, чем кто-либо в советском хоккее. Это свидетельство высочайшего мастерства. Титулов и наград Михайлова не счесть - заслуженный мастер спорта, двукратный олимпийский чемпион, восьмикратный чемпион мира, семикратный чемпион Европы, одиннадцатикратный чемпион СССР, лучший нападающий чемпионатов мира 1973 и 1979 годов, лучший снайпер чемпионатов мира 1977 и 1978 годов, лучший бомбардир чемпионата мира 1974 года. Всего на чемпионатах мира и Олимпиадах сыграл 120 матчей, забил 109 голов. С 2000 года его имя в Зале хоккейной славы ИИХФ.
После окончания игровой карьеры стал тренером, причём замечательным. Сначала он помогал в ЦСКА Виктору Тихонову, затем возглавил питерский СКА – 1981 – 1984, 1992 – 1997, 2002 – 2005, март – ноябрь 2006. С 1998 по 2001 годы Борис Михайлов был главным тренером ЦСКА, а с 2007 по 2009 годы – главным тренером ХК "Металлург" (Новокузнецк). Под его руководством сборная России выиграла чемпионат мира 1993 года.
Несгибаемый боец, один из лучших форвардов мира, отличный тренер – таким знают Бориса Михайлова все, кто любит хоккей – игру настоящих мужчин.