Актёрские байки (7 фото)
Алексей Баталов был приглашен на главную роль в фильме «Дама с собачкой» по рассказу А. П. Чехова. Фильм консультировала одна старая дворянка, дотошная и въедливая, помнившая дореволюционную эпоху. Увидев, как ходит Баталов, старушка сразу же заявила:
— Он косолапит. Так русские интеллигенты той эпохи не ходили.
Замечание расстроило артиста, и он взялся исправлять походку, тем более что режиссер все время делал ему замечания. В конце концов Баталову все это надоело, а походка никак не хотела исправляться. Приехали в Крым, в Ялту, стали обходить места будущей съемки. И вдруг какой-то старичок-лодочник, увидев одетого для съемок Баталова, обрадованно закричал:
— Вы поглядите-ка, шляпа точь-в-точь, как до революции носили! Такая была, помнится, у Антона Павловича Чехова. И между прочим, молодой человек, — обратился он к Баталову, — у вас походка чрезвычайно напоминает походку Чехова. Он тоже чуть косолапил.
Алексей Баталов любит обходиться на съемочной площадке без дублеров. Так при съемке фильма по повести Ю.Олеши «Три толстяка», герою Баталова Тибулу, необходимо перейти по проволоке с одного здания на другое. На то, чтобы выполнить трюк самому, актеру потребовалось учиться этому год и два месяца!
В семидесятые годы артисты много ездили по стране, выступая перед народом. Иногда выступления проходили в городах и поселках, иногда в самых глухих уголках. За каждый концерт платили примерно одинаково, независимо от числа зрителей. Это бьл своего рода дополнительный заработок, и в то время никто им не гнушался. Однажды Баталова судьба забросила с таким концертом в особенно глухое место, куда-то на юг страны, в маленький среднеазиатский городок. Возле импровизированной сцены паслись бараны, рос хлопок, протекал арык. Собрались аксакалы, дети, женщины, и артист начал читать стихи, рассказывать о своем творческом пути. Публика никак не реагировала... А после первого отделения выяснилось, что жители русского языка не знают. Но, вспоминает Баталов, пришлось честно отработать и второе отделение, как полагалось по программе.
Рассказывает Алексей Баталов: «Я пришел из армии, должен был вернуться во МХАТ. Анна Андреевна Ахматова, ближайший друг дома, подарила мне некоторую сумму денег, полученную ей от переводов, чтобы я немного приоделся. Я отказывался, но она настояла. Горячо поблагодарив и пересчитав деньги, я поехал к комиссионному магазину и купил... подержанную машину.
Анна Андреевна, увидев автомобиль, сказала: "Очень хорошо". С тех пор этот старый, но самый любимый "москвичок" назывался у нас "Аннушка"».
Знакомая дама пригласила Алексея Баталова на просмотр фильма Андрея Тарковского «Зеркало». Просмотр был полузакрытый, в каком-то маленьком зале. К досаде Баталова, дама оказалась чрезвычайно болтливой и весь фильм донимала артиста разговорами и комментариями. Когда фильм закончился, она, прощаясь, предложила:
— У нас будет на следующей неделе просмотр «Андрея Рублева». Если хочешь, можем пойти.
— Замечательно! — сказал Баталов. — Это интересно, я еще никогда не слышал тебя на «Андрее Рублеве».
Баталов всегда был понимающим преподавателем, вспоминает актриса Татьяна Лютаева. Но при этом строгим. В день смерти Брежнева весь ВГИК разбежался по домам. «Что случилось?» — спрашивает Алексей Владимирович. «Леонид Ильич умер», — говорим мы. «Царствие ему небесное. Но почему надо отменять занятия?» И мы единственные во всём институте в тот день занимались до 11 вечера».