Милляр Георгий Франциевич (19 фото)
Гео́ргий Фра́нцевич Милля́р (7 ноября 1903, Москва, Российская империя — 4 июня 1993, Москва, Российская Федерация) — советский, российский актёр театра и кино, по собственному определению, «вся нечистая сила нашего синематографа». Народный артист РСФСР.
Георгий Милляр родился 7 ноября 1903 года в Москве в семье французского инженера Франца де Милье, приехавшего в Россию консультировать русских в области мостостроения, и где его очаровала дочь иркутского золотопромышленника Елизавета Журавлева. Женившись на ней, он получил помимо руки и сердца прекрасной барышни еще и приличное приданое. Но совместная жизнь Франца и Елизаветы была не долгой. Маленькому Георгию еще не исполнилось и трех лет, когда умер его отец. Тем не менее, семья де Милье продолжала жить в достатке. У них была огромная квартира в Москве, две дачи - в Подмосковье и в Геленджике. Гувернантки-француженки обучали мальчика языкам, музыке, литературе, а тетя, известная в то время театральная актриса, привила ему любовь к театру.
Милляр рос в атмосфере страстной любви к искусству. Он слышал Шаляпина, Нежданову, Собинова, видел на сцене великих мастеров театра, и самого Георгия с ранних лет тянуло к лицедейству. Его первыми сценами стали гостиная в московской квартире и терраса подмосковной дачи, где он выступал перед родственниками. Однажды в семилетнем возрасте мальчик раскрасил себе лицо, решив преобразиться в Мефистофеля из «Фауста». К разочарованию Георгия тогда никто из родственников не испугался, наоборот, на их лицах появились улыбки.
Пришедшие к власти большевики забрали у их семьи и деньги, и московскую квартиру с подмосковной дачей. В 1917 году их шикарная квартира превратилась в коммуналку, в которой Георгию Милляру с мамой была выделена одна комната. Опасаясь худшего, родственники Георгия предусмотрительно подправили ему фамилию, и он превратился из де Милье в Милляра. Впоследствии Георгий Францевич старался не касаться своего прошлого, не рассказывал в анкетах о знании иностранных языков, хотя свободно владел и французским, и немецким языками.
Окончив в Геленджике школу, Георгий Милляр устроился работать бутафором в местный театр. Там он добросовестно работал и мечтал о карьере актера. Все роли он знал назубок. И счастливый час в его судьбе настал в 1920 году, когда заболела актриса, исполнявшая роль Золушки. Руководство театра даже намеревалось отменить спектакль, как вдруг кто-то вспомнил о старательном бутафоре. Георгия буквально «вытолкнули» на сцену, и он превосходно справился с задачей, после чего его стали вводить и на другие роли.
В 1924 году Георгий Милляр, уже имевший опыт выступлений на театральной сцене, вернулся в Москву и поступил в Школу юниоров при Московском театре Революции (в настоящее время - Театр имени Маяковского). Педагоги встретили юношу настороженно из-за его необычной внешности и ужасной дикции. Георгий Милляр вспоминал: «По своим психофизическим данным я был тяжелым учеником, и многие преподаватели бросили бы меня, если бы не чувство профессиональной любознательности... «Консилиум» педагогов долго не мог предрешить исхода ни за, ни против, и поэтому меня не выгоняли...».
Закончив в 1927 году обучение, Георгий Милляр был принят в труппу Московского театра Революции. Там он проработал до 1938 года, быстро завоевав славу характерного актера. В памяти московских театралов остались воспоминания о многих сыгранных им ролях - Герцог Альбано в спектакле «Озеро Люль», Мокроносов в спектакле «Конец Криворыльска», Пикель в спектакле «Гоп-ля, мы живем», аптекарь в спектакле «Ромео и Джульетта», Атташе в спектакле «Голгофа», Болтиков в спектакле «Инга», Имангужа в спектакле «Поэма о топоре», мистер Гоукер в спектакле «Улица радости» и граф Людовико в спектакле «Собака на сене».
Казалось, все было в его карьере хорошо - у него было прочное положение в театре, любовь зрителей, но самого Георгия Милляра это не устраивало. Его манил кинематограф. И в 1941 году он ушел из театра.
В кино Георгий Милляр начинал работу с эпизодов. Первую большую роль - Царя Гороха, он получил в киносказке Александра Роу «По щучьему велению». Для режиссера это тоже был дебют, и он оказался великолепным - самодвигающаяся печка, пятящиеся задом гуси, говорящая щука настолько понравились не только детям, но и взрослым, что режиссеру тут же была заказана новая сказка, которая должна была рассказывать о борьбе добра и зла.
Так на свет появилась киносказка «Василиса Прекрасная».
На главную роль сказочного русского богатыря Александр Роу пригласил Сергея Столярова, и это было верное попадание. А вот с кандидатурой на роль Бабы Яги режиссер долго не мог определиться. Какой она должна предстать перед зрителями? Как она вообще может выглядеть? На эту роль пробовались многие известные актрисы, в том числе и Фаина Раневская. Своими сомнениями режиссёр поделился с Милляром. «Не женская это роль, - ответил он Роу. - Вот скажите мне, какая актриса позволит сделать себя такой страшной на экране? А я все стерплю».
Образ Бабы Яги он придумал сам. «В Ялте я старушку увидел — коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба Яга? — говорил Милляр. — А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
При выборе ролей Георгий Францевич впадал в две крайности: либо он напрашивался сам, либо его долго уговаривали. На роль Бабы-яги Милляр именно «нахально» напросился и сыграл три роли в одном фильме. В титрах его указали только раз. В рецензиях авторы недоумевали, почему в титрах не указана фамилия актрисы? «Актриса» и озвучивала роль «сама». «Бывают такие старушки с прокуренными голосами», - со знанием дела утверждал Милляр.
Дуэт Столяров-Милляр получился просто феноменальным. Милляр, худой от природы, выглядел в гриме настоящим чудовищем.
«Если хочешь быть модным мужчиной, надевай на себя всё дамское», - говорил Милляр. «Уговаривать» актера сниматься приходилось гораздо чаще. В 1941 году на «Союздетфильме» решено было поставить патриотическую сказку «Конец Кощея Бессмертного». На вопрос, кто будет играть Кощея, драматург Владимир Швейцер и режиссер Александр Роу в один голос ответили: «Конечно, Георгий Францевич!». Милляр «закапризничал»: «Не могу! Таланта не хватит!». Но опыт «уговоров» актера уже был: Милляра часто приглашали на студию обсуждать отдельные эпизоды фильма. И вот однажды на обсуждение он пришел с наголо обритой головой и бровями (это он делал всегда, чтобы облегчить работу гримеров). Все поняли: Милляр решил сниматься.
Георгий Милляр стал самым сказочным из всех артистов на планете. Он и сам нередко говорил: «Я работаю в области сказок». Но одно дело - принцы и богатыри, а другое - ведьмы и оборотни. Вот их-то и взвалил на свои хрупкие плечи сын французского инженера. Причём сам Милляр любил, чтоб было пострашнее. Когда он появлялся во дворе киностудии в костюме самой первой своей Бабы Яги на съёмках «Василисы Прекрасной», ребятишки с плачем разбегались в разные стороны. А когда он в образе Кощея предстал перед лошадью, та встала на дыбы и отказалась подпускать его к себе. Приходилось завязывать ей глаза, но как только она оказывалась без повязки - тут же сбрасывала актёра прочь. Действительно, Милляр в этом образе был чудовищно страшным. От природы худой, во время эвакуации начала сороковых он перенёс среднеазиатскую малярию, поэтому выглядел «живым скелетом». Оператору было легко работать с такой фактурой, при умелом обращении приближая её к образам ранней готики.
Георгий Милляр снимался почти во всех фильмах Александра Роу. Исключением стал лишь детский фильм «Тайна горного озера», снятый режиссером на ереванской киностудии, и фильм-балет «Хрустальный башмачок». Каждая их совместная работа оставила ярчайший след в отечественном кинематографе. Его герои, как правило, представляли в сказках «силы тьмы»: Черт из «Вечеров на хуторе близ Диканьки», злодей-придворный Квак из «Марьи-искусницы», подводный царь Чудо-Юдо в «Варваре-красе, длинной косе», оборотень Кастрюк в «Финисте-ясном соколе». Кстати, те, кто смотрел фильм-сказку «Марья-искусница», помнит, как зловредный Квак падает в кипящее озеро зеленым, а вылезает красным. Однако самому актеру во время съемок было не до веселья. На съемках его наголо побрили и намазывали лицо и руки зеленкой, а на ноги натягивали смешные зеленые ласты.
В общей сложности актер сыграл Бабу Ягу на экране около десяти раз, и этот образ не был статичным, он все время развивался. Со временем его героиня из злобного врага превратилась в старушку-сплетницу, измученную радикулитом и не лишенную человеческих слабостей. Сам Георгий Милляр так говорил о своем любимом персонаже: «В «Василисе Прекрасной» моя бабуля - такая дачница с повязочкой на голове, а в «Морозко» она уже подряхла, ослабла, да и радикулит ее, бедную, замучил. Обильный материал для Бабы Яги мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорить».
В сказке «Огонь, вода и медные трубы» Милляр сыграл Бабу Ягу и Кощея, в сказке «Золотые рога» - Бабу Ягу и деда Маркея, а в «Королевстве кривых зеркал» предстал сразу в трех образах: Наиглавнейшего Церемониймейстера, королевского возчика и вдовствующей королевы. В 16 фильмах Роу Милляр сыграл около 30 ролей.
Яркие образы были созданы Георгием Милляром и в фильмах других режиссеров. Наимудрейший из сказки режиссера Бориса Рыцарева «Волшебная лампа Аладдина» с его высказыванием: «Поистине, пути всезнания неисповедимы, осознание знания есть признак незнания, осознание незнания...». Среди других сказочных героев, сыгранных Милляром, были мистер Брауни в современной сказке Бориса Бунеева «Деревня Утка», мудрец Селим в «Калифе Аисте» Виктора Храмова, злой волшебник Смог в картине Геннадия Харлана «Андрей и злой чародей».
При этом Георгий Милляр снимался не только в сказках. Появляясь на экране в какой-нибудь эпизодической роли, он всегда притягивал к себе внимание. Щуплый старичок-шахматист из эксцентрической комедии Леонида Гайдая «Кавказская пленница», шут Балакирев в историческом фильме Юрия Швырева «Баллада о Беринге и его друзьях», вождь хапов Гы из детской фантастической ленты Радомира Василевского «Шаг с крыши», дядя Яша в музыкальной комедии Владимира Гориккера «Серебряное ревю» - эти роли, как маленькие яркие крупинки его огромного таланта.
Власть Георгия Францевича не жаловала и не замечала. Официальные лица не относились к Милляру серьезно: «Ну, кто такой Милляр? Ну, ходит такой смешной человечек». А он всегда оставался де Милляром. И при этом ел ливерную колбасу с черствым хлебом, 30 лет носил одно пальто и каракулевую шапку-пирожок. На международные фестивали, где фильмы Роу брали высшие премии, артиста не отпускали. Не дали Милляру провести и ни одного большого творческого вечера, даже на юбилей.
В середине 1980-х годов, когда милляровскую коммуналку в центре Москвы расселяли, ему дали 2-комнатную квартирку на последнем этаже высотки на окраине, далеко от метро. «Ты бы похлопотал, попросил квартиру поближе к метро и этаж пониже», - просила Марья Васильевна. Но Георгий Францевич так и не стал никого просить: «До метро я и на трамвайчике доеду», - говорил он.
Георгий Францевич Милляр был автором афоризмов, которые и по сей день живы в народе, но не все знают, что их придумал именно Милляр. Свои афоризмы актёр записывал. Таким образом появился Алфавит Милляра:
Актёр — кладбище неигранных образов.
Алкоголь — посредник, примиряющий человека с действительностью.
Валидол — аристократическая закуска к коньяку.
Водочные клизмы — красиво, но как быть с закуской?
Каждый Кащей думает, что он бессмертен.
Молодость. Нет такого генерала, который не захотел бы стать солдатом.
Невинность — причина для удивления жениха.
Сплетни заменяют прессу, славу и рекламу.
Скончался Георгий Францевич Милляр 4 июня 1993 года. Похоронен на Троекуровском кладбище (участок № 3).