Советский Нюрнберг (25 фото)
Вскоре после завершения войны страны-победительницы СССР, США, Великобритания и Франция в ходе лондонской конференции утвердили Соглашение о создании международного военного трибунала и его устава, принципы которого Генеральная Ассамблея ООН утвердила как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества. 29 августа 1945 г. был опубликован список главных военных преступников, включавший 24 видных нациста.
Подсудимым было предъявлено обвинение в планировании, подготовке, развязывании или ведении агрессивной войны в целях установления мирового господства германского империализма, т.е. в преступлениях против мира; в убийствах и истязаниях военнопленных и мирных жителей оккупированных стран, угоне гражданского населения в Германию для принудительных работ, убийствах заложников, разграблении общественной и частной собственности, бесцельном разрушении городов и деревень, в разорении, не оправданном военной необходимостью, т.е. в военных преступлениях; в истреблении, порабощении, ссылках и других жестокостях, совершенных в отношении гражданского населения по политическим, расовым или религиозным мотивам, т.е. в преступлениях против человечности.
Кто и зачем пытается переписать уроки Суда народов
Историк и писатель, профессиональный юрист, заместитель Генерального прокурора России Александр Звягинцев многие десятилетия исследует события и тайные пружины уникального судебного процесса над главарями и государственной машиной нацистского Третьего рейха. Он ищет ответ на вопросы, кто пытается стереть историческую память и почему стремление представить прошлое уже в иных тонах и красках таит в себе смертельную угрозу.
О некоторых результатах этих поисков, а также о том, действительно ли советский прокурор Роман Руденко стрелял в Германа Геринга, а Гитлер собирался улететь в Японию или уплыть на подводной лодке в Антарктиду, Александр Звягинцев рассказал в интервью "Российской газете"
Александр Григорьевич, тогда, в 1945-м, истина была очевидной и неоспоримой: советский солдат пришел в Берлин и уничтожил бесчеловечную машину зла, перемоловшую во Второй мировой войне 50 миллионов жизней. Почему вдруг теперь освободителей кое-где называют "оккупантами", а нацистских последышей опять подкармливают?
Герман Геринг в зале суда во время Нюрнбергского процесса
Александр Звягинцев: Не вдруг. Попытки обелить фашистский режим и снять с себя вину начались с самого начала Нюрнбергского процесса. Из 24 фашистских бонз, обвиненных в преступлениях против мира и военных преступлениях, в преступлениях против человечности и создании общего плана или заговора для совершения этих преступлений, никто не захотел признать себя причастным к жестоким злодеяниям. Преемник Гитлера Герман Геринг, например, вызывающе выкрикнул, что "победитель всегда будет судьей, а побежденный — подсудимым".
Прославившийся изощренной жестокостью имперский идеологический руководитель нацистской партии Альфред Розенберг с пафосом произнес: "Я отвергаю обвинение в "заговоре". Антисемитизм являлся лишь необходимой оборонительной мерой". А заместитель фюрера и тоже член Тайного совета Рудольф Гесс вообще цинично заявил: "Я ни о чем не сожалею".
Не все, правда, заняли места на скамье подсудимых. Лей до начала суда покончил жизнь самоубийством. Дело Круппа было приостановлено, поскольку он был признан неизлечимо больным. Розыск Бормана не дал результатов, и его судили заочно.
По дошедшим до нас отголоскам той судебной бури, многие преступники и особенно Геринг вели себя на процессе крайне вызывающе...
Александр Звягинцев: В зале N600 Дворца правосудия, где судили лидеров Третьего рейха, атмосфера была так накалена, такие злодейства были представлены ужасающемуся человечеству, что там, казалось, могло случиться что угодно. Не случайно в один из дней Нюрнберг потрясла сенсация. Цитирую: "Наци номер два", рейхсмаршал Герман Геринг убит прямо в зале суда во время заседания международного трибунала. На глазах у обвинителей, судей и адвокатов. Убил его советский прокурор Роман Руденко. Руденко, возмущенный хамским поведением Геринга, выхватил пистолет и застрелил Геринга прямо здесь, на скамье подсудимых".
Портрет главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе генерал-лейтенанта Р.А.Руденко
А когда Руденко закончил допрос Риббентропа, сам Геринг, со слов одного из участников процесса, с жалостью посмотрел на бывшего германского министра иностранных дел и подвел итог: "С Риббентропом покончено. Он теперь морально сломлен".
В своих выступлениях Руденко не просто обвинял, он поднялся до философских высот осмысления мировой трагедии. Именно многие его доводы легли затем в основу признания агрессивной войны тягчайшим преступлением.
Что же касается запущенной газетной "утки", то, как мне рассказывал участник того процесса Марк Юрьевич Рагинский, в нашей делегации стали шутить: "Бойся быка спереди, лошадь сзади, а американского журналиста со всех сторон".
Как вообще возникла идея международного трибунала?
Александр Звягинцев: Идея утвердилась не сразу. Еще 27 апреля 1942 г. правительство СССР официально направило послам и посланникам всех стран ноту "О чудовищных злодеяниях, зверствах и насилиях немецко-фашистских захватчиков в оккупированных советских районах и об ответственности германского правительства и командования за эти преступления". Но некоторые государственные деятели Запада думали расправиться с военными преступниками, не заботясь о юридической процедуре и формальностях. Так, премьер-министр Великобритании У. Черчилль уже в 1942 г. решил, что нацистская верхушка должна быть казнена без суда. Это мнение он не раз высказывал и в дальнейшем. Похожие идеи существовали и по другую сторону Атлантики. В марте 1943 г. госсекретарь США К. Хэлл заявил, что предпочел бы "расстрелять и уничтожить физически все нацистское руководство". Генерал Д. Эйзенхауэр предлагал просто расстреливать их "при попытке к бегству".
Немецкие преступники из концлагеря в Бельзене
Президент США Франклин Рузвельт за год до начала Нюрнбергского трибунала говорил: "Мы должны быть по-настоящему жесткими с Германией, и я имею в виду весь германский народ. Немцев нужно либо кастрировать, либо обращаться с ними таким образом, чтобы они забыли и думать о возможности появления среди них людей, которые хотели бы вернуть старые времена и снова продолжить то, что они вытворяли в прошлом". Американский министр Моргентау, например, предлагал сразу после окончания войны сделать из Германии одно большое картофельное поле. Вот такая судьба могла ожидать Германию, если бы не последовательная, принципиальная позиция нашей страны.
Советское руководство оказалось в этом отношении гораздо дальновиднее и, я бы сказал, мудрее многих западных политиков.
Когда Черчилль пытался навязать Сталину свое мнение, Сталин твердо возразил: "Что бы ни произошло, на это должно быть... соответствующее судебное решение. Иначе люди скажут, что Черчилль, Рузвельт и Сталин просто отомстили своим политическим врагам!".
Нацистских преступников судили четыре страны-победительницы. А как за Нюрнбергским процессом закрепилось и другое название — Суд народов?
Александр Звягинцев: 8 августа 1945 г., т.е. через три месяца после Победы, союзники заключили в Лондоне соглашение об организации суда над главными военными преступниками. В дальнейшем к Соглашению присоединились еще 19 государств, и Трибунал стал с полным правом называться Судом народов.
Через ваши руки прошли тысячи документов, в той или иной мере фигурировавших на процессе. Есть такие, что особенно запомнились, но мало известны, вы могли бы рассказать о них?
Александр Звягинцев: Работая с историей, всегда погружаешься в море документов, рассказывающих о времени и интересующих тебя людях. К сожалению, многое остается за кадром, а жаль. Некоторые документы я могу представить читателям подчас без ссылок на источники.
Например: "Согласно оперативным данным, полученным разведывательно-поисковыми группами, обслуживающий персонал аэродрома Травемюнде в последние недели войны получил приказание постоянно держать в полной готовности четырехмоторный самолет, способный вместить большое количество горючего. Самолет мог быть предназначен для бегства Гитлера в Японию. На нем могли поместиться только три пассажира. Очевидно, Гитлер с Евой Браун и кто-то из самых близких ему людей.
Кроме этого самолета, на тайном аэродроме в полной готовности находились еще три гидроплана"... О судьбе Гитлера наверняка было немало разговоров, не все верили, что он покончил с собой. Какие версии всплывали?
Александр Звягинцев: Скажем, такая: "Посольство США в Буэнос-Айресе выясняет обстоятельства, связанные с сообщением о том, что Гитлер и Ева Браун высадились с подводной лодки N 530 на острове Куин Мауд в Антарктике, близ Южного полюса. Вскоре после этого подводная лодка N 530 сдалась аргентинцам.
Газеты сообщают, что на острове было создано немецкое поселение "Берхстесгаден" еще во время германской экспедиции в 1938-1939 годах. Возможно, подводная лодка N 530 является одной из группы подводных лодок, которые вышли в самом конце войны из немецких портов, направляясь в Антарктику.
Аргентинское правительство приняло решение передать правительствам США и Англии немецкую подводную лодку N 530 и ее экипаж, а также представить отчет морского министерства о результатах проведенного расследования обстоятельств, связанных с прибытием подводной лодки.
Министр иностранных дел Аргентины заявил, что правительство уведомлено о возможности высадки Гитлера в Аргентине, хотя пока нет никаких конкретных доказательств, подкрепляющих данные сообщения".
Или агентство Рейтер сообщило: "Брачное свидетельство Евы Браун, составленное в бомбоубежище находившейся под обстрелом имперской канцелярии 29 апреля 1945 года, может быть поддельным. Его подделали для того, чтобы сбить с толку союзную разведку, занимающуюся поиском нацистских преступников". Было и такое сообщение: "Молодой датчанин нашел близ Роскильде запечатанную бутылку с немецкой этикеткой, в которой находилось письмо немецкого моряка. Письмо написано готическим шрифтом. Сама бутылка сделана по заказу на одном из гольштейнских пивоваренных заводов.
В письме говорится: "Это последние строки одного из оставшихся в живых на подводной лодке "Хауцилус", на которой скрывался фюрер немецкого народа Адольф Гитлер. Лодка находилась на пути из Финляндии в Испанию, натолкнулась на потонувший корабль и дала течь. Мы могли выдержать еще приблизительно 15 часов под водой, и за это время я написал это сообщение...
Фюрер в момент катастрофы находился в (неразборчивое слово, оканчивающееся на "...каммер"), которая была задраена, поэтому оказался отделен от нас, остальных. Я огласил это, чтобы опровергнуть слухи, будто фюрер сгорел в имперской канцелярии...
С троекратным "Хайль" за нашего любимого фюрера покидаю судно. Скоро мы опять будем свободны! Мы вернем Германии ее прежнюю силу и величие!"
Подпись: Ганс Рутенбюргер".
А среди обнаруженных документов имелся приказ Гитлера об уничтожении всего боеспособного мужского населения во время отступления немецких войск с территории Украины. Приказ был изъят у одного из пленных немецких офицеров.
Как заканчивался Нюрнбергский процесс?
Вид на скамью подсудимых Нюрнбергского процесса во время оглашения приговора. 01.10.1946 г.
Александр Звягинцев: Свою заключительную речь Роман Руденко произнес 30 июля 1946 года — кстати, в день своего рождения. Суд удалился на совещание. Оно длилось целый месяц. 1 октября 1946 года было завершено оглашение приговора Международного военного трибунала. Двенадцать подсудимых приговорили "к смертной казни через повешение": Геринга, Риббентропа, Кейтеля, Кальтенбруннера, Розенберга, Франка, Фрика, Штрейхера, Заукеля, Йодля, Зейсс-Инкварта, Бормана (заочно). Семерых: Гесса, Функа, Деница, Редера, Шираха, Шпеера, Нейрата — к различным срокам лишения свободы. Троих нацистов: Шахта, Папена, Фриче — оправдали. Советская сторона настаивала на более жестком приговоре, в связи с чем подала в суд специальный документ: особое мнение.
Оправданные отказались покидать тюрьму — на улице бушевала разъяренная толпа, не согласная с мягким решением трибунала. Их поселили на третьем ярусе, в камерах с открытыми дверьми.
Рано утром 16 октября 1946 года приговоренных казнили, а потом кремировали. Долгое время никто не знал, что стало с прахом казненных. Скрывали намеренно — опасались, что захоронение станет местом паломничества неонацистов. Пепел тайно развеяли над рекой Изар.
Комплекс зданий тюрьмы в Нюрнберг.Здание, где содержались военные преступники, отмечено белой стрелкой
Вам доводилось бывать в тех местах?
Александр Звягинцев: Осенью прошлого года я посетил Нюрнбергскую тюрьму в очередной раз. Меня сопровождал инспектор юридической службы исполнения наказаний господин Франк Эдельман. И благодаря его стараниям мне показали многие малоизвестные места этого узилища, господин Эдельман поведал множество всяких историй, связанных с тюрьмой. По моей просьбе он провел меня той дорогой, по которой подсудимых в 1945 — 1946 годах конвой доставлял в зал N 600, а затем показал последний путь приговоренных к эшафоту.
Когда мы с Франком вышли во внутренний двор и я обратил внимание на обрубленную стену, он посмотрел на меня и сказал: "Да, когда-то здесь, где теперь обрезанная стена, стояло то самое знаменитое четвертое крыло тюрьмы... В нем содержались нацистские преступники. В 80-х годах его снесли. А вот там, где возвышается труба, находился спортзал — в нем казнили приговоренных".
Через 68 лет, в сентябре прошлого года я нашел то место, где развеяли прах казненных. По перекинутому через реку мосту беззаботно прогуливались молодые люди. На берегах отдыхали и даже купались в Изаре дети и взрослые. Ярко светило осеннее солнце и пели птицы, и ничто не напоминало о тех далеких и тревожных днях.
Чем ценны решения Суда народов для истории, для сегодняшнего дня, для нас, живущих?
Александр Звягинцев: Нюрнбергский трибунал осудил не только лидеров Третьего рейха, но и его политическую систему, идеологию, преступные организации — СС и Гестапо, дал жесткую оценку пособникам нацистов, отменил срок давности за преступления против человечности, определил ответственность не только для тех, кто отдавал преступные приказы, но и для тех, кто их исполнял. А выработанные на процессе принципы международного права стали определяющими в работе Организации Объединенных Наций.
Но, похоже, нынешние поколения политиков на Западе не часто вспоминают об этом...
Александр Звягинцев: Многие в мире забыли прошлое. Сегодня мы видим попытки пересмотреть историю Второй мировой войны, принизить роль нашей страны, Советской армии в победе над фашизмом. Пособников нацистов кое-где пытаются признать героями и борцами за свободу, им ставят памятники...
27 миллионов советских граждан всех живших тогда в единой стране республик погибло во время Великой Отечественной войны. Это во много раз больше, чем погибло граждан вместе взятых США, Англии и Франции, участвовавших в войне против фашистской Германии. На территории СССР нацисты уничтожили 1710 городов, более 70 тысяч сел и деревень, свыше 6 миллионов зданий, лишили крова около 25 миллионов человек. И нам сегодня некоторые советуют забыть об этом, память отрубив? Да где ж найти нам такой топор, что память враз отрубит?
В послевоенное время казалось, что нюрнбергский Суд народов дал большой позитивный толчок, направленный на искоренение "коричневой чумы". Тогда были разоблачены и подвергнуты уголовному преследованию тысячи и тысячи нацистов и их пособников, на совести которых были невиданные, леденящие душу преступления. В работе по розыску и уголовному преследованию принимали участие огромное количество юристов и просто честных людей из разных европейских стран, а также Израиля, Канады, США. СССР активно сотрудничал с другими странами в выявлении и предании суду нацистов.
Наша страна продолжает эту работу и сейчас. Буквально недавно, в начале мая, Следственным комитетом России в отношении 93-летнего Владимира Катрюка за участие в массовом убийстве граждан Советского Союза в селе Хатынь в Белоруссии было возбуждено уголовное дело по ст. 357 УК РФ (геноцид). К сожалению, прежде Канада не раз отказывала нам в исполнении запросов о выдаче Катрюка для привлечения к уголовной ответственности за содеянное, а в 2008 г. сняла с него все обвинения. Нельзя не сказать и о том, что политические и правовые реалии позволили многим нацистским преступникам уйти от ответственности.Не так давно в США был опубликован скандальный доклад о жизни многих деятелей Третьего рейха, нашедших после войны прибежище в Америке. Перебравшиеся за океан фашисты и их пособники, как выяснилось, были очень востребованы в ЦРУ и военно-промышленном комплексе. Сколько всего нацистов перетекло после войны в США, не называется, но дается понять — несколько тысяч.
Но время — суровый судья. Оно абсолютно. Не будучи детерминированным поступками людей, оно не прощает неуважительного отношения к вердиктам, которые уже однажды вынесло, — будь то конкретный человек или целые народы и государства. К сожалению, стрелки на его циферблате никогда не показывают человечеству вектор движения, зато, неумолимо отсчитывая мгновения, время охотно пишет роковые письмена тем, кто пытается с ним фамильярничать.
Ключевой вопрос
После окончания войны намеренно раздувалась точка зрения, что поскольку Нюрнбергский процесс — это суд победителей над побежденными, то нельзя ожидать справедливого правосудия. Нынче эта идея опять муссируется...
Александр Звягинцев: Конечно же, она не верна. Во-первых, судебное разбирательство строилось по принципу состязательности. Подсудимым предоставили 27 защитников из немцев, которым платили хорошие деньги. Причем многие из них были в прошлом членами нацистской партии. Им помогали 54 ассистента-юриста и 67 секретарей. Подсудимые имели возможность знакомиться со всеми документами на немецком языке. Все они понимали, что говорится на процессе, так как был организован синхронный перевод на четыре языка — английский, французский, русский и немецкий. Подсудимые могли представлять свидетелей, доказательства, давать объяснения. В целом на защиту было затрачено в три раза больше времени, чем на обвинение. Достаточно сказать, что один только Геринг однажды выступал на процессе беспрерывно почти два дня.
Во-вторых, Нюрнбергский процесс был гласным в самом широком смысле этого слова. В ходе него состоялось 403 открытых судебных заседания. В зал суда были выданы 60 тысяч пропусков, причем в основном их получили немцы. Благодаря радио, кино, печати люди во всем мире следили за ходом процесса. Представителям прессы была отдана большая часть мест в зале суда: 250 из 350.
Заместитель председателя Верховного суда Баварии Эвальд Бершмидт в 2005 году рассказал мне: "Немцы ожидали мести, но не обязательно торжества справедливости. Однако уроки процесса оказались другими. Приговор Нюрнбергского трибунала стал прецедентом международного права. Его главным уроком явилось равенство перед законом для всех — и для генералов, и для политиков". А осенью прошлого года шеф Бершмидта — Петер Кюсперт заявил: "Я думаю, что это был очень справедливый процесс".