Вырезанные сцены из фильма "Москва слезам не верит" (10 фото)
Вот фрагмент стенограммы заседания худсовета, на котором обсуждалась уже смонтированная картина. Докладчиком был тогдашний директор киностудии Николай Сизов:
"Некоторые моменты в картине меня просто поразили. Например любовная сцена с Табаковым. Если бы вам показать её в первоначальном виде, как она была в начале, вы бы ужаснулись! Это просто непристойно!. То же касается и сцены соблазнения героини в квартире профессора в первой серии.
Из Меньшова должен вырасти хороший мастер. Но с точки зрения художественного вкуса, ему надо просто помочь отрешиться от некоторых мыслей, которые уводят картину в сторону".
Так что же там было в любовной сцене с Табаковым? Если верить словам Меньшова и Табакова, ничего страшного в этой сцене не было. Но как посчитали "наверху", актеры "сильно переигрывали" и "слишком торопливо раздевались", оставаясь в одном нижнем белье.
Уменьшили и сцену соблазнения Катерины, от которой осталось лишь слабое "нет" или "не надо" (точно уже не помню)
По словам Веры Алентовой, сильно подсократили начало второй серии, где её героиня принимает душ, а её дочь одевается танцуя.
Также, по словам Баталова, сильно сократили разговор Гоши и Николая в коммуналке. Помните? Когда Николай находит Гошу дома в сильном подпитии.
Герой Баталова сидел в плаще на голое тело. И когда он поднимался за новой бутылкой, это было заметно… (Баталову тогда пришлось тяжело - сцену снимали зимой, в доме без отопления, готовящемся под снос, а Алексей Владимирович был сильно простужен)
Кстати, об этой сцене. Здесь подсократили ещё один момент.
"Что происходит в мире?" - спрашивает Гоша, наливая. - "Стабильности нет, - отвечает ему Николай. - Террористы опять захватили самолет компании "Эйр Франс". Так вот, "Эйр Франс" во избежание международных проблем решили вырезать. И если по сценарию Гоша и Коля распевают "По Дону гуляет казак молодой", в фильме они всего-навсего разделывают леща.
"В картине было очень много по-настоящему смешного, но в очередной раз шла борьба с пьянством, и "выпало" немало хороших реплик", – говорит Алексей Баталов.( Тут Алексе́й Влади́мирович по моему что то путает, с пьянством стали бороться уже при Горбачеве в 1985, а фильм снимался в 1979-80г.)
Вырезали и некоторые сцены с хоккеистом Гуриным, которого сыграл Александр Фатюшин. Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя, и очень жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Как, например, сцена во Дворце спорта "Лужники": советская сборная играла матч со шведами, и Гурин стал героем этой встречи.
Куда больше жаль было Фатюшину последней вырезанной сцены. Если помните, ближе к концу фильма все собрались на даче, Гурин "завязал", перешел на тренерскую работу... Три героини сидят на завалинке, поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: "Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!". Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: "Нет, завязал - значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься"
Были и изменения в фильме во время съёмок и доработки сценария. Меньшов увеличил его с 60 страниц до 90. Возникли новые сюжетные линии, новые герои, к примеру история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств. По сценарию главная героиня - депутат Моссовета - вела прием избирателей. "Скучно!" - решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую сыграла Лия Ахеджакова, сватала Екатерину за "работника главка - очень ответственного - всего пятидесяти трех лет".
Вместо фестиваля французских фильмов, как в картине, подружки Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на... дипломатический прием. Однако боливийского посла и военноморского атташе США решили заменить кинозвездами 1950-х Юматовым и Конюховой, а "форды" и "бьюики" - отечественными "ЗИСами" и "победами". Появилась сцена со Смоктуновским, который "поздновато начинает" актерскую карьеру.
У Рудика по сценарию была не только активистка-мать - директриса садика, но и отец - Рачков старший, токарь по профессии.
А когда Рудик пригласил Катерину в телецентр на Шаболовке, то он должен был снимать КВН, а она - наблюдать за концертом из первого ряда. Собирать огромный зал не стали, решив заменить КВН съемкой "Голубого огонька" - визитной карточкой советского телевидения тех лет.
Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Герой Баталова Гоша, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос.
Когда же фильм вышел на экран, критики в один голос назвали его дешёвой мелодрамой, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Зритель же от ленты пришёл в полный восторг.