Жестокое истязание СКС (18 фото)
Кроме того, СКС стал очень популярным на рынке гражданского оружия. И, хотя его надёжность ценится весьма высоко, скажем честно — главным фактором популярности СКС стал ценник. Это самый доступный полуавтоматический карабин под промежуточный патрон; цены на него, как правило, начинаются от $ 200 и зависят от производителя и страны производства. И вот, купили такой карабин, чтобы выяснить, насколько он крут.
Взято из статьи журнала "Calibre" №1/2015, Канада: http://calibremag.ca/home/2015/01/the-sks-torture-test/
От переводчика:
Не могу не согласиться с гневными отзывами, которые читатели оставляли в комментариях: несомненно, такое обращение с легендарным оружием — это варварство. Но в то же самое время, этот тест наполнил меня гордостью за творение советского оружейного конструктора С.Г. Симонова: немного найдётся в мире систем, способных выдержать подобные испытания на уровне СКС. Да и найдутся ли? Поэтому призываю воспринимать этот тест не как безжалостное месилово, а как демонстрацию возможностей СКС в невероятно экстремальных условиях. Которые он перенёс более чем достойно.
О тонкостях перевода.
Все англоязычные идиомы были заменены соответствующими по смыслу русскими; единицы измерения переведены в метрические. Те явления и понятия, которые очевидны канадцу, но непонятны русскоязычному читателю, я постарался передать максимально очевидным образом. В целом же, сделан не дословный перевод, а перенесёны на русский язык не только содержание, но и настроение статьи.
Особой проблемой стал перевод заголовка. "The SKS torture test". На английском звучит красиво и понятно, а вот на русском… "Истязательное испытание СКС"? "Пыточный тест СКС"? В итоге выбрал хоть и не точный, но более-менее благозвучный вариант.
Отдельно надо сказать о пушечном сале. В статье консервационный состав называется Cosmoline, и это действительно американский аналог нашего пушсала. Однако по контексту понятно, что законсервирован карабин был еще в Советском Союзе, и, конечно же, для этого использовалось отечественное пушечное сало, которое там привычно зовётся космолином. Поэтому в данном случае, перевод "cosmoline"-"пушечное сало" — даже не переводческая условность, он максимально точен.
Попытка №1: Пушечное сало — не смазка!
Часто звучат жалобы, что СКС, как и другое оружие складского хранения, бывает обильно покрыт слоем пушечного сала. Наверное, это лучший состав для предохранения от ржавчины и гнили — вонючий отвар химических углеводородов, что-то среднее между маслом, мазутом и бензином, изначально имеющий вязкость нефти и превращающийся в липкую слизь при длительном хранении, да ещё и с неистребимым запахом бензина. Но это, однако, не делает его смазкой.
Однако вы же понимаете, как иногда бывает при покупке нового ствола. К чёрту логику, разум и терпение, ведь так хочется поскорее бабахнуть из новой пушки! И вот, мы закинули совершенно новый СКС с запасом патронов в наш пикап и двинули в горы.
День не был особенно холодным, температура воздуха колебалась около нуля или чуть ниже; землю прикрывал небольшой слой снега. Как нам и надо: при такой погоде пушечное сало твердеет и напоминает воск. При первом снаряжении магазина консервационная смазка ощущалась совершенно сухой.
И каково же было наше удивление, когда СКС бодро отстрелял 80 патронов перед первой задержкой! Нет, даже так: мы вообще были в шоке, когда карабин, смазанный толстым слоем пушсала, в котором он лежал десятилетиями, вообще начал стрелять — и это после всех страшных историй о закисших ударниках. Мы были настолько впечатлены работой винтовки, что готовы были признать перекос патрона человеческим фактором: ну, может, это мы так криво снарядили магазин. А вот и нет, всего три патрона спустя снова случилась неподача.
Но мы решили, что 83 выстрела — это маловато, чтобы сделать вывод о стойкости к смазке пушечным салом. Мы устранили задержку и продолжили стрельбу. Удивительно, но СКС довел счёт выстрелов до 150 без каких-либо задержек. Логично предположить, что наши две неполадки были связаны; может быть, сгусток консерванта стопорил подаватель магазина или просто склеивал патроны один с другим. Какой бы ни была причина, обе задержки были связаны с подачей патронов и произошли с интервалом в три выстрела; при отстреле 150 патронов эти два перебоя больше похожи на случайность.
Попытка №2: Огонь — лучшее средство для удаления консерванта!
Ну вот, к следующему этапу наших испытаний мы уже поняли, что пушечное сало надо бы удалить. Обычно для этих целей используется какой-нибудь мягкий растворитель. Но для для СКС надо придумать что-то пореалистичнее. Ну вот представьте себе: случись крах государственной системы, или зомби-апокалипсис, или столкновение с кометой, ну на худой конец, учёные воскресят динозавров — и что тогда? Для таких случаев нужен альтернативный метод удаления консерванта! Что мы там говорили про горючесть пушсала? А давайте просто бросим наш карабин в костёр!
И вот мы развели настоящий костёр высотой более полуметра и закинули туда свой СКС. Звучит немного глупо, понятное дело. Хотя нет, это действительно дурацкая идея!
Но если уж делаешь что-то глупое, делай это хорошо! Поэтому мы откинули штык и с его помощью переворачивали наш карабин для равномерного прожаривания. Честно говоря, хотя мы и знали о горючести пушечного сала, мы были удивлены его полным выгоранием отовсюду, где пламя доставало винтовку.
Мы старались хорошенько прожечь механизм и газовый двигатель карабина, уберегая от огня приклад. Пружины и закалённые части мы постарались прожарить особенно хорошо.
Мы жгли винтовку в течение 10 минут, переворачивая и определяя готовность мерой выгорания консерванта. Сначала он выходил из карабина хлопьями черного дыма, затем сочился жёлтыми ручейками из деревянных деталей. И вот, настал момент, когда мы решили, что наш СКС уже достаточно прожарен. Мы вытащили винтовку из огня, бросили в снег для охлаждения, и тут увидели, что она разломилась на две части. А вот это уже проблема…
Ну, хоть и смешно требовать, чтобы винтовка не разваливалась надвое после сожжения на погребальном костре, это происшествие наглядно показало слабое место в конструкции СКС. В отличии от многих более новых образцов, у СКС нет вкладыша ложи, распределяющего силу отдачи по всей длине, и когда горящее пушсало пережгло перемычки ложи по бокам от магазина , ничто более не связывало её переднюю и заднюю части. Если бы там был металлический вкладыш, соединяющий цевьё и приклад, ничего подобного бы не случилось, а так — слабое место налицо.
Чтобы охладить механизм карабина и просто выместить на нём свою злобу, мы буквально похоронили его под слоем снега. Но даже спустя 20 минут он оставался слишком горячим, да и через полчаса был тёплым на ощупь. Чтобы продолжить испытания, мы приложили заднюю часть ложи на место и примотали при помощи половины рулона ленты для хоккейных клюшек. Она очень кстати оказалась под рукой. Ну что, зато от пушечного сала мы благополучно избавились!
Попытка №3: Постреляем насухо. Совсем насухо!
После неожиданного обретения импровизированного зимнего камуфляжа карабин был закреплён на пристрелочном станке в ожидании третьего испытания: стрельбы без смазки. Убедившись, что весь консервант выгорел при жарке на открытом огне и механизм совершенно сух (мы вовремя достали его из снега, чтобы вода смогла испариться под действием остаточного тепла), мы зарядили один патрон, чтобы посмотреть, что изменилось в работе автоматики…
…и даже 50 выстрелов спустя карабин не проявлял никаких предпосылок к задержкам! Механизм покрылся коркой из нагара, золы и сажи, но при этом невозмутимо продолжал работать. Проклятье, мы сперва даже не заметили, что на затвор налип кусок ленты и был буквально зажёван. Реализуя все преимущества систем с газовым поршнем, СКС к тому же обладает мощной возвратной пружиной, и сочетание этих двух особенностей обеспечивает движение затвора даже в самых неблагоприятных условиях.
Не подумайте, что механизм после такого издевательства был как новый: на затворе и стенках ствольной коробки отчетливо были видны следы износа. Но после 50 выстрелов без каких-либо нареканий мы утвердились во мнении, что и 250 не будут для СКС проблемой. Поэтому мы решили поберечь наши патрончики для следующего испытания.
Попытка №4: Натуральная съедобная канадская смазка.
Кленовый сироп. Каждый, кто его пробовал, знает это ощущение на руках. Ну а мы, решили облить наш СКС. Примерно половину бутылки мы влили прямо внутрь механизма, остатками же художественно облили ствольную коробку. Ну а что, кленовый сироп довольно текуч.
А если серьёзно, мы хотели попробовать залить туда что-то тягучее, а поскольку мы канадцы, то сразу подумали про наш знаменитый сироп. Как мы надеялись, под действием высокой температуры сахар, которого в сиропе много, начнёт подгорать и твердеть, а невысокая температура воздуха заставит сироп в магазине загустеть. Поэтому мы взяли очередные пять патронов, запихнули в магазин… и снова СКС бодро отстрелял 50 патронов, не проявив никакого уважения к национальному блюду! И ведь с добавлением сиропа он стал работать мягче! Но не надо думать, что всё так гладко. При подаче каждого патрона нагар и сажа вместе с кленовым сиропом проникали во все зазоры механизма. Уже после нескольких выстрелов сироп, которым были покрыты направляющие затвора, стал чёрным, а после 50 выстрелов превратился в нечто отвратительное. И тем не менее, даже со всей этой гадостью во всех щелях карабин отстреливал ровно столько патронов, сколько мы заряжали. Ну что ж, пойдём дальше…
Попытка №5: Что делать, если кто-то упорно не умирает? Пристрелить его!
Разве мы могли смириться с тем, что это порождение коммунизма с завидной регулярностью утирает наши демократические носы? В стремлении убить СКС, мы зашвырнули его в низину, а потом взяли Ругер 10/22 и расстреляли.
Отстреливая два магазина по 25 патронов .22LR Remington Viper, мы старались целиться по более уязвимым местам. Стараясь повредить ствол, расколоть газовую трубку или заклинить магазин, мы обстреливали наш карабин с 40 метров. После двух магазинов мы спустились, чтобы осмотреть повреждения.
По крайней мере, попытаться их разглядеть. Не, ну мы сделали несколько трещин в прикладе, продырявили нашу модную хоккейную ленту рядом с магазином, а следами множественных попаданий украсили ствол, газовую трубку и шомпол. Да, мы реально погнули шомпол! Наша лучшая попытка вывести карабин из строя опять бесславно провалилась. Мы уже делали дырки из малокалиберной винтовки в куче предметов: от сковородок до телефонных книг, — и сейчас были удивлены, насколько хорошо СКС пережил 50 попаданий, сохранив при этом работоспособность. И продолжая стрелять. А значит, настало время взять что-то посерьёзнее!
Попытка №6: Взорвать его!
И тут мы поняли, что времени, чтобы доконать карабин, у нас осталось немного. Начало смеркаться, и через несколько минут вся наша фотоаппаратура оказалась бы бесполезной.
Если кто не в курсе, двухкомпонентные взрывсоставы типа Таннерита легальны в Канаде, и вы можете купить их в оружейных магазинах и универмагах. Мы намешали полкило взрывчатки, отнесли подальше в низину вместе с СКС. Как видно на фото, мы положили СКС прямо на взрывчатку, чтобы действие взрывной волны было максимальным.
Наконец, мы убедились, что приняли все меры, чтобы этот чудовищный эксперимент был настолько безопасным, насколько это вообще возможно (не повторяйте это дома!), взяли в руки M14 и отошли подальше. Пару минут спустя место, куда мы положили СКС, оказалось окутано дымом, и после этого оружие исчезло. Ложе отвалилась сразу и отлетела куда-то влево. Цевьё, которое до этого всё ещё держалось, улетело вправо. А самый тяжелый фрагмент — ствольная коробка со стволом, — подлетел вверх на 6 метров и остался висеть на дереве.
Когда мы его всё же достали, то не сразу поняли, что нашему СКС хана. Конечно, магазина уже не было, но затвор оставался на месте, и ничто не мешало подавать патроны по одному. Отвалился целик, но с уровнем точности СКС это не такая уж и большая проблема. Однако, когда мы отнесли СКС на огневой рубеж, только тогда и обнаружили, что взрыва он не пережил. С левой стороны ствольной коробки, принявшей на себя взрывную волну, образовалась вмятина; правая же оказалась немного растянута, образуя небольшой изгиб. Если бы перед подрывом мы сняли затвор с задержки, может быть, всё бы и обошлось, но так он оказался заблокирован в заднем положении. Короче, когда в следующий раз кто-то назовёт СКС неубиваемым, мы теперь сможем ответить: "Ну, не совсем…"
Заключение.
Не будем скрывать, что при проведении этого испытания мы смогли дать волю куражу. В самом деле, у нас не было ничего подобного. Когда мы делаем обзоры дорогущих новейших винтовок и пистолетов, обычно мы стараемся нащупать предел их возможностей, не доводя до поломки, и поэтому этот по-настоящему беспощадный тест стал для нас глотком свежего воздуха. Хоть это и было сделано ради забавы и яркого открытия нового сезона публикаций, мы открыли для себя что-то новое, например, способность работы оружия без смазки.
Вы только представьте себе: давным-давно, ещё во времена Холодной войны, этот карабин был обмазан пушечным салом и отправился на складское хранение на долгие десятилетия. И после этого без какой-либо подготовки мы сделали из него 350 выстрелов, в процессе сожгли, залили кленовым сиропом, расстреляли из винтовки — но так и не смогли вызвать серьёзных или повторяющихся неполадок. Такое вряд ли получится повторить с какой-либо другой гражданской или даже боевой винтовкой.
С другой стороны, ложа нас немного разочаровала. Нет, понятное дело, что дерево будет гореть в огне, другого мы и не ждали. Но тонкие перемычки по бокам от магазина — это явное слабое место карабина. Из-за отсутствия вкладыша любая трещина в этом месте может привести к тому, что ложа попросту развалится. Следует думать, такое вполне может произойти при особо жёсткой эксплуатации карабина. Мы хотели кинуть наш СКС с обрыва или переехать его грузовиком, но, по правде говоря, теперь думаем, что у его ложи нет для этого запаса прочности: сильного удара или веса машины может хватить, чтобы отломить ствольную коробку. Может быть, есть смысл во всех этих полимерных ложах, которые встречаются в продаже?
Но в целом, мы были впечатлены работой карабина. Как мы упомянули ранее, СКС нельзя назвать снайперским оружием, однако и в этом он смог нас удивить. Мы сделали пять выстрелов с закрепленного на станке карабина, и, как мы и ожидали, кучность составила примерно 3-4 MOA, что нормально для большинства СКС. И тот же уровень хм… кучности сохранился даже после суровых испытаний! Прибавьте к этому колоссальный запас надежности и, конечно же, низкую цену, и сразу поймёте, почему эти карабины настолько популярны.
Но только держите их подальше от огня. И не взрывайте.