Panzer Vorwärts! Танки, вперед! Часть 7 Ausf D1 (36 фото + 1 видео)
«Тигр»! «Тигр»! Страшный страх…
Внимание! «Тигры»! Attention! «Tigers»! Uwaga! «Tygryski»! Attention! «Tigres»! – гремело над полями сражений.
Наверное нет более известного немецкого танка Второй Мировой, чем «Тигр» – его угловатые формы, длинная и мощная пушка известны практически всем и каждому мало-мальски интересующемуся историей той войны.
Как же так получилось, что полтора десятка батальонов (всего немцы успели выпустить менее двух тысяч машин, при том, что тех же КВ выпустили в РАЗЫ больше) за неполных два года боев стяжали себе столь грозную славу? Однозначный ответ найти сложно, в зависимости от того по какую сторону фронта находился автор той или иной книги, фильма – «Тигры» то сами горят десятками, то десятками жгут других. Последняя часть моих постов об истории немецких танков Второй Мировой – желание разобраться в этом. Каким был на самом деле этот танк? Что сделало его столь грозным и эффективным оружием?
История создания Pz VI Tiger II Ausf B началась еще в 1941 году, когда было принято окончательное решение о разработке нового тяжелого танка на замену Pz IV. Но разрабатываемые образцы не полностью удовлетворяли фюрера – он хотел видеть на новом танке 88мм пушку KwK43 L/71, мощнейшую из существовавших (до 1944 года) танковых орудий. Но эта пушка не вписывалась, по немецким понятиям, в имеющуюся башню, поэтому, скрепя сердце, фюрер разрешил выпуск машины, вооруженной 88мм пушкой KwK 36 L/56.
На рисунке – проект Pz VI Tiger с KwK43 L/71
Как бы то ни было, 26 марта 1941 года, примерно за год до начала производства танка Pz VI Tiger Ausf Н фюрер лично отдал приказ о разработке еще более мощного танка, с более мощной пушкой и более толстой броней. А техзадание на новую машину было сформулировано в августе 1942 года.
На конкурс, по своеобразной традиции, вновь вышли Porsche и Henschel. Оба конкурента не стали особо мудрствовать – и Порше, и Адерс воспользовались своими прежними наработками.
Так, фирма Porsche за основу своего проекта взяла слегка доработанный проект VK4501, получивший новое наименование VK4502(P)/Typ 180/181 или Sonderfahrzeug III.
На рисунке – прототипы фирмы Porsche
Порше предлагал для всех вариантов электромеханическую трансмиссию и оригинальную систему подвески – катки блокировались попарно в тележки, внутри которых находился торсион. Такая система позволяла достичь довольно ощутимого выигрыша в весе и, что самое главное, в простоте обслуживания – для замены катков нужно было снять соответствующую тележку.
На рисунке – схема торсионов и фото тележки подвески Порше (эта тележка была сломана в ходе испытаний из-за заводского брака)
Недостатками же машин Porsche были недоведенность и сложность электротрансмиссии и сложность проекта в целом. Это давало мало шансов на победу, особенно при «пламенной любви» Heereswaffenamt (Управления вооружений) к самому профессору Порше. Но фирма «Friedrich Krupp AG» явочным порядком начала производство башен для нового танка (всего изготовили порядка 50 штук).
На фото – FgstNr V2 (?) в экспозиции Танкового Музея в Бовингтоне. Хорошо видна форма башни конструкции Порше.
Фирма Henschel, точнее Адерс, в свою очередь, доработали свой проект VK4503(Н), заменив ящикообразную форму корпуса Pz VI Tiger на форму более близкую к Pz V Panter (кстати, отчасти поэтому в СССР танки Pz VI Tiger II считались дальнейшим развитием танка Pz V, а не Pz VI). Вдобавок проект Henschel предполагал высокую унификацию с разрабатываемым танком Panter II, что весьма устраивало военных. От Pz V Panter новая машина получила двигатель Maybach HL 230 P 30, а от Panter II еще и маску пушки. От Pz VI проекту досталась схема подвески и трансмиссия, как и ограны управления механика-водителя. Толщина брони во лбу хеншелевской машины достигла 180мм (в проекте Porsche броня была немного тоньше), лоб корпуса имел наклонную 150мм броню. Это, по крайней мере, в теории, делало новый танк неуязвимым для подавляющего большинства орудий, стоявших на вооружении стран Антигитлеровской коалиции (бронебойный снаряд мог пробить броню не более 1,4 – 1,5 своего калибра). Вес нового танка составил без малого 70 тонн.
На фото – танк Henschel. Любопытная деталь – на фото танк с транспортными гусеницами, в качестве которых использовались боевые гусеницы Pz V
На фото - корпус и ходовая часть Henschel
На фото – боевые гусеницы Kgs 73/800/52, шириной 818мм
На рисунке – схема подвески Henschel
В середине января 1943 года Гитлеру был показан макет VK4503(Н). Новый танк понравился и было решено начать его серийное производство в 1944 году. Правда, как и в случае с «просто Тигром», фюрер распорядился устанавливать на танки Henschel башни «Krupp».
На фото – Гитлер и Шпеер осматривают новинки вооружения. На переднем плане – 88мм снаряды к KwK43 L/71. За снарядами - макет танка
На фото (вверху) – пороховой заряд 88мм снаряда к KwK43. Внизу – пороховой заряд к 75мм пушке KwK37 L/24
По проекту предполагалось ежемесячно выпускать не менее 120 машин в месяц, но в планы Heereswaffenamt свои замечания внесли пилоты и штурманы RAF, в сентябре 1943 практически полностью разбомбившие сборочные цеха.
Как бы то ни было выпуск нового танка начался!
На рисунке – башня Porsche, произведенная фирмой Krupp (вверху) и башня Henschel (внизу)
Новыми танками комплектовались уже существующие sPzAbt, заменяя в них уже привычные Pz VI Tiger Ausf Н/Е. Первым же батальоном, получившим новинку стал 503 sPzAbt и в июне 1944 года он был брошен против наступающих англо-американских частей во Франции. Там же и начался список потерь Pz VI Tiger II Ausf В – во время переправы один из танков рухнул в реку с моста (мост не выдержал 70 тонную машину). А у Коломбеля M4 Shermsn 148 королевского полка ощутили на себе всю ужасающую мощь пушек новых «Тигров» - только за один бой Pz VI Tiger II Ausf В 503 sPzAbt
уничтожили 12 танков противника. Сам же батальон потерь не имел.
На фото – «Тигры» 503 sPzAbt в Нормандии. 1944 год
Позже английским и американским танкам приходилось не раз сталкиваться с немецкой новинкой. В ходе этих столкновений выяснилось, что хоть какие-то шансы справиться с немецкой «кошкой» были разве что у машин, вооруженных 17 фунтовой пушкой – танки А30 Challenger, Sherman Firefly и САУ Achilles (перевооруженная 17-фунтовкой М10 Wolverine) и Archer. Чуть позже к ним добавились американские M36 Slugger/Jackson.
На фото (сверху вниз) – А30 Challenger, Sherman Firefly и САУ Achilles, Archer и М36
Впрочем, огонь английских 17-фунтовок и американских 90мм пушек далеко не всегда пробивал броню «Тигра»
На фото – немецкий танкист демонстрирует следы от попаданий на лобовой броне танка. Нормандия 1944.
Основным же «противотигриным» средством стала авиация и прием ТОТ – Time-on-target, когда по немецким машинам открывали огонь из всех стволов – даже не пробив броню, вероятность вывести немецкий танк из строя была весьма высока.
На фото – танк из 101 sPzAbt SS, уничтоженный попаданием в яблоко пулемета
На фото – генерал Д.Эйзенхауэр осматривает подбитый авиацией «Королевский тигр»
На Восточном фронте дебют Pz VI Tiger II состоялся в августе 1944 года. Двумя месяцами ранее советские войска «весьма эффектно отметили годовщину…вторжения» и с боями вышли к Висле. На немецком берегу был захвачен плацдарм, получивший название Сандомирского. Для предотвращения стремительного продвижения вглубь Польши и дальше советских войск немецкое командование предприняло ряд контратак плацдарма. В одной из таких контратак, у деревни Огленув и произошло первое знакомство советских войск с немецкой новинкой. Там же произошел и один из немногих реальных боев танков ИС-2 с «Тиграми». Но обо всем по порядку.
Бои за плацдармы на Висле были весьма упорны – немцы активно контратаковали, стремясь выйти к переправам советских войск и тем самым отбросить их за Вислу. Помимо всего прочего для уничтожения советских войск в городок Кельне 9 августа прибыл 501 sPzAbt, имевший полный комплект танков Pz VI Tiger II. В ходе марша к линии фронта половина из них вышла из строя из-за поломок – всего к 11 августа батальон имел 8 исправных машин, но на следующий день часть неисправных танков вернулась в строй.
На фото – экипаж танка из состава 501 sPzAbt готовится к бою. Р-н Кельце, август 1944.
К 14 августа советский плацдарм представлял собой полукольцо, в центре которого находилась потрепанная 53-я гвардейская танковая бригада из состава 6-го гвардейского танкового корпуса (всего в бригаде было 15 машин). От деревни Оглендув к станции Сташув вела дорога по ложбине. Объехать эту дорогу было сложно – дело в том, что грунт в том месте был песчаным, в котором не самым лучшим образом чувствовали себя даже Т-34-85 (не говоря о более тяжелых Pz V). В ночь с 13 на 14 августа разведка доложила, что немцы скоро начнут атаку, и что атака будет идти именно по дороге. Было решено встретить немцев силами бригады. Но, поскольку танков было мало, бригаду усилили 185-й гаубичным и 1645-й легким артполками и 1893-й самоходным артполком СУ-85. Потом подошел 385-й армейский полк ИСУ-152. Хотя все эти части и не имели штатной численности, тем не менее, представляли собой грозную силу. Кроме того в тылу бригады был развернут 71-й гвардейский тяжелый танковый полк (11 танков ИС-2 и 1 ИС-85). Кроме этого было выделено несколько «заигрывающих» танков – засаду, которая должна была привлечь к себе внимание немцев и заставить их повернуться бортом к основным силам. Утром в 7.00 немцы пошли в атаку… Дождавшись пока немцы проглотят наживку, на борта немецких танков обрушился шквал огня – по ним разом ударило несколько десятков стволов, превращая их в решето. Затем позиции наступавших немцев «проутюжили» штурмовики. Командир бригады В.С.Архипов писал об этом бое: «Кто подбил и сколько - вопрос трудный, потому что вели огонь и танкисты двух батальонов - Мазурина и Коробова, и приданные нам два артиллерийских и два самоходно-артиллерийских полка. Отлично работала и штурмовая авиация, и не только в поле нашего зрения. но и за его пределами».
Сами того не зная, советские танкисты использовали прием ТОТ, в результате чего немцы понесли тяжелые потери.
На рисунке – сравнительные размеры «Королевского Тигра» и Т-34-85.
На рисунке – сравнительные размеры «Королевского Тигра» и ИС-2.
На фото – Т34-85.
Во второй половине дня 14 августа 53 ГвТаБр дополнительно получила несколько батарей 1666-го истребительно-противотанкового полка и дивизион 272-го гвардейского минометного полка БМ-13-знаменитых «Катюш». А 15-го, после ночной атаки деревня Огленув была очищена от противника. Среди трофеев оказалось три танка неизвестного типа. Тут то и выяснилось, что накануне бригада встретила новейший немецкий танк Pz VI Tiger II Ausf В. (До этого в донесении советские танкисты указали, что вели бой против Pz V)
На рисунке – сравнительные силуэты «Королевского Тигра» и «Пантеры»
На фото – танк № 501, захваченный в Оглендуве.
На фото – танк №234, застрявший и брошенный на окраине Оглендува
На окраинах Огленува же впервые столкнулись ИС-2 и Pz VI Tiger II Ausf В (об этом я писал в своем посте «Танки ИС. История стального кулака. Часть 2»). Советские танкисты, действуя из засад, подпускали «Королевские тигры» на убойную дистанцию в 700 – 800м, ну а дальше дело было в технике.
На фото – танк с башенным номером 98, на котором Гвардии старший лейтенант Удалов подбил три «Королевских Тигра» у Оглендува
Я не хочу утомлять читателей описаниями боев с участием батальонов «Королевских тигров» - это постоянное «сформировали-перебросили-еле добрались-половина в ремонте-столько подбили-стролько потеряли-еле выбрались». Немецкие sPzAbt при всем желании не могли удержать танковые лавины на западе и востоке, не говоря уже об успешном контрнаступлении….
На фото – подбитый на Зееловских высотах «Королевский тигр». Любопытная деталь – на танке, вероятно в ходе ремонта, установлена «пантеровская» 75мм пушка
Не смотря на то, что «Королевский тигр» оказался твердым орешком, его появление не стало большой неожиданностью – новый виток в развитии Панцерваффе был ожидаем. Гораздо большей проблемой была броня немецких танков – до второй половины 1944 года немецкие машины были малоуязвимы даже для 122мм снарядов советских танковых пушек. Разумеется, была начата спешна разработка новых боеприпасов, но… Неожиданно пушки танков и САУ Антигитлеровской коалиции начали поражать немцев на расстояниях в 1,5 – 2 раза большем, чем раньше. Причина этого кроется в качестве бронеплит и сварных швов немецких танков – броня и швы стали твердыми и хрупкими. Да, остроголовые снаряды среднего калибра она держала хорошо, но тяжелые тупоголовые снаряды раскалывали броню любых толщин – даже 180мм бронеплиты «Тигров».
На фото – результат обстрела трофейного танка на полигоне в Кубинке
Тем не менее, «Королевский тигр» был страшным противником – его пушка могла поразить любой танк на дистанции около 2км.
На рисунке (этот и последующие взяты из книги Т.Йенца и Х.Дойл «Королевский тигр». Тяжелый танк. 1942 – 1945) – таблица вероятности поражения целей
На рисунке – таблицы дистанции поражения (по-видимому составлены исходя из табличных данных).
На рисунке – дистанции пробития бортовой брони «Королевского тигра». Таблица составлена по результатам испытаний на НИИБТ полигоне в Кубинке
Собственно пушка была единственным достоинством новой машины, на фоне остальных недостатков. В первую очередь – крайне низкая надежность и перетяжеленность машины. А ремонт «Королевского тигра» становился по настоящему кошмаром – большую часть работ можно было выполнить только в заводских условиях. Перегруженная трансмиссия и двигатель часто выходили из строя и ломались. Поэтому примерно половина «Королевских тигров» стояла в ремонте, а марш без поломок был скорее исключением, чем правилом.
P.S. На сегодня мы заканчиваем наш разговор. В следующем моем посте мы побеседуем о машинах на базе «Королевского тигра» и попытках его улучшить. Так что… До встречи!