Ложка краснофлотца (13 фото)
Иногда, подписанный предмет солдатского нехитрого скарба, находится как отдельная вещь – без своего хозяина. Порой, фамилия и инициалы на «потеряшке», когда начинаешь с ними работать, могут рассказать одну из забытых военных историй…
До сих пор точно не известно, где погибло большинство краснофлотцев 145-го полка морской пехоты. Мы собираем документы, строим версии, ведем полевую работу.
145 пмп был сформирован из моряков кораблей Черноморского флота, и в начале октября 1942 года брошен в мясорубку боев под Туапсе. По одним данным численность полка была 2620 человек, по другим – 3600. Как бы то ни было, полк 3 октября начал бои в районе Куринской. К 20 октября от полка осталось 170 человек.
Скупые боевые донесения, редкие сохранившиеся воспоминания ветеранов, указывают разные места, где сражались десантники-краснофлотцы. Высоты 520, 527, 612,7. В одном из последних выходов в эти места, группой разведки – туапсинцами «Кубанского плацдарма» Виталием и Денисом была найдена эта ложка. На высоте 527, которую местные жители прозвали «Матросской». Говорят, после боев, усеяна она была солдатами в флотских бушлатах…
Изображение корабля, спасательного круга, парашюта – не оставляло сомнения, что ложка принадлежала именно краснофлотцу-десантнику, и значит – бойцу 145-го полка морской пехоты.
Устинов С. П.
В списках погибших и пропавших без вести 145 ПМП Устинова не значилось. Но мы продолжили искать этого краснофлотца. Ведь он был один из тех ста семидесяти, которые выжили.
Из документов полка, нам было известно, что после вывода его остатков в резерв, он был расформирован, почти весь личный состав передан 255 бригаде морской пехоты.
Вот он. Устинов Сергей Павлович.
Числится радистом канонерской лодки «Красная Грузия». То, что по военной специальности он был радистом, скорее всего и объясняло тот факт, что Сергей попал в то мизерное число выживших , из тысяч погибших краснофлотцев полка. Радисты, как правило, работали у КП, удаленного от передовой.
Сергей Павлович погиб пол года спустя, после боев под Туапсе - 26 марта 1943 года.
Место захоронения – Черное море. Так тогда писалось в списках безвозвратных потерь о моряках, погибших в море.
Выходит, Сергей после расформирования 145 ПМП, попал (или вернулся) радистом на «Красную Грузию» и погиб на ней? Не выходило никак. Канонерская лодка «Красная Грузия» гибнет месяцем раньше, в феврале 43-го.
27 февраля 1943 года канонерская лодка «Красная Грузия» в 21:55 доставила маршевое пополнение в район Мысхако (плацдарм «Малая земля»). «Красная Грузия» уткнулась носом в берег и начала разгрузку.
В 23:23 канонерка была атакована торпедными катерами противника. Торпеда попала в левую часть кормы. Взрывом были выброшены за борт 130-мм орудие и пулемет. Артиллерийские расчеты погибли. Машинное отделение заполнилось паром. Аварийные партии пытались закрепить переборки и этим прекратить поступление воды. Удалось отключить котел, в противном случае он бы взорвался. Вода затопила артиллерийские погреба.
"Красная Грузия" на мели, с дифферентом на корму.
28 февраля 1943 года в 01:20 канонерская лодка села на мель, координаты 44°39′58″ с. ш. 37°47′14″ в. д. на глубине носом — 1,18 м, кормой — 4,76 м. Прибывшие буксиры пытались стащить корабль с мели, но из-за усилившегося обстрела спасательные работы пришлось прекратить. В последующие дни авиация и артиллерия противника основательно разрушили «Красную Грузию». После войны АСС ЧФ была срезана находившаяся над водой надстройка, сам же корпус корабля находится на грунте по сей день.
Остатки "Красной Грузии" в наши дни.
Но «Красная Грузия» доставила пополнение именно 255 бригаде морской пехоты, воевавшей на «Малой земле». И очевидно, что моряки с выведенной из строя «Красной Грузии» были переброшены туда же, на Мысхако, к морякам 255 бмп. И среди них был радист Устинов. Может, было это именно так.
Импровизированный причал к канонерской лодке «Красная Грузия», потопленной у поселка Мысхако Снимок сделан военным комендантом в п.Кротково старшим техник-лейтенантом Ю.В.Черепниным.
Но если Сергей оказался на Мысхако, воевал со своими товарищами на Малой земле и погиб там, то как местом его гибели и захоронения указано «Черное море»? Ведь у большинства тех, кто погиб на этом плацдарме уже после высадки десанта, указаны вполне конкретные места захоронения на суше?
Мы начали искать следы именно морских трагедий, которые произошли в день гибели Устинова – 26 апреля 1943 года.
В начале попалась скудная информация, 26 марта из состава ЧФ погибло только одно судно:
«ЧЕРВОНЫЙ КАЗАК», паровая шхуна, ТЩ-511, 472 брт, АГМП (ЧФ). Капитан — В. Ф. Белоконенко.
Дата и место гибели —26.03.43, в р-не Новороссийска.
Участвовал в обеспечении перевозок войск, был торпедирован и затонул. Сведений о погибших нет.
И вторая:
26.03.1943 г. тральщик "Т-511" под командованием В.Ф. Белоконенко доставил пополнение в район Мысхако, после чего принял на борт раненых. При отходе от пирса корабль подорвался на магнитной мине и затонул. Погибло более 300 человек.
«Червоный казак» вывозил с Малой земли раненных. И среди них мог оказаться Сергей Павлович Устинов. Мы продолжили работу по документальному установлению обстоятельств гибели ТЩ-511 «Червоный казак». И нам удалось получить документ.
По данным ЦВМА, 5 марта 1943 года тральщик Т-511 был отправлен на малоземельский плацдарм с грузом продовольствия и боеприпасов - всего 59 тонн. На борту Т-511 было 353 человека бойцов и командиров. К Мысхако Т-511 прибыл благополучно. Возвращаясь обратно принял на борт 120 человек раненых, 200 человек эвакуированного населения и 250 человек командируемых, всего около 600 человек. 26 марта 1943 года в 4.50 на переходе Мысхако-Геленджик тральщик подорвался на мине и через 10 минут затонул. Корабли охранения - катера СКА 064 и СКА 014 приняли все меры к спасению людей. Особо хорошо сработал СКА 064 взявший на борт 103 человека. Всего было спасено 125 человек из них 37 раненых, 25 человек команды а остальные из числа командированных и эвкауированных. Из начсостава тральщика спасены командир корабля ст. лейтенант Кожухов и военфельдшер Пеньковский все спасенные доставлены в Геленджик.
475 человек погибли вместе с «Червоным казаком». Среди них, скорее всего и был Устинов Сергей Павлович, один из ста семидесяти выживших в боях под Туапсе.
Списки безвозвратных потерь донесли до нас лишь имена погибших моряков – членов команды ТЩ-511. Мы уже никогда не узнаем имен раненных, эвакуированных, которые ушли на дно моря вместе с тральщиком.
Не сохранилось фотографии «Червоного казака». Лишь его рисунок, на дне.
И современные кадры подводной съемки, сделанные дайверами.
«Червоный казак». Памятник краснофлотцу Устинову, братская могила 475 погибших.
Может все было именно так, а может, немного по другому. Это была война. Я работал с документами, я думал, я старался найти ту нить в военное прошле, которая тянулась от ложки, найденной под Туапсе, украшенной рукой краснофлотца. Теперь я знаю. И помню.
Краснофлотец Устинов призывался из Сталинграда. Мы искали следы его родных в Волгограде чтобы рассказать им о боевом пути Сергея, но увы, не нашли. Все мы знаем, что было с городом в войну...
Может быть, благодаря этой публикации, кто либо откликнется.
Видео о "Червоном казаке", в самом конце статьи, вот тут:
http://kubplazdarm.tuapse.ru/voennye-nakhodki/item/136-lozhka-krasnoflottsa.html
Там же можно будет оставить информацию, если кому то станет известно о родственниках краснофлотца.
Июль 2015. Алексей Кривопустов.