Интеллектуальная собственность (7 фото)
Я прошу прощение, но к этой теме трудно подобрать иллюстрации. Надесь, что текст достаточно интересен, что бы искупить этот недостаток.
Патент это установление интеллектуальной собственности на ту или иную идею, воплощённую в какой-либо форме. Он даёт право пользования и получения дохода от реализации идеи только обладателю патента. В обязанности патентного ведомства не входит проверка реализуемости или научности патентуемых идей. Собственно, список идей, исключённых из патентования весьма короток. Прежде всего, запрещено патентовать законы природы, что не мешает патентовать их конкретное применение. Кроме того, патентные бюро по старой традиции отклоняют все заявки на вечные двигатели. Все остальное, при правильной формулировке заявки запатентовать вполне возможно.
Не удивительно, что среди миллионов ежегодно выдаваемых в разных странах патентов можно найти всякое. Здесь и патенты на совершенно фантастические вещи вроде машины времени или устройства антигравитации. Или патенты на совершенно мистические вещи, вроде устройств для общения с загробным миром. Или патенты на совершенно дурацкие вещи вроде центрифуги, предназначенной для родовспоможения за счёт воздействия на рожающую женщину центробежной силы.
Ниже приведённые примеры есть смесь жадности, коварства и глупости, которые люди способны проявить в погоне за правом получать за что-либо деньги.
1. Патент на тосты.
Если что-то уже существует, это ещё не значит, что кто-то непременно обладает на это патентом. Тут то и вступают в игру ушлые ребята, патентующие совершенно повседневные вещи как личное интеллектуальное достижение.
В 1999 один такой ушлый парень по имени Терренс Ленахан подал патент на «метод освежения хлебных продуктов путём нагрева до температуры 250 градусов на срок от 10 до 90 секунд» (Патент США US 6080436 A). Теоретически, каждый раз, как кто-то в США кладёт кусок хлеба в тостер (кстати, устройство, преступным образом выпускаемое без согласия Терренса Ленахана), он должны платить гениальному изобретателю деньги.
2. Патент на совещания.
В 2009 году, проанализировав работу собственного руководства, фирма IBM обнаружила, что так называемые одночасовые совещания длятся ровно один час, даже если у участников нет ничего, что нужно было бы обсуждать целый час. В головах руководства возникла гениальная идея, что совещания должны длится столько, сколько это нужно и оно нашло эту идею достойной патентования (Патент США US 20090119148 A1). Тем самым IBM стало собственником всех плановых (т.е назначенных заранее) совещаний, длительность которых отличается от 1 часа (как более коротких, так и более длинных).
3. Патент на патенты.
В 2007 году компания Хелибуртон (Halliburton), служащая в США символом всего плохого, что есть в капитализме, запатентовала «способ оформления и подачи заявок на патентование по поручению вторых лиц» (Патент США US 20080270152 A1), что есть патентование по определению.
4. Патент на пирамиды.
Как известно, в Египте пирамиды, которые есть не что иное, как погребальные сооружения, стоят уже без малого 5000 лет. Это не помешало неким Даниелю Дудеку и Памеле Хеард подать патентную заявку как раз на это самое – «погребальное сооружение, предоставляющее место для останков и памятных предметов, представляющее собой мавзолей в инновативном дизайне». (Патент США US 6799399 B2) В заявке нет слова «пирамида», но что бы у всех исчезли всякие сомнения, к заявке приложен эскиз «инновативного дизайна погребального сооружения», который изображает как раз пирамиду.
5. Собственность на тишину.
В 1952 году известный американский композитор Джон Кейдж исполнил свое эпохальное произведение под названием «4′33″», которое представляло собой 4 минуты и 33 секунды абсолютной тишины. Тем самым он стал правообладателем на любое воспроизведение тишины. Это подтвердил процесс, который наследники Джона Кейджа устроили против некоего Майка Батта, который выпустил произведение под названием «A One Minute Silence» (1 минута тишины). Несмотря на заверения Батта, что его произведение гораздо лучше, поскольку ему понадобилась всего лишь одна минута, что бы выразить то, для чего Кейджу потребовалось целых четыре с половиной, дело пошло в пользу истцов, так что в конечном счёте Батт пошёл на внесудебное соглашение.
6. Собственность на цвет.
Deutsche Telekom обладает правами на цвет (именно на цвет, а не на краску) Маджента. Для порядка цветовой код «фирменного» цвета отличается от стандартного на величину, человеческим глазом не различаемую. Кроме того, Deutsche Telecom попытался так же присвоить букву «Т», но потерпел неудачу.
7. Собственность на гены
То что на генетически изменённые организмы выдают патенты, стало уже обычным делом. Однако, поскольку ген можно выделить в пробирке, его можно запатентовать, как любое вещество. Гены, носящие имена BRCA1 и BRCA2, существуют в человеческой популяции с тех пор, как люди стали людьми, а может и раньше. Они отвечают за образование опухолей в яичниках и молочных железах. И они являются собственностью фирмы Myriad Genetics Inc., что означает, что никто, кроме нее не имеет права заниматься их исследованием и использованием добытой на этой основе информации для борьбы с раком.