Немного правды о первопроходцах (9 фото)
1. Роберт Пири не был первым человеком на Северном Полюсе.
Надо отдать должное, что даже в собственном отчёте Пири не присваивает себе первенства. Первым человеком, достигшим полюса был другой член экспедиции, Меттью Хенсон, ныне совершенно забытый. Не в последнюю очередь это связано с тем, что Хенсон был негром.
Незадолго до того состоялась экспедиция под руководством Фредерика Кука, которая прошла неудачно – Кук погиб, нужные для подтверждения достижения полюса инструменты пропали. Выжившего помощника Кука спас не кто иной, как Пири. За одно он заставил подписать не знавших английского языка эскимосских участников экспедиции, что они не достигли полюса, что свидетельствует как минимум о том, что Пири допускал подобную возможность.
2. Понс де Леон не искал Источника Юности.
Ни в одном из писем Понс де Леон не говорит о подобном намерении. Он был обычным конкистадором и интересовался золотом, землями и товарами. Сколько можно судить, история с Источником Юности пущена в обращение придворными недругами губернатора Флориды с целью выставить его идиотом. План сработал.
3. Ацтеки не принимали Эрнандо Кортеса за бога Кетцалькоатля.
Конечно, сами атцеки не оставили никаких свидетельств. Но Кортес никогда не говорил и не писал ни о Кетцалькоатле, ни о том, что бы его принимали за бога. Ему, вероятно, было вообще до лампочки, что там думают или не думают Ацтеки. Собственно, нет даже свидетельств того, что Ацтеки вообще ожидали, что Кетцалькоатль в один прекрасный день устроит второе пришествие. Хронист Фернан де Овьедо ещё в 16 веке писал, что история с обожествлением выдумана. Самое раннее упоминание появляется только лет 50 после смерти Кортеса в книге францисканских миссионеров, в которой, кроме всего прочего, Монтесума произносит проникнутые христианским духом речи.
4. Колумб не умер в бедности.
На деле Колумб, вероятно, был бы внесён журналом «Форбс», если бы он тогда издавался, в десятку богатейших людей Испании. Не даром его сына взяла в зятья одна из самых влиятельных семей Испании – герцогов де Толедо.
Миф, вероятно, исходит от самого Колумба, постоянно жаловавшегося, что не получает положенных ему 10% от доходов с вновь открытых земель.
5. Чарльз Линдберг не пересёк Атлантику на самолёте первым.
Собственно, он был 85ым. Первый перелёт до Азорских островов был осуществлён ещё в 1919, за 9 лет до Линдберга, Альбертом Ридом (Albert Read) с командой. Первый беспосадочный перелёт до Англии совершили лётчики британских ВВС Джон Алькок и Артур Браун всего месяцем позже Рида. Первый перелёт в обратную сторону из Англии до Нью-Йорка совершил пилот британских ВВС Джордж Скотт вместе с Уильямом Баллантайном.
Надо отдать должное, Линдберг был первым, кто совершил перелёт в одиночку и первым, долетевшим до Европейского континента.
6. Магеллан не был первым человеком, совершившим кругосветное путешествие.
Строго говоря, Магеллан вообще не совершил кругосветного путешествия – он был убит в пути, на Филиппинах, немного не доплыв до Малайзии, где он бывал ранее и где он мог считать, что проплыл вокруг света. Тем самым первым кругосветное путешествие совершил раб по имени Энрико, вывезенный Магелланом из Малайзии и дезертировавший, когда экспедиция достигла его родины. Поскольку Энрико говорил на филиппинских наречиях, то возможно он там бывал ранее и тем самым совершил кругосветное путешествие уже прибыв на Филиппины. Первыми европейцами, совершившими кругосветное путешествие стали Себастиан дель Кано и его 17 (из более чем 250) товарищей, вернувшиеся на полузатопленной Виктории.
7. Лейф Эриксон не был первым европейцем в Америке.
Сын изгнанного с Исландии за убийство Эрика Рыжего (у которого, вопреки мифу, утверждающему, что он назвал Гренландию «Зелёной Землёй» чисто в рекламных целях, все таки были основания для такого наименования, поскольку в те времена в Гренландии было заметно теплее, чем сейчас и она была, соответственно, зеленее) считается основателем найденного на Ньюфаундленде поселения викингов.
Однако он с весьма высокой вероятностью не был первым европейцем в Америке. Это честь принадлежит Бьерну Херьольфсону (Bjarni Herjolfsson). Согласно Гренландской Саге (которая ныне рассматривается как весьма аутентичный отчёт о делах норманнов в северной Атлантике), следуя за Эриком Рыжим на собственном корабле, он сбился с курса и пристал к покрытой густым лесом земле, которая по описаниям совсем на Гренландию не похожа.