Анатолий Юрьевич Равикович (14 фото)
Анато́лий Ю́рьевич Равико́вич (24 декабря 1936, Ленинград — 8 апреля 2012, Санкт-Петербург) — советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).
Анатолий Равикович родился 24 декабря 1936 года в Ленинграде, где и прошло его детство. Семья жила в тяжелые времена. Застали Гражданскую войну, период НЭПа, Великую Отечественную войну: голод, страх, ленинградскую блокаду, эвакуацию... Родители, к сожалению, ничего в жизни не видели, кроме погони за куском хлеба, чтобы достойно вырастить троих детей. Есть у Анатолия Равиковича чувство вины перед своими родителями: он был не очень внимательным сыном, к сожалению, все понимаешь слишком поздно.
А артистом Анатолий Равикович стал, совершенно к этому поприщу не стремясь. Конечно, хочется сказать лучше, но правда превыше всего. В лицедеи он пошел из выгоды. В театральные стены его привело стремление заслужить какой-то авторитет у компании дворовых пацанов, которые были старше и всех «гоняли». Выяснилось, что есть такой способ. Вся компания ходила смотреть кино. Потом усаживалась во дворе, и вот тут–то Анатолий Равикович всю эту «Волгу-Волгу», с титров начинал играть. Особенно удавались женские роли Любови Орловой, да и Игорь Ильинский неплохо получался. За это парню давали покурить. С этого все и началось.
На вступительных экзаменах в Ленинградский государственный институт театра музыки и кино им. А.Н. Островского Анатолий сыграл «идиота»: так песню «По долинам и по взгорьям» еще никто не исполнял перед приемной комиссией, которая буквально валялась от хохота. И профессор Хохлов признался, что взял Анатолия Юрьевича потому, что такого идиота он давно не встречал, а это амплуа очень важно на сцене. Равиковича оставили в вузе с условием, что он и дальше будет работать над этим.
После окончания института начинающего артиста направили в Комсомольск-на-Амуре. Играть приходилось много, было тяжело, не хватало сил. Многие коллеги быстро сдались: «Зачем выкладываться, если публика все равно ничего не понимает?».
Три года в Комсомольске-на-Амуре, затем год в Сталинградском драмтеатре. И вот он счастливый случай! 1962 год. Знакомство с главным режиссером Театра имени Ленсовета - Игорем Владимировым на отдыхе в одном санатории в Ялте, вместе оказались на пляже. Оказалось, Владимиров искал молодых интересных артистов.
В итоге четверть века Анатолий Равикович проработал в Театре им. Ленсовета, был одним из лидеров труппы Игоря Владимирова, сыграл немало спектаклей, оставшихся в памяти зрителей. Его Карлсон, Мармеладов, Санчо Панса считаются сценическими шедеврами. Зрители с ночи занимали очередь в кассу, чтобы утром купить билет на спектакли, которые принесли театру и его артистам хорошую репутацию и большую любовь: «Пигмалион» и «Человек со стороны», «Ромео и Джульетта» и «Люди и страсти», «Левша», «Дульсинея Тобосская» и «Интервью в Буэнос-Айресе»...
Впервые Анатолий Юрьевич появился на экране в эпизодической роли просителя в историко-биографической ленте Элема Климова «Агония» (1974). Тот эпизод вряд ли тогда запомнился зрителям, ведь после короткого проката фильм был положен на долгие годы на полку.
Да и затем долгое время у актера не было в кино ничего более-менее серьезного. Небольшая роль Петра Ярославцева в биографической киноповести «Воздухоплаватель», комик в короткометражке «Театральные истории», еще пара небольших ролей – вот, впрочем, и все за семь лет.
Наконец, в 1981 году Михаил Козаков пригласил Равиковича на главную роль в свою новую картину «Покровские ворота». Анатолий Юрьевич вспоминает: «Вообще, для меня эта роль – она была первой большой серьезной работой в кино. Она была значима даже не в том смысле, что вот – сняться! А для меня это вопрос решался следующий: я как бы уже… Мне было 40 лет, я очень мало снимался, и у меня возникал такой комплекс неполноценности, что – «почему же меня никто не берет? Я, наверное, не могу…»
В «Покровских воротах» Анатолий Равикович создал типичный в массовом сознании образ недотепы-интеллигента Льва Евгеньевича Хоботова, пытающегося вырваться из-под гнета бывшей супруги Маргариты Павловны. Образ настолько яркий и убедительный, что впоследствии зрители упорно ассоциировали актера с его персонажем. На самом деле Равикович совсем другой - более практичный, более волевой и жесткий. «И в то же время, - признается актер, - я мог совершить такую же глупость, как Лев Евгеньевич: влюбиться в 42 года, бросить все, это меня роднит с Хоботовым. Я, как и Лев Евгеньевич, человек чувства». Потому-то Равиковичу так дорог этот персонаж.
Роль Хоботова открыла для Анатолия Равиковича ворота в большой кинематограф. Вместе с тем, эта же роль сделала его заложником образа. Равиковича стали часто приглашать в кино, предлагая разные варианты Хоботова, только меньшие по масштабу. Как с юмором признался в одном из интервью сам актер: «Хоботов француз, Хоботов белорус, Хоботов стоматолог, Хоботов гинеколог, Хоботов мафиози и так далее».
Пожалуй, только две роли в 90-е годы выбивались из общего списка. В первую очередь – это знаменитый сыщик Эркюль Пуаро в фильме Вадима Дербенева «Загадка Эндхауза». Режиссер не случайно остановился на кандидатуре Равиковича. Дербеневу очень понравился аналогичный западный сериал с Дэвидом Суше в главной роли, а Равикович, по его мнению, был похож на него. К счастью, наш актер не видел зарубежного сериала и не поддался на попытки режиссера сделать его героя солидным и медлительным, как у Суше. Равикович представлял Пуаро другим: легким, подвижным, эксцентричным человеком, совершенно не похожим на сыщика, скорее производящим впечатление полусумасшедшего старичка. По его мнению, именно таким видела его и сама Агата Кристи. Равиковичу удалось воплотить эти качества в своего героя, и фильм получился живым и интересным.
Так уж случилось, что кинематограф не использовал многие актерские возможности Анатолия Равиковича. Наверное, поэтому в своих интервью он признается, что не любит кино. Оно, по мнению артиста, использует только то, что он уже сделал в театре. Во всяком случае, кино для него - не творческая работа. Ну, какое может быть творчество, считает артист, если ты приходишь на съемки, тебе дают текст, или дали его вчера, и ты его выучиваешь здесь же, а потом играешь три-четыре дубля. Творческая работа - это когда ты месяца два ищешь характер, пытаешься пробовать один, потом другой вариант. Это очень тяжелая работа.
Тем не менее, Равикович продолжает сниматься в кино. С 2001 по 2005 годы он сыграл Расплюева в двухсерийном фильме «Джокер» Михаил Козакова по пьесе Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» Дмитрия Астрахана (когда-то Равикович уже играл эту роль в спектакле в Театре комедии), старого бухгалтера-зануду в семейной комедии «Операция «Эники-Беники»…
Как можно заметить, Равикович чаще всего на экране появляется в комедийных образах. На самом же деле, называть Равиковича комедийным актером было бы не правильно. Он признается: «Для меня нет разницы между комедийной ролью и драматической. Для меня важно, что это за роль, о чем она. Мне важно, чтобы там был человек, о судьбе которого мне интересно рассказать. <…> Я руководствуюсь одним принципом: интересен мне этот человек или не интересен. Мне интересна храбрость нехраброго человека, то, как обычный человек, борясь со своей робостью, нерешительностью, совершает поступок, превозмогая себя. <…> И моя задача - убедить зрителя в том, что мы, обычные люди, способны на поступок, у нас должно найтись мужество на то, чтобы отстаивать в жизни свои принципы. Вот такие вещи меня очень занимают».
Скончался 8 апреля 2012 года в одной из больниц Санкт-Петербурга от сердечной недостаточности. Похоронен на «Литераторских мостках».
Признание и награды
заслуженный артист РСФСР (1973)
народный артист РСФСР (1988)
Орден Почёта (29 октября 2004) — за заслуги в области театрального искусства и многолетнюю плодотворную работу
Орден Дружбы (25 октября 2009) — за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю плодотворную деятельность
Лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»: специальная премия Номинального совета «За творческое долголетие и уникальный вклад в театральную культуру Петербурга» (2006).