Загадочные находки. 7 (3 фото)
Фигуры из Акамбаро.
Фигуры Акамбаро (недалеко от Мехико) были «открыты» неким торговцем по имени Вальдемар Юльсруд в 1944 году. По его словам он нашёл первую катаясь на лошади, а затем распространил весть, что купит любую найденную статуэтку. В результате собралось более 25000 штук, изображающих разных зверушек и существ. Среди них есть и похожие на динозавров (а ещё больше на Годзиллу), и на драконов, и на чертей, и явно вымышленные (например, с двумя конечностями). Все они в чудесном состоянии, как вчера изготовлены. Сообщается, что по инициативе неких «нетрадиционалистов» фигуры подвергли термолюминисцентному анализу, который дал возраст в 6500 - 2500 лет. Даже если бы это было и так, не вполне ясно, что загадочного в керамических статуэтках, мало ли кто что лепил из глины 4000 лет назад. Несмотря на это, «нетрадиционалисты» настаивают на «загадочности» и намекают, что фигурки являются чуть ли не свидетельством контактов людей то ли с динозаврами, то ли с инопланетянами.
«Традиционалисты» признают, что один человек не может изготовить такое количество подделок. Вероятно это продукт труда и фантазии местных жителей, обрадованных появившемуся источнику дополнительных доходов. Что до термолюминисцентного анализа, то небольшое расследование показало, что лаборатория, которая его по словам «нетрадиционалистов» производила, не имела ни соответствующего оборудования, ни людей, квалифицированных для этой работы.
Камни Ике.
Камни были найдены в пещере недалеко от перуанского города Ике в 1961. Первые сообщения исходят от местного врача по имени Хавьер Кабрера. По его словам первый камень он получил в подарок. Он опознал на камне изображение вымершей рыбы и обратился к торговцам редкостями братьям Карлосу и Пабло Сольди за добавкой. А те с радостью продали ему ещё 341 камень. Всего за 35 лет Кабрера купил у разных продавцов ни много ни мало 15.000 камней с гравюрами. Исходное местонахождение камней неизвестно до сих пор. Гравюры эти изображают (1) динозавров, (2) предметы высоких технологий (телескоп, самолёт), (3) медицинские процедуры (операции на сердце и на мозге), (4) географические карты (Южная и Северная Америка), (5) рисунки с плато Наска, (6) порнографию. В 1966 году лаборатория национального технического университета определила, что патина, покрывающая камни должна иметь возраст не менее 10.000 лет (есть способы искусственного старения предметов). Позже некто Нейл Стееде обнаружил, что хотя патина покрывает камни, она не покрывает гравированные линии. В 1998 году на камнях были обнаружены следы зубоврачебного бора и полировальной пасты.
Персидская мумия.
В ноябре 2000 года в пакистанскую полицию поступил донос, что некие типы на чёрном рынке предлагают мумию огромной редкости, якобы найденную в Иране. Просят за нее ни мало ни много от 8 до 12 миллионов долларов. Ладно, голубчиков накрывают, а мумию переправляют в Институт Археологии.
В принципе, все уверены, что речь идёт о величайшей археологической сенсации. Ведь до того в Иране мумий не только не находили, но даже и не было упоминаний о таком способе захоронения. Открывались новые горизонты на связь древней Персии с Египтом и вообще на ранее неведомые культурные традиции.
Мумия находилась в великолепной работы резном деревянном саркофаге, покрытом древневавилонской клинописью. Внутри лежала завернутая, как и положено в бинты мумия. На лице мумии находилась золотая маска выполненная в несколько примитивном центральноиранском стиле (провинция Луристан). Это определённо не был портрет, скорее условное сильно стилизованное лицо. На груди мумии лежала золотая пластина, покрытая надписью на древнеиранском языке. Мумия оказалась мумией женщины хорошего уже возраста. Надпись утверждала, что это принцесса такая то, старшая дочь Ксеркса 1, который жил примерно 2500 лет назад.
Исследования показали, что способ завёртки мумии (вплоть до шага, с которым оборачивался бинт) соответствует древнеегипетскому. Способ бальзамирования тоже был древнеегипетский. То, что не было сосудов с внутренностями, списали на грабителей могил, которые могли продавать находки как попало. Но что насторожило, так это то, что внутренняя полость была заполнена известью. Египтяне вымачивали тело в негашёной извести, но никогда не заполняли ею мумию. Ну, так или иначе, но нужно было определять возраст находки.
И тут все лопнуло. Первый углеродный анализ выдал результат, от которого у всех пропал дар речи. Умершая женщина была мертва не более, как с 1976 года. Т.е. мумии било никак не больше 25 лет. Ну, тут начали анализировать все подряд. Золото оказалось современным, определили даже его происхождение (Южная Африка). Ткань оказалась современной. Известь оказалась современной. Дерево саркофага оказалось современным и даже клинопись на нем оказалась вырезанной стальным инструментом. Восстановили даже лицо женщины – типичное лицо персиянки. Вместо тайны археологической встала тайна детективная.
Уровень мышления и квалификация преступников потрясали. Они создали объект, в силу своей экзотичности крайне привлекательный в глазах собирателей (Например нормальная египетская мумия на чёрном рынке стоит весьма не дорого, до 15000, в зависимости от сохранности. Исключение могут составить только опознанные мумии исторических личностей). Мумия из Персии, что бы придумать такое, нужно таки что-то иметь в голове. И потом, реализация идеи! На свете не так уж много людей, способных написать древневавилонской клинописью осмысленный священный текст (на саркофаге были воспроизведены известные по раскопкам священные формулы). Для того, что бы его выполнить, были совершенно очевидно изготовлены специальные инструменты, по образцу найденных в раскопках. Надпись на древнеиранском языке на золотой табличке была абсолютно грамотной, с упоминанием реальных исторических обстоятельств. Короче, преступники были людьми, знавшими древние языки, древнеегипетские способы мумификации, методы работы древних мастеров по дереву и т.п.
Собственно, на этом история заканчивается. Определив фальшивку, учёные потеряли к находке интерес, а пакистанская полиция, привыкшая иметь дело с торговцами наркотиков, бандитами или террористами, зашла в тупик, тем более, что следы происхождения мумии уходят куда-то за рубеж, в Иран или Афганистан.
Мумию, однако, сохранили в музее, как образцовую фальсификацию.