История появления «Пепси-Колы» в Советском Союзе (13 фото)
Дела компании «Пепси» резко пошли в гору в 1953 году, когда Никсона избрали вице-президентом США. В 1959 году в Москве должна была открыться первая в истории национальная выставка США в Советском Союзе, на которой именно Никсон планировался как представитель американского правительства. Глава корпорации «PepsiCo» — Кендалл, понимал, что такой шанс упускать нельзя.
Сам он так рассказывал об этой ситуации: «Вечером, накануне открытия выставки, в посольстве был обед. Послом тогда был Томми Томпсон. Я признался Никсону, что у меня большие проблемы дома, и сказал: "Мне очень нужно, чтобы у Хрущева в руках оказалась пепси, иначе мне несдобровать". Никсон ответил: "Не беспокойтесь, я подведу его к вашему киоску».
Вот он тот легендарный снимок: Никита Хрущёв, Ричард Никсон и Климент Ворошилов. Об исторической значимости происходящего говорит уже тот факт, что роль бармена исполняет лично глава корпорации «PepsiCo» Дональд Кенделл. Никсон, чтобы выполнить своё обещание пошёл на хитрость. Он сказал Хрущёву, что у него есть пепси, которую они привезли из Соединённых Штатов, и пепси, которую сделали здесь, в Москве, и предложил генсеку попробовать обе, чтобы доказать, что в СССР могут делать пепси не хуже, чем в США.
Хрущёв, попробовав обе, естественно объявил: «Московская пепси-кола намного лучше, чем та, что сделана в Нью-Йорке». Дальше он стал предлагать московскую пепси окружающим со словами: «Вот хорошая пепси-кола». Пресса, конечно же, просто посходила с ума. Фотографии моментом разошлись по всему миру. Рекламный лозунг пепси на тот момент был «Будь общительнее, пепси поможет!» и уже на следующий день в газетах на первых полосах были огромные снимки с Хрущёвым, который пьёт пепси и подпись: «Хрущев хочет быть общительным». Но этого было мало.
Позже Кендалл вспоминал: «Я приехал в Россию в 1970-м на встречу с Косыгиным, который тогда был премьер-министром. Он рассказывал что-то о пятилетнем плане, жал нам руки. А Томми Томпсон, который был здесь послом в 1959 году, говорил мне: «Если хочешь строить с ними бизнес — забудь о прямых денежных сделках. Только бартер». И еще он сказал: «Русские вне себя из-за смирновской водки. „Смирнофф“ выглядит как русский продукт, а разливают её в Хартфорде, штат Коннектикут. Нужно предложить им пепси в обмен на русскую водку».
Далее из воспоминаний Кендалла: «Пожимая руку Косыгину, я представился, сказал, что я Дональд Кендалл из „Пепси-колы“, он заметил: „А, вы тот самый человек, который хочет торговать с нами в обмен на нашу водку“. И я понял, что Добрынин сообщил о наших планах. У меня с собой был портфель, где лежала банка пепси. Я достал её и вручил Косыгину. Конечно, все тут же стали говорить, что Кендалл приехал проталкивать свою пепси. Но внутри банки на самом деле был приемник. Я включил его, и он был настроен на московское радио, к удивлению Косыгина. Эффект был потрясающий. Этим же вечером мы пошли на приём. Какой-то чиновник предупредил меня: „Через пять минут он к вам подойдет“. Подойдя, Косыгин сказал: „Мы хотим с вами торговать, ваша пепси за нашу водку, литр на литр“. Я уже успел выпить к тому времени, чувствовал себя непринужденно и ответил: „Я могу понять, почему вы не министр торговли. Литр на литр! Мы, конечно, готовы отдавать литр за литр“. Косыгин заметил: „Я говорю о вашем концентрате, литр на литр“. И тут до меня дошло, что он имеет в виду».
8 сентября 1974 г. Леонид Брежнев и девушка о чём-то беседуют на линии розлива Пепси-Колы. Тема их разговора так и осталась тайной.
Чтобы было понятнее о чём так торговались Кендалл и Косыгин: пепси делают из концентрата, который поставляется в 19-литровых пластиковых канистрах. Эта канистра разбавляется так, что из неё получается 1000 литров сиропа. В свою очередь сироп разбавляется 5000 литров воды — это и есть готовый продукт — пепси. То есть из одной 19-литровой канистры концентрата получается 6000 литров пепси, или 18 181 стеклянная бутылка 0,33 литра.
Весной 1974 года в Новороссийске открылся первый и в ближайшие 24 года единственный в СССР цех по производству пепси. Только здесь заветный заграничный напиток можно было приобрести спокойно и без всяких очередей прямо на улице. Стоила одна бутылка 45 копеек, против 15 копеек за обычный советский лимонад. Но можно было выпить пепси сразу и прямо тут сдать обратно бутылку, вернув дополнительные 10 копеек «за тару».
Фирменный киоск «Пепси Колы» в СССР, начало 80-х.
Торжественное открытие первого завода по производству пепси в СССР состоялось 31 мая 1974 года. Работа по его постройке шла ударными темпами под постоянным и непосредственным контролем партии. В итоге работники Треста №12 обеспечили сдачу объекта в работу за неполные 11 месяцев, что было абсолютным рекордом и это отметил сам Кендалл. На церемонию он привёз весь совет директоров «PepsiCo». А в книге почётных гостей глава корпорации оставил такую запись: «Завод является самым прекрасным и, конечно, одним из самых современных заводов в мире».
Это удивительно, но на момент ведения переговоров с американцами, в Новороссийске даже не было собственных источников водоснабжения. Пресную воду туда приходилось доставлять танкерами из Туапсе. В самом начале 70-х в Новороссийске шла ударная стройка Троицкого водопровода — через горы от артезианских скважин.
Вот как вспоминает Дмитрий Кусмарцев второе открытие цеха «Пепси-колы», которое случилось в начале осени того же года: «7 сентября мы ждали на заводе Брежнева. Накрыли столы, нарядили всех. Но директору неожиданно позвонили и сказала, что Леонида Ильича по дороге «перехватили» военные моряки, поэтому визит перенесли на следующее утро. На этот раз Брежнев уже точно приехал. Он был очень прост в общении. Прошелся по цехам, посмотрел внимательно на всё, посмеялся с рабочими, а потом о чем-то пошептался с девушкой, которая стояла на линии разлива. Когда уже вышли на воздух, я оказался от него неподалеку. И вдруг вижу, как Леонид Ильич остановился и замолчал, а потом у него на глазах появились слезы. Тихо так сказал: «Это надо же, сколько я ребят потерял на этом месте». Тогда ведь кроме завода вокруг ничего еще не было построено — даже старые воронки были хорошо видны.»
В 1982 г. в аппарате ЦК КПСС была подготовлена детальная справка о работе компании «PepsiCo» в Советском Союзе. Согласно документам, в 1973–1981 годах в США было отгружено 1,9 млн. декалитров водки «Столичная» на сумму 25 млн. долларов. В то же время напитка «Пепси-кола» за тот период было выработано 32,3 млн. декалитров и от его продажи было выручено 303,3 млн. рублей, с учетом валютного курса — на 139,3 млн. рублей больше. Таким образом, формула Косыгина «литр на литр» в действительности обернулась разницей 1 к 17.
Весной 1990 года Горбачёв дал своё согласие на то, чтобы американская компания «PepsiCo» купила у Советского Союза 17 подводных лодок по цене 150 тысяч долларов за штуку, а также крейсер, фрегат, эскадренный миноносец и 10 нефтяных танкеров. После этого Кендалл сказал президенту США свою знаменитую фразу: «Мы разоружаем СССР быстрее, чем вы».