МВД проверяет видео с полицейским, не пропустившим «скорую» из-за кортежа (2 фото)
Скандальная видеозапись появилась в интернете лишь спустя несколько дней после случившегося, но сразу же вызвала бурю возмущения в соцсетях. Только в сообществе «Синие ведерки» в Facebook* к вечеру воскресенья видео посмотрели около 120 тыс. человек, еще порядка 45 тыс. запись собрала на сервисе YouТube, где и появилась изначально 16 января.
В воскресенье вечером стало известно, что инцидентом заинтересовались в ГУ МВД по Москве, руководство которого проводит проверку по факту случившегося.
Автор видеоролика вместе с другими водителями попал под перекрытие движения на съезде к одной из магистралей. Сам он пишет, что инцидент произошел в Подмосковье, однако, судя по дорожной инфраструктуре, вероятно, что кортеж двигался по МКАД.
Рядом с ним в пробке стоит «скорая» с включенным спецсигналом, водитель которой сообщает автору ролика, что они везут в больницу грудного ребенка. Неравнодушный водитель пытается объяснить ситуацию сотруднику ДПС, перекрывшему проезд, попутно пытаясь рассмотреть его нагрудный жетон. В свою очередь полицейский — судя по жетону, сотрудник столичной ГИБДД — предлагает водителю сесть в свою машину, оставаясь равнодушным к ситуации.
За те две минуты, что длится видеозапись, водитель «скорой» не выключает спецсигналы и сирену. В свою очередь гаишник демонстративно игнорирует врачей и не стесняющегося своих эмоций автора ролика, предпочитая смотреть в сторону абсолютно пустой дороги. Оживился он лишь тогда, когда стал приближаться VIP-кортеж.
При его появлении гаишник «взял под козырек», провожая взглядом кавалькаду люксовых иномарок.
Сам кортеж насчитывал девять автомобилей. Две машины ДПС впереди, три сзади. Ехавший посередине лимузин с включенным спецсигналом сопровождали три джипа Mercedes Gelandewagen: они двигались по бокам и сзади VIP-авто и также были оснащены работающими мигалками.
Инспекторов ДПС привлекают к перекрытию дорог согласно приказу от 6 июля 1995 года №260 «О мерах по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения». Однако делать они это могут лишь для лиц, которые относятся к объектам госохраны.
Это президент, председатель правительства, председатель Госдумы, глава Совета Федерации, председатель Конституционного суда, председатель Верховного суда, председатель Высшего арбитражного суда, генеральный прокурор, а также, по специальному разрешению Владимира Путина, Патриарх Московский и всея Руси.
Теоретически пассажиром кортежа мог быть любой из девяти упомянутых лиц, однако на практике такие меры безопасности, как правило, применяются лишь при следовании премьер-министра и президента.
В связи с этим не исключено, что пассажиром, ради которого перекрыли трассу, был Дмитрий Медведев, направлявшийся на прием к Владимиру Путину.
Так, судя по официальному сайту главы государства, 13 января Владимир Путин не покидал своей резиденции в Ново-Огарево, где у него состоялось несколько рабочих встреч. На одной из них присутствовал и Дмитрий Медведев. Новость о встрече размещена на сайте правительства в 17.50, а на сайте президента в 17.45.
А до этого, примерно с 12.00 до 13.30, премьер выступал на Гайдаровском форуме, который проходил в районе метро «Юго-Западая», как раз недалеко от МКАД.
Таким образом, премьеру, чтобы добраться к президенту на машине, действительно было проще всего воспользоваться юго-западным отрезком МКАД — резиденция Владимира Путина расположена на Рублевском шоссе.
Инцидентом уже заинтересовались в Общественной палате (ОП) РФ. Глава комиссии ОП по безопасности Антон Цветков считает, что по факту случившегося необходимо провести проверку.
Я считаю, что необходимо внимательно разобраться в данной ситуации и провести самую тщательную служебную проверку. С одной стороны, то, что мы видим в сети интернет, вызывает возмущение. С другой стороны, необходимо разобраться детально. Необходимо понять, по какой причине сотрудник ГИБДД не пропустил «скорую помощь», — цитирует Цветкова радиостанция «Говорит Москва».
Глава комиссии ОП считает, что для предотвращения таких случаев можно оснастить автомобили скорой помощи прямой связью с полицией. «Необходимо улучшить взаимодействие «скорой помощи» и полиции. Мы видим, что сотрудник ГИБДД не пропустил «скорую помощь», это недопустимо, — уверен Цветков. — Безусловно, должна быть внутренняя связь, которая позволит сообщить в подразделение полиции о том, что «скорая помощь» действительно требует срочного проезда».
Схожего мнения придерживается и глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. Он отмечает, что в ПДД не указано, имеет ли автомобиль со спецсигналами одной службы приоритет в движении перед автомобилем из другого ведомства.
«Но ничего, кроме отсутствия желания, не мешало инспектору связаться с дежурной частью, объяснить им ситуацию и попросить узнать у ФСО, что делать в такой внештатной ситуации, можно ли пустить «скорую»,
— рассказал он . — Не исключено, что в ФСО могли бы войти в положение и разрешили бы пустить «скорую».
Травин считает, что обязанность действовать подобным образом для инспекторов ДПС должна быть закреплена в ведомственных инструкциях. «Это легко делается приказом министра МВД. Но это вопрос даже не закона, а морали. Важно ли нашим чиновникам, а судя по скорости кортежа на видео, в нем ехало второе лицо государства, что из-за них умирает человек. В Европе, например, кортежи едут либо наравне со всеми в общем потоке, либо для них перекрывают второстепенные дороги», — добавил собеседник.
Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов отмечает, что формально сотрудник ГИБДД действовал в соответствии с законом.
«Указания регулировщика, в данном случае этого сотрудника, согласно ПДД, имеют приоритет над любыми мигалками, то есть «скорая» даже с включенной мигалкой была обязана подчиниться, — отмечает он. — Не оправдывая данного сотрудника, все-таки надо отметить, что действовал он строго в рамках приказа начальства, которое получило соответствующую информацию от ФСО. Если бы он пропустил врачей, то, скорее всего, в лучшем случае лишился бы работы, а в худшем — отправился на скамью подсудимых. Есть закон о госохране, по которому та же ФСО может распорядиться перекрывать движение где угодно, когда угодно и на сколько угодно.
Так что здесь сотрудник ДПС просто исполнял законный приказ начальства».
По мнению активиста, предотвратить такие ситуации в будущем можно только если перенести столицу в другой город. «Москва наводнена федеральными чиновниками, и когда они передвигаются, то, учитывая большую интенсивность движения, это сразу становится заметным, — отмечает Шкуматов. — Я в свое время специально искал в интернете видео, как ездит Барак Обама. По Вашингтону с его населением в 600 тыс. человек он ездит без всяких перекрытий, я такого просто не нашел. Потому что город этот относительно небольшой и там такие меры безопасности если и принимаются, то от них особо никто не страдает. Зато в Нью-Йорке там действительно под него все перекрывают, и ждать приходится даже экстренным службам. Но наши чиновники не хотят идти по казахстанскому пути, где столицу перенесли из крупнейшего экономического центра Алма-Аты в относительно небольшую Астану. Отсюда и все проблемы, и тот же негатив к власти копится из-за таких вот историй».
Поведение сотрудника ГИБДД жестко раскритиковали в Госдуме.
«Я вообще считаю это полным безобразием, останавливать вообще «скорую помощь», тем более с младенцем. И вообще: если «скорая помощь» идет с проблесковыми маячками, то сотрудник ДПС должен понимать, что она имеет беспрепятственное преимущество при проезде, а такую машину останавливать нельзя, — заявил РИА «Новости» глава думского комитета по охране здоровья Сергей Фургал (ЛДПР). — Это банальное хамство, неуважение, расслоение, разделение населения на привилегированных людей и на людей второго сорта. Это просто недопустимо, здесь вообще не было никаких проблем пропустить «скорую помощь».
* Запрещены в РФ