Колядные гуляния в деревне Семежево (14 фото)
Белорусский обряд «Колядные цари» зародился в XVIII веке, но и сейчас популярен у сельчан и вызывает неподдельный интерес у приезжих гостей. Проводится он в Щедрый вечер с 13 на 14 января. Поскольку этот обряд существует только в деревне Семежево Копыльского района, то он является достоянием белорусской народной культуры, а в 2009 году вошел в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Корреспонденты belchas.by поколядовали вместе с «царями» и разузнали, в чем уникальность обряда.
Кирилл Нечай уже 9-й раз исполняет главную роль царя Максимилиана.
– С детства помню, как по домам ходили «цари» и щедровали. Когда подрос, стал сам участвовать в этом обряде. Мне нравится радовать и веселить людей, – говорит он. – Сейчас работаю трактористом в колхозе возле Солигорска, но с удовольствием приезжаю в родную деревню на праздник. Это наша традиция, и мы должны ее сохранять.
В XVIII веке недалеко от деревни Семежево стояли части царской армии. В дни празднования Нового года солдаты и офицеры ходили по дворам и показывали веселое представление, а хозяева одаривали их угощением. Эту традицию военные переняли от белорусов, которые издавна колядовали на Щедрый вечер. После того как отряд покинул деревню, местные жители стали рядиться в военную форму и сами показывать уникальное рождественское действо. В советские годы обряды были запрещены, но с 1970-х местные жители стали возрождать народную традицию. Официально воссоздали обряд в 1996 году – тогда были собраны документальные материалы, опрошены старожилы, проведены научные исследования, снят фильм «Колядные цари». С тех пор обряд стал визитной карточкой Семежево.
Сегодня непосредственным организатором праздника является директор местного центра культуры и досуга Татьяна Шауро. Она готовит костюмы, привлекает молодых ребят, репетирует с ними.
По традиции в обряде участвуют только юноши. Всего в театрализованном представлении задействованы 12 человек, и каждый исполняет свою роль. «Царей» семеро. Одеты они в белые брюки и сорочки, на груди крест-накрест повязаны красные семежевские пояса с традиционным орнаментом. На голове у них – высокие шапки, украшенные разноцветными лентами. Есть также Дед и Баба, лекарь, барабанщик, мехоноша...
– Обряд представляет собой театрализованное действо. Его украшают самобытный фольклор и декоративно-прикладное искусство. Костюм и предметы быта делали сами, многие вещи – пояса, кожухи подарили односельчане, – говорит Татьяна Шауро.
В старину по каждой улице (а их в Семежево 18!) ходила своя группа «царей». Парни заходили в дома, где жили незамужние девчата, и забирали их с собой. Нащедровавшись, все «цари» собирались в одном доме и гуляли до утра.
– Сейчас у нас только 2 гурта, которые ходят по улицам. Каждый год стараемся выбирать разные маршруты, чтобы посетить как можно больше людей. Деревня у нас большая – проживает порядка 1000 человек, – отмечает Татьяна Владимировна. – Одна группа состоит из школьников, которым дают только сладости, вторая – из молодежи. Их угощают разными яствами и спиртным.
По ее словам, все ребята с удовольствием участвуют в обряде – каждый хочет покрасоваться и получить свою «минуту славы». На «Колядные цари» всегда собирается много людей, журналистов и иностранных гостей. Интерес к уникальному обряду не пропадает.
В этом году погода подвела – вместо крещенских морозов пришла оттепель, но на праздничном настрое волочебников это не отразилось. Вечером торжественная процессия весело и бодро начала свое шествие.
– Вечер добрый в вашу хату, – заходят «цари» и с порога начинают разыгрывать спектакль.
– За кого вы меня почитаете – за короля немецкого или султана турецкого? – грозно вопрошает хозяйку дома царь Максимилиан.
От такого вопроса бабуля растерялась, но ответила, что за короля, и не прогадала. И тут понеслось: бой Максимилиана и Мамая, секреты народного врачевания от лекаря (чего только стоит рецепт от головной боли – побрить догола и намазать редькой!), проказы Деда с Бабой, которые все пытались что-нибудь перевернуть, исполнение русской народной песни «Посеяли лебеду на берегу» и поздравление хозяюшки с Рождеством.
После каждого дома мешок мехоноши становится все тяжелее – люди не жалеют угощений. В народе считается, что в доме, где побывали «цари», весь год будут мир, согласие и богатство.
Обряд действительно завораживает и выделяется своей оригинальностью среди многогранных колядных традиций белорусов.
пруфы:
http://belchas.by/news/zhiteli-derevni-semezhevo-koliadnye-tcari-prinosiat-schaste.html
http://www.nwcod.com/user/dihlofoss/