Серов Валентин Александрович (15 фото)
Валенти́н Алекса́ндрович Серо́в (7 (19) января 1865, Санкт-Петербург — 22 ноября 1911, Москва) — русский живописец и график, мастер портрета.
Валентин Серов родился 19 января 1865 года в семье композитора и музыкального критика Александра Николаевича Серова и Валентины Семеновны Серовой (урожденной Бергман).
Мать Серова была ученицей Антона Рубинштейна, прекрасной пианисткой и автором нескольких опер. Отец художника знал и любил все искусства и сам хорошо рисовал. Особенно любил он рисовать животных, и эту страсть к животным Серов унаследовал у отца. Кроме того, с юности он был хорошим наездником.
Когда Серову было шесть лет, отец умер. Мать много времени уделяла музыке, училась композиции в Париже, и была первой женщиной-композитором в России. Времени у нее на воспитание сына оставалось не так много, поэтому юный Серов часто воспитывался в семьях родственников и в пансионе за границей.
Тем не менее, мать рано обратила внимание на художественное дарование сына, а когда ему было девять, несомненные успехи Серова отметил известный скульптор Антокольский. Он посоветовал нанять мальчику учителя из русских художников, и учителем Серова стал тогда ещё молодой Илья Репин.
Учась в гимназии, Серов писал и рисовал под присмотром Репина. Лето 1879 года они провели вместе в мамонтовском Абрамцеве, а летом 1880 года предприняли поездку в Крым, на Днепр по местам бывшей Запорожской Сечи, побывали в Одессе и в Киеве.
После возвращения с юга Серов подал прошение в правление императорской Академии художеств в Петербурге о зачислении в вольнослушатели. Туда принимали шестнадцатилетних, а ему было всего пятнадцать лет, но благодаря ходатайству Репина, Валентина приняли в вольнослушатели и даже допустили в частную мастерскую Чистякова, у которого учился сам Репин. Юный художник объявил матери, у которой была к тому времени новая семья, что отныне будет жить сам по себе и за свой счет. Через два года, в 1882 году, Серов стал учеником Академии художеств.
Серов часто казался людям, которые его не знали, задумчивым, хмурым и суровым, однако друзья отмечали его редкую живость и веселость нрава. Несмотря на небольшой рост и плотное сложение, он был легок, изящен в движениях, в домашних спектаклях в Абрамцеве или в Москве изумительно плясал, исполняя партию танцовщицы или комическую роль слуги.
С разницей в год, в 1887-м и 1888-м годах Серов создал свои две программные вещи - "Девочку с персиками" и "Девушку, освещенную солнцем", которая вскоре впервые экспонировалась на периодической выставке в Москве в Обществе любителей художеств. Ни критики, ни публика не оценили её по достоинству, зато картина понравилась Третьякову, который приобрел её еще до открытия выставки.
Следует отметить большое влияние, которое оказал на Серова мюнхенский "Сецессион". Стремление к выразительности линии, подчёркнутая графичность были характерны для многих работ художника. В 1891 году Серову предложили написать портрет императора Александра III. Этому немало поспособствовал Репин. Три года спустя он написал полотно "Александр III с семьёй", а вообще за свою жизнь Серов написал множество "парадных" портретов, которые вовсе не воспринимались как парадные.
Впрочем, и сам Серов мало походил на придворного художника. В частности, он запрашивал за портреты совсем небольшие деньги, чтоб не чувствовать себя связанным и иметь возможность свободно выражать себя.
Серов был человеком скромным и наделённым чувством юмора. Так, когда княгиня Юсупова стала хвалить его посмертный портрет Александра III, говоря, что это лучший из многочисленных портретов царя, Серов заметил, что просто остальные уж слишком плохи.
По заказу нового царя Николая II художник он написал два парадных портрета: Александра III в форме датского полка и самого Николая в форме шотландского полка, после чего предложил царю написать его "домашний" портрет в обычной тужурке в качестве подарка жене, Александре Фёдоровне. Это был один из лучших серовских портретов.
Лето 1903 года Серов провел в Архангельском у Юсуповых, создавая портрет самой Зинаиды Николаевны, большой его почитательницы, её мужа и сыновей. По поводу портрета младшего - Феликса - вышел спор. Юсупова хотела видеть его в голубой венгерке. "Ужасно, - писал по этому поводу Серов жене, - если ее написать, то тут же может стошнить". Художник настоял на своём и написал юношу в скромной, но выразительной тёмно-серой куртке. Результат Серову понравился, он сказал Юсупову: "Когда я смотрю на ваш портрет, то мне кажется, что он "благоухает".
Бульдога же, с которым по настоянию художника позировал Феликс, Серов в шутку называл своей лучшей моделью.
С 1904-го по 1906-й годы Серов создал целую группу портретов видных деятелей русской культуры - Николая Лескова, Максима Горького, Марии Ермоловой и Леонида Андреева.
Все они подкупали зрителя умением автора ухватить самую суть характера, и мягким юмором, сочетающимся с безупречной точностью линий. "Это памятник Ермоловой! С этого холста она продолжает жечь сердца" - писал о серовском портрете архитектор Ф.Шехтель. Андреев называл творчество Серова "тайной, необъяснимой и влекущей к себе".
Забавная история произошла с портретом жены коллекционера Гиршмана Генриетты.
Сначала Серов сделал акварельный набросок, потом перевёл его на холст, а картон с наброском порвал и бросил в камин. Коллекционер вынул куски картона, спрятал и позднее восстановил его в Париже. В результате, готовый масляный портрет художнику не понравился, в то время как картон был очень хорош. Неудовлетворённый Серов написал ещё один портрет Генриетты, который и был выставлен на "Выставке Союза художников" в 1907 году. Со свойственным ему остроумием художник наградил себя за долгую работу: в глубине портрета, в зеркале, он написал свой уменьшенный автопортрет. Вообще Серов славился тем, что относился к работе очень тщательно и мог уничтожить почти законченный, но неудачный, с его точки зрения, портрет.
В 1907 году Серов и Бакст совершили давно задуманное путешествие в Грецию, результатом чего стали "мифологические" работы художника.
При всей внешней благополучности жизнь Серова отнюдь не была усеяна розами. Многие его работы современники не воспринимали. Так знаменитый портрет танцовщицы Иды Рубинштейн, выставлявшийся на Всемирной выставке в Риме 1911 года, был отвергнут Музеем Александра III.
22 ноября 1911 года Серов скончался в Москве от приступа грудной жабы и был похоронен на Донском кладбище в Москве. Позднее его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.