Всякая всячина. 8 (11 фото)
Понимание экономики: Животные на бирже.
В Чикаго бразильский канопус по имени Адам Монк в течении четырех лет в начале января выбирал акции из таблицы газеты «Wall Street Journal», тыкая в них карандашом. Составленный таким образом пакет из года в год давал прибыль на 15-20% выше, чем составленные профессиональными консультантами.
Там же в Америке снимавшаяся до того в кино шимпанзе по кличке Равен выбирала акции, бросая дротики в таблицу, в первом году добилась прибыли в 79%, а во втором аж в 213%
В России цирковая шимпанзе Люша вышла на 4 место среди наиболее успешных биржевых маклеров.
В Англии своими биржевыми операциями прославился кот по кличке Орландо, а в Южной Корее попугай
Понимание экономики: Санкт Галленский эксперимент
В 2008 году в университете города Регенсбурга был поставлен следующий эксперимент. Двум группам предлагалась сыграть в компьютерную игру. Сценарий игры заключался в распределении ограниченных ресурсов. В некоей деревне ввели рационирование воды – по 5 литров на человека. А людей разбили на пары. Если в пункт выдачи воды приходили оба (кооперация), каждый получал свои 5 литров. Но каждый мог прийти один и сказать что берет воду для обоих. В этом случае он получал 8 литров и мог, разумеется, оставить их себе (обман). Второй не получал ничего.
Смыслом эксперимента было проверить склонность разных групп людей к обману. В качестве испытуемых групп взяли с одной стороны нормальных людей, а с другой пациентов психиатрической клиники с диагнозом «психопатия». Разумеется, психопаты обманывали чаще.
В 2011 году в школе Управления, Технологии и Юриспруденции при Университете Санкт Галлен под руководством директора департамента судебных исполнителей тест был повторен для группы управляющих банками и биржевых маклеров. Они показали процент обмана почти в 3 раза выше, чем группа психопатов.
Банк для беспризорных.
В городе Дели около 100.000 беспризорников. Не нужно говорить, что живут они в крайней нужде и опасности. Если беспризорнику удаётся как то раздобыть немного денег, всегда есть опасность быть ограбленным.
Несколько лет назад группе детей пришла в голову идея основать банк, где каждый беспризорник в возрасте от 9 до 18 лет может оставлять свои заработанные гроши. Управляется банк выборным из самих беспризорников комитетом. Вклады приносят прибыль в 3,5%, благодаря подключившимся благотворительным организациям. Кроме того, он даёт беспроцентные кредиты, например на образование.
Робин Гуд жив.
Человек, известный под именем Robin Hood 702 занимается тем, что играет в казино в пользу нуждающихся. Он скрывает свое имя и лицо, но с ним можно связаться через его сайт в Интернете http://www.robinhood702.com/. Robin Hood сам выбирает, кому помочь.
Обычно помощь оказывается в размере 20.000 – 30.000 долларов. С начала своей деятельности он оказал помощь примерно 400 людям из 72 стран, на общую сумму около 600.000. Деньги он выигрывает в Лас-Вегасе (702 – почтовый индекс Лас-Вегаса) в очко. При игре в очко средняя квота проигрыша составляет 20%. Что бы выиграть 20.000, нужно заявиться в казино примерно со 100.000 долларов, что бы иметь возможность дождаться выигрыша. В случае, если выиграть не удастся, Robin Hood выплачивает деньги сам.
Мона Лиза 3D.
Проанализировав висящий в Лувре оригинал Леонардо и висящую в Прадо предполагаемую копию, два немецких исследователя – Клаус Кристиан Карбон из университета Бамберга и Вера Хесслингер из университета Майнца пришли к заключению, что речь идёт о картинах, написанных с несколько разных точек зрения.
Точка зрения художника, нарисовавшего картину из Прадо находилась несколько левее, чем точка зрения художника, нарисовавшего Джоконду из Лувра. Особенно это заметно из ракурса, под которым видны детали стула, на котором сидит женщина.
Вычисленное смещение точек зрения оказалась равной всего 6,9 см, что соответствует среднему расстоянию между зрачками правого и левого глаза. Отсюда был сделан вывод, что картины, в сущности, представляют собой стереоскопическую пару и на этой основе было создано объёмное (точнее 3D, как это принято называть сейчас) изображение Моны Лизы.
Из записей Леонардо известно, что он активно работал над изображениями объёмных предметов. Так же известно, что Леонардо был способен писать двумя руками два разных текста одновременно (и при этом вести беседу на третью тему), так что, в принципе, ничто не мешало ему писать обе картины одновременно. Хотя, разумеется, нужно сказать, что к тому нет никаких прямых свидетельств.
Гипотеза, разумеется, имеет своих противников, указывающих, что не все детали картин составляют строгую стереоскопическую пару, что расхождения больше, чем нужно. Однако, при всей гениальности, Леонардо все таки был человеком, а не фотоаппаратом.
В принципе, это не первая попытка восстановить объёмный образ Моны Лизы. Однако это первая, которая опирается на подобное сравнение картин.
Крепость Одиночества
Недалеко от мексиканского городка Найка (Naica) находится заложенная ещё в 1794 небольшая шахта по добыче железной руды. В 1910 стенка одной из штолен шахты обвалилась и открыла проход в неизвестную ранее пещерную систему. Из пролома несло тухлыми яйцами, что указывало на высокий процент сероводорода, так что пролом заделали, а в скорости и шахту закрыли за нерентабельностью. В 2000 году группа спелеологов с дыхательными аппаратами открыла пробку и проникла в пещеру. Так была открыта вероятно самая впечатляющая подземная система Земли. Впечатляют не размеры пещеры, весьма значительные, а совершенно уникальный, не похожий ни на что известное интерьер. В отличие от других пещер пещера Найка обязана своим появлением не воде, а скорее серной кислоте. И по сей день вода в пещере имеет сильную кислотную реакцию, так что кроме дыхательного аппарата для посещения требуется защитный костюм. Кислота растворила известняк, из которого сложен горный массив и перевела его в ангидрид кальция. В исключительно стабильных на протяжении тысячелетий условиях изолированной от внешнего мира пещеры ангидрид кальция кристаллизировался в гигантские полупрозрачные кристаллы гипса. Самый крупный из обнаруженных кристаллов имеет 14 метров длины. Ураново-ториевыый метод датирования дал возраст кристаллов в 350.000 лет. Что бы вырос подобный кристалл, в течении всего этого времени в пещере должна была царить температура 54 градуса (чуть ниже температуры растворения ангидрида) и совершенно определённая слегка превышающая границу насыщения концентрация ангидрида в воде. Некогда уровень раствора явно был много выше, чем сейчас. В настоящее же время остались лишь небольшие озерки. Измерения показали, что с момента открытия пещеры температура падает со скоростью 0,5 град / год, так что сейчас процесс образования кристаллов прекратился. Подогрев раствора и приток сероводорода обеспечивает находящийся неглубоко под горным массивом лавовый очаг.
Пещера состоит из нескольких залов. К сожалению существует очень немного фотоматериалов и посвящены они в основном самым крупным из кристаллов. Но есть там зал, выглядящий как заснеженный еловый лес или как ледяной бальный зал со свисающими кристаллическими люстрами. В целом пещеру можно было бы сравнить с дворцом Снежной королевы или, ещё лучше «Крепость Одиночества» Супермена.
Я помещаю здесь несколько фотографий этого уникального места.
Остеклованный форт.
Остеклованные форты открыты в 1777 году в Шотландии пионером геологии Джоном Уильямсом. Уильямс обнаружил, что камни расположенных на холмах доисторических по понятиям того времени укреплений не просто сложены, не связаны цементом, а были подвергнуты такой температуре, что частично расплавились, образовав связанную стеклообразной массой кладку. Всего в Шотландии обнаружили около 80 таких сооружений и долго думали, что они только там и есть. Но со временем похожие форты были найдены в других частях Англии, а позже и на континенте – во Франции, в Германии, Венгрии, Португалии. Сейчас их известно около 200.
Время строительства фортов определяют приблизительно 7 в.д.н.э – 9 в.н.э., т.е в пределах более 1000 лет. Оценка эта весьма приблизительная, часто основанная на сопутствующих находках предметов, вовсе не обязательно по возрасту соответствующих самому сооружению. Кроме того, возраст фортов оценивают по конструкции, которая весьма разнообразна – от более или менее примитивных городищ вроде изображённого на фото, до башен вполне средневекового типа. Однако не сохранилось никаких письменных свидетельств о подобном способе строительства, что даже и для указанного периода все таки странно.
Что бы превратить камень в стекло, нужна температура порядка 1100 градусов. Что бы стекловать массивную кладку стен форта длиной в многие десятки метров и толщиной в 2.3 метра, нужно в течении длительного времени поддерживать гигантский костёр с температурой, которая в те времена и в плавильных печах с трудом достигалась. Но и этого надо, после того, как остеклование произошло, всю массу камня нужно очень быстро охладить. В 1934 году Гордоном Чайлдом и Уоллесом Торнекрофтом был проведён эксперимент – построены 2 стены 4 метров длиной, 3 метров толщиной и 3 метров высотой. Стены были построены с вкладками легкоплавкого базальта, обложены сооружением из торфа, дров и угля и подожжены. Эксперимент дал весьма небольшое остеклование кладки и потребовал такое количество топлива, какого не могла предоставить местность, где построены форты. Кроме того, он показал, что результат подобного метода сильно зависит от погоды – ветра, осадков и, в сущности практически не предсказуем.
На сегодня остеклованные форты являются одной из самых больших загадок археологии. Не ясно ни кто их строил, ни когда, ни зачем, ни каким образом. Они носят очевидный оборонительный характер, некоторые имеют 2 и даже 3 кольца стен. Современными специалистами обработка кладки высокой температурой рассматривается как очень рискованное предприятие – при температурах около 600 градусов камень теряет прочность и начинает крошиться, что можно увидеть при любом пожаре.
На фото:
Один из наиболее хорошо сохранившихся остеклованных фортов – Тар О'Нот (Tar O’Noth, vitrified fort)
Кладка, связанная остеклованной массой из форта Сен Сюзанн, Франция.