Большой взрыв: гаубица в женских руках (9 фото)
Гаубица Д-30А — редкий экземпляр, и увидеть ее в действии достаточно сложно. Дело в том, что в 2013 году было решено оставить данное артиллерийское орудие только в Воздушно-десантных войсках. Считается, что Д-30 — это средство поддержки легких сил и мотострелковым бригадам оно не нужно.
Я попала на тренировку гаубичной артиллерийской батареи 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, у которой гаубица стоит на вооружении. Мне предложили выстрелить и я, естественно, согласилась. Военным и самим было интересно, что из этого получится.
По приказу командира пушки на буксире у грузовика «КАМАЗ» выдвинулись на полигон к огневой позиции. Способ транспортировки Д-30А довольно необычный: все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Гаубицу тянут при помощи устройства, прикрепленного к дульной части. Несмотря на кажущиеся сложности доставки орудия на огневую позицию, скорость по асфальту или бетону достигает 80 км/ч.
Вообще, условно, гаубица совмещает в себе свойства пушки и миномета. Пушка стреляет настилом — снаряд летит полого, угол возвышения до 45 градусов. У миномета же угол — свыше 45 градусов. А гаубица, благодаря тому, что у нее поднимается ствол, может стрелять и так, и так. Максимальный угол возвышения у Д-30А — 70 градусов, дальность стрельбы — 15300 метров.
Но вернемся к тому, что происходило на полигоне. После того, как бойцы перевели гаубицы в боевое положение, сориентировали приборы и загрузили снаряды, по команде «огонь» был дан залповый выстрел. Если кто не знает, это очень громко. Как бы старательно ты ни закрывал уши и ни открывал рот, звон в голове тебе обеспечен. Несколько выстрелов — и хочется куда-то спрятаться. Но я стойко ждала своего часа, чтобы выстрелить. А пока ждала — наблюдала за тем, как это делают военные. В расчет, помимо командира орудия, входят шесть человек: наводчик, снарядный, зарядный, заряжающий, установщик и замковый. После того как снаряд подали в гаубицу, замковый продвигает его досыльником. Красный флажок — пли
Когда настал мой черед, пришли смотреть все: и военные, и журналисты, которые тоже снимали тренировку по стрельбе и управлению огнем. Меня поставили в нужное место, повернули в нужную сторону, правой моей рукой прикрыли левое ухо, второй рукой я должна была дергать за рычаг. Договорились, что стреляю по команде «огонь». Ничего сложного — главное не забыть открыть рот.
«Огонь!»
Я дергаю рычаг со всей силы, но он остается неподвижным. Все посмеялись, решили, что «первый блин комом».
«Огонь!»
Правда, я старалась. Даже по фотографии видно. Но что я могу поделать, если я правша.
Не буду утомлять вас подробностями еще нескольких попыток, скажу просто, что окружающие отчаялись ждать и даже перестали закрывать уши и открывать рот. Я уже не пыталась выстелить по команде, а сама громко предупреждала присутствующих счетом «раз, два, три». Но безуспешно. Тогда офицер переставил меня иначе, чтобы я могла дернуть рычаг правой рукой. И — вуаля!
По силе звука холостой снаряд уступает боевому в два раза, но этого было достаточно, чтобы я почувствовала себя контуженной, слегка оглохшей, но очень счастливой. Начала что-то говорить и поняла, что у меня изо рта вылетают клубы дыма. Серьезно, прямо как у огнедышащего дракона. Я пытаюсь что-то сказать, а из меня дым, смеюсь от этого — дым, закрываю рот — дым из носа.
Потом военные рассказали, что это нормальная практика, и приходится выбирать-либо по ушам сильно ударит, либо дыма наешься.
Еще немного фотографий десантных стрельб по ссылке