Российские аналоги импортных лекарств: адекватная замена? (9 фото)
Как сэкономить на лекарствах, а не на здоровье.
«Медвежья услуга» Интернета
Самый популярный и практически бездонный кладезь информации — безусловно, Интернет. Мы бесстрашно погружаемся в Мировую паутину, наивно полагая, что разум поможет отличить ложь от истины. Но, увы и ах, это не всегда так.
Миллионы российских граждан в стремлении сэкономить изучают заполонившие Сеть списки отечественных аналогов дорогих импортных лекарств. Завтра они пойдут в аптеку и с нескрываемым удовольствием купят вместо оригинального препарата копеечный отечественный «заменитель». А дальше история может иметь разное продолжение, и зависит это от анонима с неизвестным образованием, который выложил информацию, и от его величества Случая.
За этим беспечным доверием скрывается невидимая трагедия. Когда я, провизор с многолетним опытом работы, открываю такой «список заменителей», мне с трудом удается сдержать эмоции. Безымянные авторы настоятельно советуют заменить «Мерседес» на ВАЗ, аргументируя тем, что у отечественных машин тоже четыре колеса. А иногда под соусом автомобиля предлагают самокат!
Мое фармацевтическое сознание кипит, приметив в списке «аналогов» несколько пар совершенно разных препаратов. Например, мирамистин — это не хлоргексидин, а эрсефурил к фуразолидону имеет только одно отношение: оба препарата принадлежат к группе нитрофуранов. И это — лишь капля в море. Причем даже вполне корректные на первый взгляд замены могут быть далеко не безобидными.
Оригинальный препарат и аналог
Оригинальное лекарство — это препарат, который был впервые синтезирован фирмой-производителем. Покупая оригинал, или, как часто говорят фармацевты, препарат-бренд, мы платим за долгие годы разработок лекарственной субстанции, за клинические исследования лекарств, за регистрацию и так далее. Все эти огромные затраты производитель закладывает в стоимость, поэтому оригинальные препараты априори намного дороже дженериков (от английского generic), или аналогов.
Производители аналогов лишь синтезируют по известному алгоритму субстанцию, готовят из нее лекарственную форму и упаковывают. Их затраты минимальны, и это самым благоприятным образом сказывается на цене конечного продукта. В идеале аналоги должны соответствовать препарату-бренду по всем показателям, в том числе и по эффективности. А на деле?
Лекарственная субстанция — это основа препарата, его «сердцевина». От того, насколько качественно она синтезирована, насколько соблюдены все технологические требования, зависит эффективность будущего препарата. Кроме того, в состав лекарства входит немало вспомогательных веществ, которые также влияют на биодоступность, всасываемость и другие показатели, а значит, и на конечный результат.
Чтобы «причесать» всех производителей под одну качественную гребенку, в 1968 году при участии ВОЗ были приняты единые стандарты к производству лекарств и биодобавок GMP (Good manufacturing practice — Надлежащая производственная практика). Система GMP регламентирует все аспекты производства медикаментов: от исходных материалов, состояния помещений и оборудования до личной гигиены и обучения персонала. Кстати, на рельсы GMP перешли далеко не все российские предприятия, и это дает еще один повод для размышлений.
Но даже при соблюдении всех требований и стандартов дженерик может отличаться от оригинала. В 2000 году американские ученые опубликовали данные независимого исследования. После сравнения свойств оригинального лекарства клацида и сорока его дженериков, произведенных в 13 странах мира, ученые пришли к неутешительному выводу. Ни один аналог не был признан эквивалентным оригиналу. И это притом что все препараты были произведены в соответствии с требованиями GMP.
В США качество дженериков реально такое же, как у оригинальных препаратов. Отличия в усвоении между ними составляют в среднем 3,5%, что ничтожно мало.
Там были случаи, когда дженерики запрещали, если они работали хуже «оригиналов». Так поступили с антидепрессантом бупропионом. От врачей поступала информация, что он не работает. FDA прореагировало: провело исследование и запретило дженерик.
«У нас такие случаи мне неизвестны, - говорит Светлана Завидова, директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям. - Более того, мы выявили, что в 2012 г. Минздрав одобрил несколько исследований дженериков при регистрации, которые противоречили закону. Регистрируемые препараты сравнивали не с оригинальными лекарствами, а с другими дженериками. Были и другие нарушения. Мы их все обнародовали, но пока активных действий чиновников не последовало.
Экономим правильно
И все же опыт показывает, что сварить хорошую уху из дешевой рыбки можно, если соблюдать все правила приготовления. Для начала нужно решительным нажатием мышки удалить из закладок сайты со злосчастными списками. Ну не может флуконазол неизвестного производства работать так же, как знаменитый дифлюкан, очищенный, стандартизированный и выверенный до тысячных долей миллиграмма!
Не ждите того же эффекта, который дает уникальный фермент креон, от отечественного панкреатина. Да, у них одинаковые действующие вещества — в этом Интернет не обманул. Но сделать фермент, который не разрушится в желудке и кишечнике, а всосется и, главное, начнет действовать, как собственный, — целое искусство.
Конечно, инженер или учитель знать фармацевтические тонкости не может, да и не должен. Более того, даже фармацевт не имеет права вмешиваться в назначения и менять один препарат на другой. А вот врач, который ведет сотни пациентов, отлично видит, как действуют оригинал и дженерик, и точно знает разницу между вольтареном и диклофенаком. Поэтому решение о замене должен принимать только доктор.
Отбросьте ложное стеснение и предупредите своего врача, если дорогостоящий препарат-бренд вам не по карману. Выбор на современном рынке лекарств позволяет заменить оригинальное лекарство на качественный и более экономичный аналог, не уступающий прародителю в эффективности. А сайты, предлагающие менять шило на мыло, обязательно закройте, чтобы больше никогда не открывать.