Ассасины (5 фото)
Итак, как только пророк Мухаммад покинул сей не лучший из миров, в исламе сразу же начались волнения и метания. И спор, конечно же, был не о духовных доктринах как таковых, хотя и их тоже привлекали к разборкам, а о том, кто имеет право наследовать пророку. То есть спор был о власти.
Вначале мусульмане раскололись на две главные фракции - суннитов, утверждающих, что верховная власть должна принадлежать выборным халифам, и шиитов, которые признавали такое право лишь за потомками самого Мухаммада. А вот за какими именно? Этот спор начал дробить шиитское движение дальше. Так появились исмаилиты - приверженцы Исмаила, старшего сына Джафара ас-Садыка, шестого имама шиитов.
В действительности разобраться во всех хитросплетениях идеологии исмаилитов весьма непросто. Но в основе лежит понятие имама - духовного лидера общины. Но так как исмаилиты утеряли линию прямой передачи от самого Мухаммада, то появилась концепция "скрытого имама". Для части исмаилитов им стал Низар Бен Мустансир. По его имени и было названо очередное исмаилитское направление - низариты. Вот они то нам и нужны.
Вполне законен вопрос - зачем я все это сейчас рассказал. Дело в том, что без понимания того, какая каша варилась на Ближнем Востоке, многое в мифе об ассасинах останется непонятным. Но мы прорвались, а посему приступаем к главному.
Все началось с того, что у низаритов появился талантливый лидер - Хасан ас-Саббах. Он начал свою деятельность с "освоения" Ирана. Разведав обстановку, Саббах понял, что для будущей деятельности в этой местности низаритам потребуется база - административная, военная и духовная. И лучше горной крепости Аламут, которая располагалась на севере страны, было не сыскать. Хасану удалось захватить цитадель, как сегодня бы сказали, "без единого выстрела". Он сумел обратить весь гарнизон в свою веру. Как только низариты укрепились в Аламуте, они начали настоящую экспансию и в Ирак и в соседние страны, используя уже опробованный метод захвата крепостей. В скором времени была образована эффективная сеть низаритских укреплений, которая уже вполне тянула на государство.
Хасан ас-Саббах, больше известный как Горный старец, применял в подготовке своих головорезов новейшие по тем временам методы психоподготовки. Он устроил в своей неприступной крепости Аламут тайный сад. И ежели срочно нужен был человек для выполнения заказа на ликвидацию, то брали, по приказу Старца, юношу из общины, пичкали гашишем и одурманенного переносили в этот сад. Проснувшись, молодой человек думал, что попал в рай. Когда же его возвращали обратно, то он настолько скучал по "небесным чертогам", что готов был выполнить любое задание партии. Зачастую самое что ни на есть самоубийственное.
Старина Хасан рассылал своих психоподготовленных убийц по всему Ближнему Востоку, наводя ужас на эмиров, халифов и крестоносцев. Все дрожали и понимали, что прятаться бессмысленно. Все попытки взять Аламут штурмом терпели неудачу. А кошмар прекратился, лишь когда пришли монголы и "всех выгнали из леса". Старец был приструнен, Аламут пал, ассасины уничтожены. Но малая часть оных сумела, прихватив священные книги, скрыться в Индии, где выжившие организовали секту душителей - тхагов.
Откуда же взялся сам термин ассасин? Дело в том, что различные направления ислама существовали далеко не мирно. Сражаясь друг с другом за верховную власть над паствой, в методах ни правители, ни проповедники не стеснялись. Сунниты пинали шиитов, наклеивая на них ярлык еретиков. Но даже внутри исмаилитской общины хватало ненависти. И вот однажды, на радость остальным, сцепились лидер мусталитов (еще одно направление) ал-Амир и низаритская община Дамаска. Даже злобную переписку завели. И в одном из писем ал-Амир впервые назвал низаритов "хашишшия", то есть употребляющие гашиш. В последствии европейцы транскрибировали это как асссасин. Что имел в виду лидер мусталитов, не вполне понятно. Но вряд ли он говорил о сложной системе психоподготовки убийц. Скорее всего, просто поносил идеологических противников, называя их "тупыми укурками". Забавно, но в 1130 году ал-Амир был отправлен в райские кущи именно низаритским убийцей.
Иногда Хасан объявлял, что кем-то недоволен, и повелевал отрубить повинному голову. Обычно жертва выбиралась из наиболее приближенных к владыке. Когда все уже знали, что казнь совершена, Хасан приглашал к себе группу новичков, готовящихся к посвящению. На ковре они видели блюдо с окровавленной мертвой головой. "Этот человек обманул меня, - говорил Хасан. - Но волей Аллаха ложь его мне открылась. Но и мертвый, он остался в моей власти. Сейчас я оживлю его голову". После молитвы Хасан делал магические знаки, и к ужасу присутствующих мертвая голова открывала глаза. Хасан говорил с нею, просил других задавать ей вопросы, и они получали ответы от известного им человека. Страх перед великой властью "горного старика" рос еще стремительнее. Когда все уходили, Хасан раздвигал блюдо, составленное из двух половинок. Человек, сидевший в яме так, что только его голова возвышалась над полом, спрашивал: "Так ли я говорил, повелитель?" - "Да. Я доволен тобой". А через час-другой голова казненного, на этот раз отрубленная уже взаправду, насажанная на пику, водружалась у ворот замка.
Вот мы и добрались до тех самых убийц. Отрицать бессмысленно - практика урегулирования религиозных, философских и уж тем более властных споров посредством ликвидации оппонентов существовала давно. Задолго до появления на свет ассасинов. Тем не менее именно низариты на мусульманском Востоке стали прочно ассоциироваться с подобными методами. Отчасти это справедливо. Небольшая низаритская община постоянно находилась под прессингом враждебных соседей. С одной стороны напирали госпитальеры, с другой тамплиеры, братья исмаилиты не желали простить возвышения, а сунниты так и просто искореняли как ересь. Крупных воинских формирований у низаритов не было, вот и выживали как могли.
В действительности низаритских убийц именовали фидаи (жертвующий собой). И они не были хорошо подготовленными профессионалами. Это были молодые члены общины, желающие пожертвовать своей жизнью за свои идеалы. Типичные одноразовые камикадзе. При этом они конечно же пользовались уважением и почитанием единоверцев. Но ни о специальном наборе в этот "спецназ", ни о боевой подготовке фида , и не сохранилось никаких вразумительных сведений. Хотя низаритская община Аламута была известна своей великолепной библиотекой и вела письменные летописи. А может секрет прост - никак этих людей не готовили. Хотя бы потому, что не разумно тратить средства и время на одноразового бойца. А те, кто выживал, делали это не благодаря выучке, а просто потому, что повезло.
Фидаи неплохо зарекомендовали себя в политических разборках. На их счету было немало военачальников и правителей. Так, именно низариты записали на свой счет, например, маркиза Конрада Монферратского, короля Иерусалима и несколько покушений на знаменитого Саладина, после которых он был вынужден прекратить преследование исмаилитов.
Но все-таки основной силой исмаилитов были не клинки убийц, а слова проповедников, именовавшихся даи. Именно они создали ту мощь, которая стала фундаментом исмаилитского процветания. Образованные и действительно профессионально подготовленные даи завоевывали города и страны. Так, в 899 году проповедник Абу Саид ал-Джаннаби был отправлен в Бахрейн и основал там государство. Абу Абдаллах аш-Шии был послан в Магриб, где подготовил почву для создания целого исмаилитского халифата. Да и сам ас-Саббах, основавший мини-империю низаритов, был в первую очередь даи. Вот так, один человек - одно государство.
Несмотря на то что ассасины были всего-лишь красивым мифом, они сумели занять достойное место в европейской (в первую очередь) культуре. И сегодня, когда иссяк феерический фонтан моды на дальневосточные единоборства, литераторы, кинематографисты и создатели компьютерных игр обратили свои взгляды на ассасинов. Мало того, различные дельцы от боевых искусств и тут отметились. Я лично держал в руках брошюрку, претендующую на описание боевой техники ассасинов. Не верьте сказкам, подобной техники, равно как и специальных школ, никогда не существовало.
Термин "фидаин" был широко распространен в середине и второй половине XX века преимущественно в странах Ближнего и Среднего Востока для характеристики людей, борющихся с оружием в руках ради идеи и готовых отдать свою жизнь за "святое дело".
В XX веке в Иране фидаинами называли некоторых бесстрашных участников народного ополчения в революции 1907-1911 гг., а после Второй мировой войны - членов террористической религиозно-политической организации "Федаяне эслам", устраивавших покушения на жизнь политических и общественных деятелей Ирана и Среднего Востока. Эта организация, основанная иранским муллой Наввабом Сафави, распущена в 1949 г., но подобные ей нелегальные группировки существуют в Ливане и Иране по сей день.
Наиболее сильно традиции сохранились в действиях террористических мусульманских сект типа "Джихад" и "Хизбалла".