ГКЧП по-немецки (7 фото)
Импровизированный броневик бригады Эрхарда.
Оставшееся без защиты руководство Веймарской республики во главе с президентом Эбертом и премьер-министром Бауэром бежало в Штутгарт. Овладев столицей, мятежники сформировали свое правительство, которое возглавил Капп. Новая власть объявила о роспуске парламента, отставке президента и об отказе от соблюдения Версальского договора. Однако подавляющее большинство немецких политиков, партий и региональных органов власти отказалось поддержать переворот. Основная масса населения также выступила против путчистов, опасаясь установления в стране авторитарной военной диктатуры.
Отряд эрхардовцев на грузовике.
По призыву профсоюзов и левых партий Германию охватила всеобщая забастовка, а в Рурской области началось формирование Красной армии, в которую за несколько дней записалось 80 тысяч рабочих и служащих. Красноармейцы взяли под контроль ряд крупных городов, включая Дюссельдорф, Дуисбург и Эссен. Распоряжения капповского кабмина повсеместно игнорировались, и вскоре мятежники поняли, что за пределами Берлина им никто не подчиняется. Вместо обещанного путчистами наведения порядка и возрождения величия Германии, в стране наступил паралич власти.
Одно из орудий мятежников у Бранденбургских ворот. Солдаты, позирующие возле него, не входили в бригаду Эрхардта, поэтому свастик на них нет.
Видя, что события приобретают катастрофический характер, грозящий полномасштабной гражданской войной, немецкий генералитет сделал свой выбор. 17 марта группа высокопоставленных офицеров обратилась к Каппу и Лютвицу с требованием сложить полномочия и вернуть власть законному правительству. Осознав, что игра проиграна, лидеры мятежа отдали приказ о роспуске своих воооруженных формирований и в тот же день на самолете бежали в Швецию. Таким образом, режим Каппа-Лютвица продержался неполных четыре дня.
Слева: путчисты водружают над Берлином военно-морской флаг Германской империи. Справа: эрхардовцы раздают берлинцам свои воззвания.
В этой истории есть один весьма интересный момент. Главную ударную силу путчистов составляла 2-я бригада морской пехоты под командованием корветтен-капитана Германа Эрхардта, которую обычно называли просто бригадой Эрхардта. Отличительным знаком этого соединения численностью примерно шесть тысяч человек была свастика. Она красовалась на солдатских касках, автомобиляж и броневиках, принадлежавших бригаде.
Слева: генерал Вальтер Лютвиц и министр обороны Веймарской республики Густав Носке. Снимок сделан до мятежа, поэтому они вполне спокойно беседуют. В центре: участники мятежа Каппа-Лютвица. Посередине козыряет Герман Эрхардт, а рядом, с сигаретой и характерной эмблемой на шлеме - солдат его бригады. Справа: каски эрхардовцев.
Благодаря журналистам фотографии эрхардовцев с огромными свастиками на лбах получили широкое распространение и именно тогда этот символ, ранее считавшийся политически-нейтральным, начал восприниматься как эмблема крайне правых, антилиберальных и реваншистских сил. Через четыре месяца "хакенкройц" стал официальной эмблемой гитлеровской НСДАП, причем его использование путчистами, несомненно, повлияло на этот выбор.
Не вся техника путчистов была разрисована свастиками. Этот бронеавтомобиль несет эмблемы кайзеровских автобронетанковых войск в виде "адамовой головы". Кстати, он тоже назывался "Эрхардт", но не в честь любителя изогнутых крестов, а по фамилии разработчика Генриха Эрхардта.
Красноармейцы партулируют Дортмунд.