Эхо войны. С семиметровой глубины поднят самолет и останки советского летчика (16 фото)
Прошло совсем немного времени с того момента, когда мы работали на месте падения самолета младшего лейтенанта Белостоцкого, но результаты поисковых работ снова вернули нас к событиям 28 апреля 1943 года. В феврале 2016-го в ходе проверки информации о еще одном месте падения самолета вблизи хутора Эриванский, поисковой группой нашего абинского отряда во главе с Владимиром Васильченко, в центре яблоневого сада при помощи глубинного поискового оборудования было локализовано крупное скопление металла.
Обследование прилегающей территории подтвердило наличие мелких фрагментов авиационной обшивки.
На поверхности земли были найдены несколько кусочков тонкого дюраля и обломок блока двигателя размером не больше ладони, на котором отчетливо читались выбитые буквы и цифры ПФ 2109.
Проверив свои записи мы выяснили, что это Як-1б № 17116 лейтенанта Дьяченко — ведомого мл. л-та Белостоцкого. Сбитые в одном бою они и упали рядом, всего в какай-то паре километров друг от друга.
Проверив свои записи мы выяснили, что это Як-1б № 17116 лейтенанта Дьяченко — ведомого мл. л-та Белостоцкого. Сбитые в одном бою они и упали рядом, всего в какай-то паре километров друг от друга.
«…2. 291 ИАП 12.15 – 13.50 20 Як-1 прикрывали войска в р-не Крымская.
12.45 на Н=3000-4000 м в р-не прикрытия вели воздушный бой с 6 Фв-190 и 14 Ме-109.
Наши потери - не вернули с задания 4 экипажа: ст. пилот л-т Дьяченко, начальник БСС л-т Лученко, пилот ст. с-т Ястребов, пилот ст. с-т Белостоцкий. Совершил вынужденную посадку на аэродром Славянская командир звена л-т Логинов.
1 Як-1 наблюдали падающим в р-не южнее Крымская. Местонахождения остальных экипажей Як-1 неизвестно.
Сбито 2 Ме-109: 1 капитаном Лапшиным, второй сбили в паре ст. л-т Крывяков и л-т Лавренов. Подтверждает майор Янович.
Противник вел бои парами эшелонировано по высоте.
Произведено 20 самолето-вылетов, налет 20 ч. 30 м.
Израсходовано ШВАК – 600, БС – 400».
Из донесения о безвозвратных потерях в частях 3 ИАК за апрель 1943 года:
«291 истребительный авиационный полк
…3. Дьяченко Николай Дмитриевич, лейтенант, старший пилот, 1915 г.р., уроженец с. Осипняжка Елизаветградского района Кировоградской области, 28.04.1943 г. не вернулся с боевого задания из района станица Алевро-Семенцовская. Жена – Герасименко Таисия Дмитриевна, проживала по адресу Читинская обл., ст. Магдагачи».
Достоверно не известно сколько воздушных боев успел провести л-т Дьяченко Н.Д. до 28.04.1943 года. Возможно это был его первый бой, во всяком случае никаких упоминаний о л-те Дьяченко в боевых донесениях 3 ИАК за период с 20 по 27 апреля, не встречается. В этом бою ему противостоял летчик, тоже имевший относительно не большой боевой опыт - пилот 5./JG 52 Uffz. Manfred Eisenmann, для которого этот боевой вылет был вторым, а Як Дьяченко стал первым самолетом, записанным на его счет.
В последствии Manfred Eisenmann собьет в небе Кубани еще два истребителя Як-1б, прежде чем 29.05.1943 г. его Ме-109 G-4 № 19335 будет сбит советским истребителем в районе с. Киевское.
Manfred Eisenmann сумеет совершить вынужденную посадку на поврежденной машине, но при этом сам получит ранения. После выздоровления, дальнейшая его служба будет проходить на западном фронте в составе JG 400, где он освоит современный ракетный истребитель Ме-163.
07.10.1944 года в районе Лейпцига в воздушном бою с американскими бомбардировщиками В-17 и истребителями Р-51, JG 400 потерял сразу 4 Ме-163. Один из пилотов получил ранения, еще двое, в том числе Uffz. Manfred Eisenmann, погибли.
Детали приборов самолета
Все это было установлено по маленькому обломку мотора еще до проведения основной экспедиции, которая состоялась 12 марта 2016 года, когда из земли с глубины 6 метров были извлечены обломки самолета и останки лейтенанта Николая Дьяченко.
Как и задолго до экспедиции были найдены родственники Николая Дмитриевича
Уже на следующий день после проведения разведки, во Владимире удалось разыскать внучку родного брата Николая Дмитриевича, которая любезно предоставила его фото, хранившиеся много лет в семейном архиве.
На одном из них он запечатлен рядом со своим младшим братом Степаном.
Степан Дмитриевич Дьяченко пошел по стопам старшего брата и тоже стал летчиком-истребителем. Он сражался с фашистами в составе 157 ИАП, сражался за себя и за погибшего брата. Он записал на свой счет 13 лично сбитых самолетов противника. Был награжден двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1 степени.
Подъем двигателя самолета с глубины.
Пряжка командирского ремня летчика.
В то время, когда мы работали на месте падения самолета Як-1б лейтенанта Дьяченко Н.Д. и извлекали из обломков самолета его останки, нам дозвонилась Галина Мастипан и сообщила что ей удалось разыскать еще и сына летчика — Николая Николаевича Дьяченко, профессора Томского государственного университета, доктора физико-математических наук.
Так, случилось, что в годы войны, связь между семьями летчиков-истребителей Николая и Степана Дьяченко была утеряна. Теперь, спустя более чем 70 лет, благодаря работе поисковиков удалось не только вернуть летчика из последнего вылета, но еще и воссоединить семьи.
Март 2016 года, Евгений Порфирьев, "Кубанский плацдарм".
Вечная память павшим за освобождение нашей Родины.
На фото: пряжка поясного ремня летчика, замок парашютной системы, фрагменты парашюта.