Мертвая петля Игоря Hефедова (15 фото)
Сын Вячеслава Нефедова – Игорь Нефедов с детства, так же, как и его отец, хотел стать актером, и в 13 лет попал в первый набор студии Олега Табакова - прародительницы знаменитой «Табакерки». Мама Нефедова Нина Евгеньевна вспоминала: «Мне не к кому было обратиться, чтобы показать сына. У Олега Павловича тогда была своя детская театральная студия. На мою просьбу прослушать Игоря он отреагировал достаточно жестко: «Я его прослушаю, только ничего тебе не обещаю». Игоря тогда приняли». Позже, благодаря поддержке Табакова Игорь Нефедов прошел творческий конкурс в ГИТИС, где он, так же, как и когда-то отец во МХАТе, считался самым перспективным студентом. Причем Нефедову пришлось заканчивать десятый класс экстерном, чтобы поступить на курс Табакова в ГИТИС вместе с другими студийцами. Однокурсницей Игоря Нефедова стала Елена Майорова, и они оба были дружны с Ириной Метлицкой и Евгением Дворжецким.
На творческом конкурсе Табаков дал задание абитуриентам — суметь его удивить. Под окнами аудитории стояла «Волга» Табакова, и товарищ Игоря вбежал в аудиторию с криком: «Олег Палыч, вашу машину угнали!». Табаков бросился к окну, и обнаружив «Волгу» на месте, вздохнул с облегчением. Но тут к нему подошел Нефедов, и сообщил: «Вашу «Волгу» угнали!» — «Хватит, Игорь, я на одну шутку дважды не реагирую». — «Да правда же, посмотрите сами!». Табаков посмотрел – машины, на этот раз не было. Позже выяснилось, что Игорь и его друзья перенесли машину за угол на руках.
Олег Табаков во время съемок «Обломова» подал Никите Михалкову идею снять в пьесе Володина «Пять вечеров» двух своих учеников – восемнадцатилетнего Игоря Нефедова и молодую актрису Ларису Кузнецову, которая позже в интервью о работе с Табаковым рассказывала: «На отборе в эту студию просмотрели три с половиной тысячи школьников, пятьдесят человек отобрали и потом выгоняли каждый день; постоянные экзамены, сдачи этюдов, отрывков. (На актерский курс Табакова в ГИТИС попали только девять человек.) Жили денно и нощно вместе, Олег Павлович приводил к нам редчайших людей — Белова, Володина, а Окуджава и Высоцкий пели специально для нас. Я не знаю вообще, стоило ли так поднимать планку для детей, определенный вкус, держать в тепличных условиях (мы были под крылом своих преподавателей — Фокина, Райкина, Леонтьева, Райхельгауза, Дрознина), а потом бросить в реальную жизнь. Мы были абсолютно элитным подразделением. Группа «Альфа» — маленький, но всесильный отряд: и летать, и плавать… И сегодня, подытоживая сомнения, которые глодали душу всю молодость, я могу сказать, что, наверное, мы были гениальными».
Во время учебы Игорь Нефедов еще раз успешно снялся также у Михалкова - в роли красавчика Славы со Станиславом Любшиным и Людмилой Гурченко в телевизионном спектакле «Вы умеете играть на пианино?», и сыграл в фильме Миндадзе и Абдрашитова «Охота на лис» главную роль Владимира Беликова.
Создать свой театр Табакову позволили не сразу, и его выпускники разошлись в разные труппы.
Игорь сам зашел в Центральный детский театр и решил поинтересоваться у нового главного режиссера Алексея Бородина - не нужны ли ему молодые таланты? Таланты оказались нужны, и благодаря своей фактуре, темпераменту и амплуа романтика Нефедов сразу попал в герои. Главный режиссёр Алексей Бородин видел в нём огромный творческий потенциал: «Игорь жил, снимался и играл на полную катушку, во время репетиций мог свалиться в оркестровую яму, что-то сломать себе и вдруг снова появиться готовым к работе. Из таких вырастают Гамлеты».
В 1985 году Академический Центральный детский театр выпустил спектакль «Ловушка № 46, рост второй», который стал событием в театральной жизни. Главную роль Чижа исполнил Игорь Нефедов, а его друзей и врагов сыграли Евгений Дворжецкий, Сергей Серов, Алексей Блохин и Лара Моравская. Но как только в 1986 году Олег Табаков открыл свой театр-студию, Нефедов перешел к нему, продолжая активно сниматься в кино - Сергей Соловьев взял Игоря Нефедова в мелодраму «Наследница по прямой» на роль Володи. Соловьев рассказывал: «Мне о нем рассказал Паша Лебешев. Игорь пришел, и я его сразу взял в «Наследницу по прямой». Без проб. Он тогда был очень курчавый, чем-то действительно смахивал на Пушкина. Свою роль, по тем советским временам, он должен был сыграть как нечто отрицательное: прагматический счет заменяет живое романтическое ощущение жизни. А Игорь умудрился сыграть некий пушкинский дух, который вился над этим летом и этой картиной».
В «Табакерке» после ее создания не только создавались новые спектакли, но и были восстановлены лучшие курсовые работы Табакова и его бывших студентов. Нефедов в «Табакерке» играл Ушастого в пьесе Володина «Две стрелы», и его коронной ролью был Адуев из «Обыкновенной истории». Также он прекрасно играл Почтмейстера в «Ревизоре». Табаков позже говорил в интервью о Нефедове: «Я просто его люблю. Как люблю старшего или младшего сына. Неформально. Это совсем другие взаимоотношения. И работы его достойны того, чтобы их любить. Даже первая его роль в кино – в «Пяти вечерах» – и Игорь, и Лариса Кузнецова не в меньшей мере, чем Люся Гурченко и Слава Любшин, попадают в десятку».
Нефедов сыграл заметные роли в ряде известных картин, снятых в 1980-е годы. В списке его киноработ была роль Славика в трагикомедии «Прохиндиада, или Бег на месте», он сыграл Гошу в мелодраме Родиона Нахапетова «Зонтик для новобрачных», капитана милиции Вадима Пительникова в «Криминальном таланте» у Сергея Ашкенази.
Игорю Нефедову было 25 лет, когда его имя было занесено в Советскую энциклопедию кино. Мама Игоря вспоминала: «Он был внутри себя человек настолько не звёздный! Об Игоре ведь тогда писала вся пресса. Его первым из сверстников занесли в энциклопедию кино. А ему было совершенно всё равно. Мне звонили по поводу него люди отовсюду, причём много лет после его смерти… В начале звёздного периода его приглашали даже в Кремль. Я говорю: «Чего ты лежишь-то? Чего не собираешься?» – «Да ну, мамочка (он ни разу в жизни не назвал меня просто мамой), не пойду я…».
Но на этом стремительный взлет в кинокарьере Игоря Нефедова, к сожалению, закончился. После невероятного успеха и работы с известнейшими режиссерами Нефедов не хотел опускаться ниже высоко заданной планки, и отказывался от неинтересных, с его точки зрения, ролей. Но для того, чтобы как-то зарабатывать, актеру иногда все же пришлось поступиться своими принципами, и сниматься в проходных картинах. Он снялся в одной из главных ролей в картине «Светик» в 1989 году, и в социальной драме «Авария, дочь мента» исполнил роль плохого парня из белой «пятёрки». Единственным достоинством этой роли Нефедов считал представившуюся возможность научиться водить машину. Так же он сыграл в эпизоде в детективе «Убийство на Ждановской». Но больше такого яркого интереса режиссеров, как в начале 1980-х годов – Нефедов к себе не испытывал. Актер, не стесняясь, спрашивал у Михалкова - почему тот его не приглашает на новые роли? Михалков отвечал: «Подожди немного, нет подходящего сценария для тебя.…Пока…» Об этом же говорили Абдрашитов и Нахапетов: «Все будет. Ты талантливый. Надо только немного подождать». Но Нефедов не хотел ждать.
Первая супруга актера, балерина Большого театра по имени Алина, ушла от него к другому – Нефедов пытался покончить жизнь самоубийством, но друг Андрей Смоляков буквально вытащил его из петли. Ощущение близкой смерти не только не покидало Игоря, но и радовало его.
Женившись во второй раз на актрисе театра «Современник» Елене Казариновой, Нефедов начал заниматься домашними делами и воспитанием ее дочки от первого брака Лизы.Однако частые выпивки, подавленное состояние и депрессия становились поводами для ссор. В ноябре 1993 года Игорь собрал вещи и ушел из дома.
1 декабря 1993 года Игорь отыграл свой последний спектакль "Ревизор". Все, кто видел Нефедова в тот день на сцене, говорят, что он играл потрясающе. Это была его лучшая работа за последнее время.
- На сцене был момент, когда Игорь оступился и чуть не упал, - вспоминает Андрей Смоляков. - Я успел подставить ему плечо. Все обошлось. Эх, надо было это мгновение продлить. На день. На два...
После спектакля Игорь с приятелем пришел домой к Лене мириться. По дороге купил несколько бутылок водки. По словам матери Нефедова, в тот вечер Лена познакомила его со своим новым молодым человеком. Разговор был долгий и выматывающий. В шесть часов утра выпивка закончилась. Нефедов собрался в магазин...
Игорь тогда не дошел до магазина. Он даже не вышел из подъезда. Он вышел из квартиры, остановился между вторым и третьим этажом, и рано утром 2 декабря 1993 года повесился в подъезде на лестничной клетке. Ему было 33 года...