Альтернативная концовка фильма "Большая перемена" (9 фото)
Когда начинаешь поднимать факты в истории создания фильмов, понимаешь: а ведь он мог быть совсем другим! "Большая перемена" не исключение. Если бы не ряд обстоятельств и его величество случай, картина могла иметь не только другое название, но и других героев и даже другую концовку
Всё начилось с книги Георгия Садовникова "Иду к людям", где автор (сам в прошлом преподаватель истории в школе рабочей молодежи) описал обычную жизнь учеников и своих коллег-учителей. Книга была далеко несмешной, а где-то даже грустной. Кто-то из руководителей "Мосфильма" прочел ее и решил экранизировать эту историю. Режиссёром стал Алексей Коренев, который решил сделать из истории комедию, он хотел сделать веселое, не назидательное кино. Садовников сначала был против, ведь в книге было не так уж много смешного. Но Коренев убедил Георгия Михайловича и они сели за сценарий.
Результат их работы довольно сильно отличался от книги. В особенности не совпадали образы главных героев. Так, например, в книге герой Евгения Леонова был женщиной, Петрыкин (герой Ролана Быкова) был толстым и не очень симпатичным мужчиной, который без всяких споров и уговоров согласился уступить первую смену Ляпишеву
Один из самых запоминающихся и обаятельных героев Ганжа вообще участвовал в одном-единственном эпизоде, когда Нестор Петрович выкуривал его из туалета, и был всего лишь хлипким тщедушным подростком
А героев Крамарова и Азер не было в книге вообще, их персонажи режиссер придумал уже в процессе работы над сценарием.
Кроме того, не было и любовного треугольника Нестор Петрович–Полина–Федоскин
Сценарий фильма назвали "Приключения школьного учителя". Однако после того как заметка о съемках фильма была напечатана в газете "Вечерняя Москва", в Министерство просвещения посыпались жалобы со всего Советского Союза от возмущенных учителей. Многие считали обидным, что про их нелегкий и серьезный труд будут снимать легкомысленную комедию. В итоге Коренева вызвал к себе министр просвещения М. Прокофьев. Однако режиссеру удалось-таки убедить министра, что в своем фильме он и не думал насмехаться над учителями, а наоборот целью фильма является обратить внимание на необходимость уважительного и почтительного отношения к профессии учителя. Министр с ним согласился, но название все же попросил изменить. Буквально на следующий день Коренев объявил в съемочной группе конкурс. Тому, кто придумает новое название фильму, была обещана бутылка коньяка. Конкурс выиграл оператор Анатолий Мукасей, который предложил назвать картину "Большая перемена"
Евгений Леонов с режиссёром Алексеем Кореневым на съёмках "Большой перемены"
Кстати, сначала планировалось, что это будет 2-серийная картина. Потом работа закипела, руководству студии "Телефильм" материал понравился, и было решено сделать 4 серии. Но по утверждению Георгия Садовникова - в фильме могло быть пять серий.
"Время и деньги, выделенные на съёмки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию. Сейчас жаль, — говорит Георгий Садовников. — Потому что в фильм не вошёл один очень смешной эпизод. Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича. Играли "Евгения Онегина", а главную роль взял на себя Тимохин - Крамаров. Оказалось, что в местном драмтеатре у него работает тётка, которая может помочь с костюмами, но при условии: Татьяну должна играть его возлюбленная Коровянская.
У Коровянской, конечно же, ничего не получалось, и за 15 минут до начала представления она сбежала. Жена Ганжи заменить не смогла - она сорвала голос на репетициях. И последней надеждой оказался Нестор Петрович, который единственный знал текст наизусть. Нестора загримировали... Он стал похож на старую графиню из "Пиковой дамы" и в таком виде появился перед Крамаровым. А тот ничего не подозревал... В общем, должно было быть смешно..."