Лундстрем Олег Леонидович к 100 летию со дня рождения! (12 фото + 2 видео)
Оле́г Леони́дович Лу́ндстрем (2 апреля 1916, Чита — 14 октября 2005, Валентиновка, Московская область) — советский и российский джазмен, композитор, создатель и руководитель оркестра.
Родился 2 апреля 1916 года в Чите в семье потомка обрусевших шведов, связавших свою судьбу с Россией, Лундстрема Леонида Францевича (преподавателя физики Читинской гимназии) и его супруги – Галины Петровны. Годом позже родился второй сын – Игорь.
Академический подход ко всему, за что бы он ни брался, сложился у Олега еще в детском возрасте. Однажды, услышав в 12-летнем возрасте полюбившийся фокстрот, он безошибочно расписывает его на трио – с мелодией, басом и аккомпанементом.
Он увлекается живописью, учится играть на скрипке. В 1932 году Олег после обучения в коммерческом училище поступает в Политехнический институт, и одновременно – в музыкальный техникум, который оканчивает по классу скрипки в 1935 году.
1930-е годы – поголовное увлечение новым танцем – фокстротом и, соответственно, новой музыкой – джазом. Первое время эта веселая ритмичная музыка не привлекала особого внимания Олега, пока случайно (в 1933 году), подбирая пластинки для очередной вечеринки, он не наткнулся на пластинку совершенно неизвестного в то время оркестра Дюка Эллингтона. Пьеса эта называлась «Дорогой, старый юг». Она ошеломила Олега, и он сразу понял, что это не только музыка для ног, но нечто большее.
С этого момента началось увлечение джазом. Олег по слуху аранжировал и воспроизводил пьесы с пластинок. В 1934 году, однажды собравшись, молодые музыканты решили собрать свой джаз-оркестр и руководителем выбрали (путем голосования) Олега Лундстрема.
В 1936 году Олег решает испытать судьбу в Шанхае. Он подписывает первый профессиональный контракт в отеле «Янцзы», затем в 1937 году – в Циндао.
У Лундстрема уже в эти годы созрела мысль, что можно исполнять в джазовой обработке и русские песни. Он делает аранжировки: «Песни о капитане» И. Дунаевского, «Чужие города» А. Вертинского, «Катюша» М. Блантера и др. Все они пользуются неизменным успехом у слушателей. 1940 год – вершина популярности – выступление в самом престижном боллруме «Парамаунт». В оркестре уже 14 человек, где Олег – дирижер. А такие импровизаторы как Алексей Котяков, Игорь Лундстрем, Александр Гравис выдвигаются в число лучших музыкантов города. Оркестр становится одним из лучших в Шанхае. Пресса называет Олега Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока».
В 1941 году, в начале войны Олег поступает во французский Высший технический центр. Окончив его как инженер-архитектор в 1944 году, Олег проявляет себя все-таки как композитор. Это на первый взгляд парадоксальное явление, свойственное ряду выдающихся композиторов (Бородин был химиком, Флетчер Хендерсон окончил университет Атланты как химик и математик, правда, Лев Ландау, игравший в ленинградской «джазовой капелле аспирантов», пошел по иному пути), видимо помогло О. Лундстрему в написании произведений. Послевоенные годы – годы нового творческого подъема. В его оркестре уже 19 человек, полный Биг-бенд. К концерту в театре «Лайсеум», посвященному окончанию Второй мировой войны, Олег пишет свое первое самостоятельное произведение «Интерлюдия», используя Рахманиновские интонации. Позже – пьесу «Мираж» на восточные мотивы, продолжая попытки внести свой вклад в джаз.
В 1947 году Олег Лундстрем вместе с музыкантами оркестра переезжает в СССР, в Казань. Этот город был выбран потому, что там была консерватория. Первоначально приехавший оркестр решают сделать джазовым коллективом ТАССР. Но постановление ЦК КПСС об опере Вано Мурадели «Октябрь» в 1948 году ломает все. Выясняется, что джаз народу не нужен. И музыкантов распределяют в оперный театр, в оркестры кинотеатров. Олег поступает в Театр оперы и балета в качестве скрипача, а осенью 1948 года вместе с большой группой приехавших музыкантов становится студентом Казанской государственной консерватории. В 1953 году Олег Лундстрем оканчивает консерваторию по классу композиции (профессор А.С. Леман) и внефакультативно – по симфоническому дирижированию (профессор И. Шерман), оставшись там преподавать теоретические дисциплины и вести студенческий симфонический оркестр.
Но джаз не забыт. В 1955 году оркестр записывает на радио и на грампластинки целую серию пьес татарских композиторов в обработке для джаза Олега Лундстрема, и при помощи директора Татарской государственной филармонии М.Ф. Боголюбова, худрука А.С. Ключарева и режиссера И.С. Петровского дает серию концертов в помещении Казанского драматического театра, которые прошли с большим успехом и обратили на себя внимание московских концертных организаций.
1 октября 1956 года приказом министра культуры РСФСР на базе коллектива под руководством Олега Лундстрема создается концертный эстрадный оркестр в системе ВГКО (позже Росконцерта). Началась большая гастрольно-концертная жизнь. Почти за 40 лет коллектив объездил более 300 городов нашей необъятной Родины и десятки за рубежом. Сотни тысяч зрителей посетили концерты, миллионы слушали по радио и смотрели по телевидению блестящий оркестр Олега Лундстрема.
Оркестр Лундстрема — неизменный участник крупных международных джазовых фестивалей: «Таллин-67», «Джаз Джембори 72» в Варшаве, «Прага-78» и «Прага-86», «София-86», «Джаз в Дюктауне-88» в Голландии, фестиваль искусств СССР в Индии (1988), «Гренобль-90» во Франции, фестиваль памяти Эллингтона в Вашингтоне, США (1991), фестиваль биг-бэндов «Иматра-92» в Финляндии, международный джазовый фестиваль в Санта-Барбаре (США, 1998), ряд международных фестивалей на территории бывшего СССР.
Оркестр Лундстрема стал самым «долгоиграющим» в мире, что зафиксировано в российской Книге рекордов Гиннеса.
Олег Лундстрем скончался 14 октября 2005 года на своей даче под Москвой. Гражданская панихида состоялась в здании Союза композиторов, отпевание — в церкви на Сретенке. Похоронен музыкант на кладбище церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Образцово Щёлковского района Московской области, рядом с родными.
Олег Леонидович Лундстрем – народный артист РСФСР (1984), заслуженный артист РСФСР (1973). Он удостоен почетной степени доктора наук Международной академии Сан-Марино (1993), Национальной музыкальной премии «Овация» (1996), ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени.