О минимальной зарплате и о пенсионном возрасте (4 фото)
Наивные негры, наверное, тоже думали, что после повышения МРОТ им повысят зарплату. Однако корпорации решили иначе — они уволили живых продавцов и купили на их место роботов. Законы рынка неумолимы, поэтому высокая минимальная зарплата на Западе выливается в серьёзные сложности с поиском работы.
Нет хорошей специальности? Живи на пособие, в «приятном обществе» таких же несчастных, как ты. Как вариант, подрабатывай за копейки без оформления — вкушая очевидные прелести нелегальной работы в виде паршивых условий труда и постоянного обмана с оплатой.
В России не так. Вопросы у налоговой вызывает только несоразмерно низкая зарплата — если назначить программисту в Петербурге зарплату в 10 тысяч рублей, директора вызовут «на ковёр» и спросят, почему он платит зарплату в конверте.
Идём дальше, пенсионный возраст. Наши либералы занимают тут привычно жёсткую позицию: в бюджете денег мало, поэтому надо пенсионный возраст повысить. Желание либеральных экономистов «сэкономить» вполне объяснимо. На пенсии в России уходит чуть ли не четверть доходов бюджета — это в дополнение к тем деньгам, которые трудящиеся платят в виде налогов со своих зарплат:
http://www.pfrf.ru/press_center/~2015/12/15/103364
С одной стороны, это справедливо, пенсионеры достойны, в общем, и большего. С другой стороны, повторюсь, денег в бюджете и вправду маловато.
Однако давайте всё же подумаем на ход вперёд — благо у нас перед глазами есть убедительный пример наших западных друзей и партнёров. Экономные американцы и европейцы пенсионный возраст повысили давным давно, там он в среднем на 7-8 лет выше, чем в России.
(Кстати, интересно, что в Японии — стране с самой высокой продолжительностью жизни населения — пенсионный возраст также очень высок, там выходят на пенсию в 70 лет. Некоторые даже высказывают предположение, что японцы так долго живут именно потому, что работающие люди активнее сопротивляются старости.)
Так вот, давайте посмотрим на опыт стран Запада. К чему привело там повышение пенсионного возраста? К очевиднейшей проблеме: люди предпенсионного возраста вышли на рынок труда и переполнили его. Некоторые ветераны офисов и заводов сохранили за собой рабочие места, но оставили тем самым без работы молодёжь, которая иначе пришла бы им на смену.
Другие возрастные работники оказались никому не нужны, так как на Западе, будьте уверены, найти нормальную работу человеку за 60 ничуть не легче, чем у нас — особенно в ситуации, когда законы прямо запрещают назначать сотрудникам маленькие зарплаты.
Таким образом многие на Западе попали в ножницы — работы уже нет, до пенсии ещё далеко, кредиты надо платить прямо сейчас.
Что из этого следует?
Что если мы завтра повысим пенсионный возраст и установим МРОТ хотя бы на уровне в 20 тысяч рублей, как предлагают некоторые, то послезавтра мы столкнёмся с дичайшей проблемой безработицы. Проблему нехватки рабочих рук, конечно, тоже никто не отменял, однако беда в том, что переучиваться на нужные стране специальности безработные — как, опять-таки, показывает опыт Запада — не будут.
Пример из жизни. Зарплата кондуктора в Петербурге — 30 тысяч рублей. Водитель троллейбуса получает уже 50-60 тысяч. Казалось бы, закончи курсы, благо на них платят достойную стипендию, и зарабатывай вдвое больше... но нет, школьная система иногда прививает детям такое отвращение ко всякого рода учёбе, что даже трёхмесячные курсы со стипендией кажутся выросшим школьникам непреодолимым пыточным полигоном.
Хорошо, скажете вы, но что же тогда нам делать?
Отвечу. Нужно создавать рабочие места, чтобы искусственно поддерживать некоторый дефицит кадров. Причём создавать этот дефицит надо именно в области неквалифицированного труда — так как недостаток специалистов для экономики скорее вреден, чем полезен.
Как именно можно это сделать на практике?
Посмотрите ещё раз на прикреплённую к статье фотографию. «Макдональдс» — это сеть высокоэффективных пунктов извлечения денег из населения. Однако один «Макдональдс» вполне можно заменить на 10 «безымянных» кафе — и в этих кафе будет, соответственно, в разы больше рабочих мест.
Не то чтобы я был высокого мнения о еде, которой кормят посетителей в обычных кафе — нормально приготовленные блюда из нормальных продуктов встречаются в кафе нечасто. Однако, с другой стороны, и растолстеть на невкусной еде тоже сложнее.
Или, скажем, посмотрим на огромные гипермаркеты. Да, они эффективны, я не спорю. Но если заменить один гипермаркет на 100 магазинчиков, можно будет трудоустроить дополнительного несколько сотен человек. Со всеми вытекающими отсюда последствиями для минимальной зарплаты кассиров и продавцов.
Западный «мир чистогана» в нынешнем его виде неизбежно ведёт к появлению прослойки «лишних людей», которых загоняют в специальные гетто и оставляют там деградировать заживо. Социалисты же, которые должны были бы стремиться к изменению ситуации, наоборот, выступают за дальнейшее убийство рынка труда путём повышения и так завышенного на Западе МРОТ.