Планета Венера (3 фото)
В отличие от других планет земной группы, поверхности которых можно было наблюдать с Земли в телескоп, поверхность Венеры нельзя увидеть даже с орбиты, поскольку эта планета окутана мощной облачной атмосферой. Температура у ее поверхности превышает 460°C, давление – почти сто атмосфер, и больше всего Венера напоминает пустыню. На её поверхности плавится свинец, по небу плывут плотные облака двуокиси серы, из которых время от времени выпадают дожди серной кислоты и бьют молнии с частотой в 30 раз большей, чем на Земле. Солнца там не бывает видно никогда- из-за сплошного слоя облаков и сильного рассеивания света плотной атмосферой.
Предполагаемый вид поверхности Венеры в районе горного массива Иштар. На горизонте – пик Маат (11 тыс. м.).
Всё это – последствия катастрофического парникового эффекта, благодаря которому поверхность Венеры не может эффективно охлаждаться. Плотное одеяло атмосферы из углекислого газа удерживает тепло, пришедшее от Солнца. В результате скапливается такое количество тепловой энергии, что температура атмосферы гораздо выше, чем в духовке. На Земле, где количество углекислого газа в атмосфере невелико, природный парниковый эффект повышает глобальную температуру на 30°С. А на Венере парниковый эффект поднимает температуру еще на 400°.
Венера находится ближе к Солнцу и получает от него больше тепловой энергии, однако, если бы параметры атмосферы наших планет были одинаковы, то средняя температура на Венере была бы всего на 60°С выше, чем на Земле. А в районе полюсов там бы существовала вполне комфортная, с нашей точки зрения, температура для проживания — около 20°С. Но небольшая, на первый взгляд, разница в температуре сыграла роковую роль - в какой-то момент на Венере возникла положительная обратная связь: чем больше разогревалась планета, тем сильнее испарялась имевшаяся там вода, тем больше в атмосфере накапливалось паров воды, которые являются парниковым газом… Температура возросла до такой степени, что там стали разлагаться карбонатсодержащие горные породы, в атмосферу пошел дополнительный углекислый газ — он и создал ту самую температуру в 500°С, которую мы сегодня наблюдаем.
Как и современная Земля, Венера некогда была покрыта океанами, но теперь там вода содержится лишь в атмосфере и в густых облаках серной кислоты, окутывающей планету - некогда венерианские океаны выкипели из-за парникового эффекта. Первые два миллиарда лет нагрев планеты сдерживало интенсивное образование облаков . Тогда поверхность Венеры имела умеренную температуру, и на ней вполне могли существовать океаны жидкой воды. Высокая влажность и тепло – нужное сочетание для зарождения жизни...
4,5 миллиарда лет назад, когда Земля только сформировалась, она тоже имела очень плотную атмосферу из углекислого газа — точно так же, как Венера. Этот газ, однако, растворяется в воде. Земля была не такой горячей, как Венера, поскольку она дальше от Солнца; в результате дожди вымывали углекислый газ из атмосферы и направляли его в океаны. Из раковин и костей морских животных возникали горные породы, такие, как мел и известняк, в состав которых входят углерод и кислород. Кроме того, углекислый газ извлекался из атмосферы нашей планеты и при образовании угля и нефти.
Земля и Венера очень похожи: по размерам, плотности, по величине ускорения свободного падения. И общее количество СО2 на планетах тоже примерно одинаковое. Только на Венере он уже высвободился и находится в атмосфере, а на Земле большая его часть пока еще в связанном состоянии, в виде известняка, мела, мрамора. Это наш основной запас СО2 .
Породы на Земле тоже могут начать выделять углекислый газ, если их как следует нагреть. На поздних стадиях парниковой катастрофы, если таковая у нас случится, они внесут свою лепту. Но на начальных стадиях гораздо большую опасность представляют другие “природные кладовые” углекислоты. Огромные объемы СО2 растворены в Мировом океане. Здесь углекислого газа в 60 раз больше, чем сейчас в атмосфере. А по мере повышения температуры растворимость СО2 в жидкости снижается. Это явление всем известно как «эффект шампанского». Если шампанское холодное — всё нормально. А если его нагреть...
Так вот, если этот закон сработает, и большая часть Мирового океана успеет прогреться до определенных значений, климатические изменения войдут в необратимую стадию - чем больше будет выделяться СО2, тем больше будет повышаться температура. А ее рост будет способствовать дальнейшему выделению углекислого газа из океана.
Есть еще один опасный источник СО2 — метан-гидраты. Это связанное состояние метана и воды, метановый лед. Сегодня его залежи существуют в относительно устойчивом состоянии при низких температурах на больших глубинах. При потеплении эти комплексы становятся нестабильными, начинают разлагаться на метан и воду. А метан — еще более активный парниковый газ, чем СО2. Если глубинные слои океана станут прогреваться, метан-гидраты будут самым опасным из всех “полезных” ископаемых.
Всё как на Венере, лавинообразно. Только на Венере это скорее всего имело естественную причину, если, конечно, не предполагать, что когда-то там существовала цивилизация, которая добывала и сжигала венерианские уголь и нефть и в конечном итоге сделала со своей планетой то, что мы делаем сейчас с Землей.
PS Срок жизни исследовательских роботов на поверхности Венеры исчисляется минутами, поэтому пейзаж с молнией мне пришлось смастрячить самому в фотошопе, на основе радарного снимка (1), сделанного с орбиты «Магелланом», и цветной панорамки в оптическом режиме (2), которую успела заснять и передать «Венера-10» перед тем, как скончаться в страшных мучениях.
PPS. Если прямо завтра мы перестанем ездить на машинах и закроем заводы, то количество СО2, которое уже находится в атмосфере, даст нам предельный уровень потепления около 10 градусов. Парниковый газ уже “закачан” в атмосферу, просто свою стабилизирующую роль пока играет тепловая инерция Мирового океана и ледников. Они являются мощным буфером и дают отсрочку катастрофического роста температуры лет на двести. Нам-то хватит...