Ритуальная стрельба из лука в Японии - Ябусамэ (3 фото)
Уникальное в своем роде зрелище собирает толпы туристов. Состязание начинается под пение религиозных песен и бой барабанов, когда все лучники торжественно прошествуют (сюцудзин) от храма Денпоин в парк Сумида, после моления о мире, урожае и спокойствие людей. После начала соревнования, участникам нужно будет поразить три мишени. Особо отличившиеся стрелки получат награды во время заключительной церемонии. Японцы, считают ябусамэ отличным способом успокоения ума и тела, концентрации и самосовершенствования...
В прошлом, многие самураи стремились стать лучниками-ябусамэ, так как на эту роль отбирались лишь избранные. С прибытием португальцев на японскую землю лук постепенно начал терять свое былое величие на поле боя, став невостребованным оружием. Этот японский вид стрельбы берет свое начало в XII веке....От лучников ябусамэ требуется максимальное мастерство и подготовка: они должны не только стрелять из лука, но и ловко управлять лошадью на скаку одними коленями. Сегодня искусство ябусамэ утратило свое военное назначение и стало лишь ритуальным действом с религиозными аспектами. Поэтому лучников-ябусамэ можно увидеть на развлекательных мероприятиях и официальных церемониях. Вообще стрельба из лука появилась в Японии в 530году, когда император Кинмэй вознес молитву за мир и урожай и, сидя на коне, выстрелил по 3 мишеням, под которыми подразумевались потенциальные противники Кинмэя, три корейских государства.
Ябусамэ - один из трёх стилей соревнований конных лучников школы Такэда, есть еще Касагакэ и Инуоумоно. Но из них ябусамэ считается самым серьезным стилем, требующим максимальной подготовки. Конные поединки проводились во времена войны между Тайра и Минамото. Император Ута приказал своему министру Минамото Ёсиари развивать этот боевой стиль, что тот и сделал. По наследству искусство конных лучников находилось под покровительством клана Минамото. С установлением первого сегуната в Камакуре, сёгун Минамото Ёритомо повелел устраивать состязания в синтоистских храмах, основным из которых в его правление был, конечно же, Цуругаока Хатимангу, храм бога войны Хатимана, главный храм клана Минамото в Камакуре. Считалось, что таким образом можно развлечь и умилостивить богов. Подготовка и обучение лучников поручено было семейству Такэда, поэтому самой старой и классической школой ябусамэ считается до сих пор именно школа Такэда. С тех пор в проведении ябусамэ кое-что изменилось - лошади стали бегать быстрее, что сильно осложняет жизнь современным всадникам. Ведь длина всей трассы осталась неизменной - 208 метров, расстояние между мишенями всадником - 2 метра, и расстояние между 3 мишенями то же, что и во времена Минамото Ёритомо. В касагакэ по обеим сторонам мишеней (оомато) под углом 90 градусов к дороге помещались бамбуковые щиты (такэ-яраи) - это делалось специально, поскольку, чтобы попасть по мишени, надо было чувствовать мгновение и угол, под которым вылетает стрела.
Высота мишени тоже выбрана неслучайно. Она рассчитана на то, чтобы попасть в единственное уязвимое место облаченного в доспехи ёрои воина - в область между глазами. Есть история, о том, почему верхнюю часть мишени украшают искусственными цветами. Считалось, что если стрелка выбрали для участия в состязании, его признали искусным воином. Не попасть с мишень на соревнованиях значило покрыть позором себя и свою семью. Один из воинов, потерпевший такую неудачу, совершил харакири. Чтобы больше не терять хороших стрелков, в верхнюю часть мишени стали помещать букет искусственных цветов - попасть в них считается тоже неплохо. Само состязание открывается шествием всех участников (сюцудзин). Под звуки барабана процессия отправляется в храм, где зачитывается нэгаибуми, моление о мире, урожае и спокойствии людей. C этого начинается соревнование. После того, как поднят веер, стрелок выезжает на путь. Мишени могут быть или в форме пары глиняных тарелочек, сложенных вместе, или в форме деревянных ромбов, которые, раскалываясь от стрелы, распространяют вокруг хвойный аромат.