Псара — место смерти
За два года до событий на Псаре турки по приказу своего верховного правителя полностью уничтожили население острова Хиос. Там проживало около 120 000 человек, 115 000 составляли греки, которые были «потенциальными союзниками» России, а также имели наглость бороться за свою независимость. Впрочем, хиосские греки были мирными людьми. Они не оказали сопротивления даже тогда, когда турки пришли их резать. Почти 25 тысяч зарезали на месте. Еще 45 тысяч продали в рабство. Остальным удалось сбежать с Хиоса.
На Псаре, разумеется, знали о судьбе соседей. Но островитяне не хотели умирать без боя. И туркам здесь приготовили «хлеб и соль» - несколько сотен ружей, укрепленные бастионы, пушки. По ряду причин остров не получил помощи Греции, хотя жители его были греками. Островитянам предстояло отбиваться самим. Им противостояла эскадра из более чем 200 кораблей, где только морской пехоты турков находилось 28 тысяч штыков. Еще порядка 20 тысяч составляли «рабы» турок — албанцы, болгары, ассирийцы.
В мае 1824 года на остров пришел французский корабль. Его командир предложил псариотам эвакуацию, чтобы спасти их от уничтожения. Если рассматривать ситуацию с нынешних позиций, это был своего рода комиссар ОБСЕ. Или ООН. Островитяне отказались наотрез. Они решили остаться и защищать свой остров до последнего бойца. «Мировое сообщество» предпочло не заметить этой ситуации — ни одна страна (включая, к сожалению, и Россию) не возмутилась потенциальным истреблением псариотов.
20 июня 1824 года турки начали первую десантную операцию на Псаре. Остров держался. Вторую. Остров держался. Третью. Остров держался. Турки предприняли даже своего рода «заградоперацию» - отвели в море шлюпки после высадки десанта, чтобы тем некуда было отступать, и османские десантники сражались решительнее. Не помогло. Десант истребили. Жители Псары держались. И это начинало злить владетелей Константинополя.
В бухте Эринос турки начали высадку своего «резерва» - албанской пехоты (aka «третьесортное мясо»). Буквально завалив позиции псариотов трупами, они смогли взять бастионы «Каналос» и «Пещера Адама». Немногочисленные уцелевшие спасались в море. Около двадцати человек были подобраны французским кораблем — тем самым, «комиссаром ОБСЕ». Командир этого корабля вообще оказался больше человеком, чем политиком — он спас свыше 150 жителей острова Псара. В том числе — 20 человек, которых турки взяли в плен и собирались «гуманно» посадить на кол.
Из числа жителей Псары спаслось меньше половины. Турки же потеряли (официально) — чуть больше тысячи солдат. Учитывая, что тех же албанцев они за людей не считали, потери надо умножить в пять-шесть раз. Остров Псара в итоге был выжжен дотла. Много лет на нем не жил вообще ни один человек. В настоящее время здесь проживает около 400 человек. О былой общине псариотов остается лишь вспоминать.