"Он бежал, а за ним тихо ехала скорая" (16 фото)
Анисимов Андрей, 1922 год рождения (92 года), Сентябрь 2014 года. Санкт-Петербург .
Мы часто сомневаемся – что мы можем сделать в одиночку? Быть может, нам не хватает силы воли, веры в себя и свой народ – той, благодаря которой мы победили в Великой отечественной войне?
Пост про ветерана Анисимова Андрея Павловича нашел большой отклик в социальных сетях.
Поэтому, чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы попытались прикоснуться к судьбе этого ветерана, который в свои 92 года продолжает участвовать в забегах в Санкт-Петербурге.
Оказалось, что ветеран прошел всю войну и встретил победу на территории Восточной Пруссии и Калининградской области. Был призван в 1941 году, непосредственно в боях принимал участие с 01.06.1942 года в составе Брянского, Калининского, Прибалтийского, Западного и Белорусского фронта.
Доступные нам документы свидетельствуют, что Андрей Павлович воевал в составе 41 артиллерийского полка, в 97-й стрелковой дивизии, 5 армии. Имел легкое ранение в ногу в июле 1942 года на юго-западе Тульской области в Белевском районе. Награжден 3-мя орденами, первый из которых получил за бои под Смоленском зимой 1943 – 1944 гг.
Анализ военных источников показывает, что до мая 1943 года 97-я стрелковая дивизия воевала на Орловском направлении. В рамках частной наступательной операции в составе 16-й армии происходили бои 6 – 12 июля 1942 года, в ходе которых был ранен Анисимов – 7 июля 1942 года. В дальнейшем подразделения перешли к длительной обороне.
Действия сторон на западном направлении зимой 1942–1943 гг. Зелеными стрелками обозначены места ранения Анисимова А.П. в июле 1942 года в Тульской области и места боев в Смоленской области в сентябре 1943 – январе 1944 гг., за которые он получил свой первый орден.
В течение всего 1942 и зимы 1943 года основные и наиболее тяжелые бои сосредоточились на центральном стратегическом направлении (Первая Ржевско-Сычевская операция; Вторая Ржевско-Сычевская операция). Вероятнее всего, часть этого периода Андрей Павлович мог провести в госпитале после ранения июля 1942 года. Между тем, поскольку ранение было легким, в ряде сражений заключительной части этого периода он наверняка принимал участие – на Орловском направлении.
По накалу, ожесточенности и потерям бои за Ржев в августе — сентябре 1942 года очевидцами сравнивались с боями в Сталинграде. Советский военный корреспондент И. Г. Эренбург вспоминает:«Мне не удалось побывать у Сталинграда… Но Ржева я не забуду. Может быть, были наступления, стоившие больше человеческих жизней, но не было, кажется, другого, столь печального — неделями шли бои за пять-шесть обломанных деревьев, за стенку разбитого дома да крохотный бугорок… Наши заняли аэродром, а военный городок был в руках немцев… В штабах лежали карты с квадратами города, но порой от улиц не было следа…».
Ржевско-Вяземский выступ рассматривался в качестве плацдарма для наступления на Москву. Так, зимой 1942/1943 на этом выступе было сосредоточено около 2?3 войск группы армий «Центр», против которой действовали основные силы Калининского и Западного фронтов. В боях под Ржевом только в июле – августе 1942 года погибли около 300 000 советских солдат, что составило около 60% их численности.
17 января 1943 года советские войска Калининского фронта овладели городом Великие Луки. В результате немецкие войска оказались перед угрозой окружения в Ржевском выступе. Гитлер вынужден был дать приказ об отступлении. В результате Ржевско-Вяземской операции советские войска освободили города Ржев, Гжатск, Сычевка, Белый, Вязьма, а противник был отодвинут от Москвы на 100—120 км. К маю 1943 г. Гитлера был вынужден отложить операцию «Цитадель». Немецкие дивизии под Ржевом были измотаны и не достигли приемлемого уровня боеспособности.
Это стало одной из причин, по которым наступление на северной стороне Курской дуги быстро выдохлось.
Английский корреспондент А. Верт писал: «Теперь, в марте 1943 г., немцы, опасаясь, что русские войска обойдут их с юга (в конечном счете возьмут немцев в большое окружение «между Москвой и Смоленском», что им не удалось сделать в феврале 1942 г.), просто отошли с «московского плацдарма», хотя и с упорными арьергардными боями, особенно под Вязьмой; при этом они совершили столько разрушений, сколько им позволило время».
Оставившие московсковский плацдарм немецкие войска затем перешли в наступление на Юго-Востоке и воевали в Курской битве, самом крупном танковом сражении в истории, в котором участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков и четыре тысячи самолетов.
После Ржевско-Вяземской операции ряд дивизий был переформирован. 97-я стрелковая дивизия 3-го формирования, как и ранее, включала в себя 41 артиллерийский полк, в котором служил Анисимов. В новом составе дивизия приняла участие во многих известных сражениях и операциях. Первая из таких операций – Орловская стратегическая наступательная операция «Кутузов» —наступательная операция, которая была проведена с 12 июля по 18 августа 1943 года во время Курской битвы для окончательного разгрома группировки противника под Орлом.
Непосредственно 61-я армия (в том числе 97-я стрелковая дивизия) 29 июля 1943 года добилась первого успеха – был освобожден Болхов. К утру 5 августа был освобожден Орел. С крупным поражением группы армий «Центр» под Орлом рухнули планы немецкого командования по использованию орловского плацдарма для удара в восточном направлении. Контрнаступление начало перерастать в общее наступление Красной Армии на запад. Первый салют во время войны был дан в честь освобождения Орла.
Как видим, весь первый год Анисимов, вероятнее всего, провел все в тех же местах, где он и начал свою боевую деятельность – на границе Тульской и Орловской областей.
После активных и кровопролитных боев на орловском направлении, которые являются частью Курской битвы, 97 стрелковая дивизия была ненадолго выведена в резерв ставки верховного главнокомандующего, а затем переброшена на Калининский фронт, где приняла участие в Смоленской операции.
В результате Смоленской операции советские войска продвинулись на запад на 200—250 км в полосе шириной 400 км, очистили от немецких оккупантов часть Калининской, Смоленскую область, положили начало освобождению Белоруссии. 7 дивизий противника были разгромлены, 14 потерпели тяжелое поражение. Противник был вынужден перебросить с орловско-брянского и других направлений в район Смоленска 16 дивизий. Всего Калининский и Западный фронты сковали около 55 вражеских дивизий, что способствовало успешному завершению контрнаступления советских войск в Курской битве.
43-я армия, к которой на тот момент должен был быть причислен Анисимов, участвовала в освобождении Демидова и Рудни, а затем перешла к обороне. Именно за бои на этом участке фронта Анисимов получил свой первый орден «Красная звезда». К этому времени он служил командиром топовычислительного взвода 2-го дивизиона 41-го артполка 97 стрелковой дивизии.
Сразу после Смоленской операции началась Витебская. С этой поры Анисимов весь остаток войны находится в составе 5 армии Западного, а потом Белорусского фронта. С февраля по май 1944 года 97 дивизия находилась в составе 72 стрелкового корпуса, потом – 65-го.
Операция по взятию Витебска была сложной. Придавая большое значение удержанию Витебска, Гитлер объявил его «крепостью» и приказал удерживать до последнего человека. В феврале – марте 1944 года 1-й Прибалтийский фронт вынудил противника оставить передовой оборонительный рубеж и с тяжелыми боями медленно продвигался к западу, отражая непрерывные контратаки противника. На Западном фронте удалось продвинуться всего на 4 километра. Гитлеровцы выдержали натиск, но были истощены длительной обороной.
Советское командование внесло необходимые коррективы. 23 июня 1944 года войска 39-й армии 3-го Белорусского фронта под командованием генерал-подполковника Людникова И. И. и 43-й армии 1-го Прибалтийского фронта под командованием генерала армии Белобородова А. П. начали наступательную операцию «Багратион», одну из крупнейших военных операций за всю историю человечества. Именно Витебско-Оршанская операция, в которой активное участие принимали подразделения Анисимова (5 армия), была прологом данной операции.
Отличились в ходе операции и сам Анисимов, за что был удостоен ордена Отечественной войны II степени.
В результате двухмесячного наступления была полностью очищена Белоруссия, отбита часть Прибалтики, освобождены восточные районы Польши. В целом на фронте в 1100 км было достигнуто продвижение на глубину до 600 км. Была практически полностью разгромлена германская группа армий «Центр». Вермахт понес тяжелейшие потери, отчасти из-за того, что А. Гитлер запрещал любое отступление. Восполнить эти потери впоследствии Германия была уже не в состоянии.
5-я армия, в составе которой наступал Анисимов, освобождала Витебск, Вильнюс (5 – 20 июля 1944 года) и Каунас (1 августа 1944 года). 97-й стрелковой дивизии, в которой служил Анисимов, 02 июля 1944 года было присвоено почетное наименование «Витебская».
9 июля 1944 года части 5-й гвардейской танковой армии и 3-го механизированного корпуса во взаимодействии с соединениями 5-й армии окружили Вильнюс и начали бои на улицах города. Противник, усиленный воздушным десантом, высаженным 10 июля в районе леса Погрудас (что в 6 км западнее города), безуспешно пытался прорвать кольцо окружения. В 40 км к западу от города была сосредоточена ударная группировка (полк мотопехоты, 150 танков и штурмовых орудий), которая на протяжении трех дней вела безуспешные атаки из районов Майшогалы и западнее Вевиса (Евье) для деблокирования окруженного гарнизона. 10 июля советские части освободили всю северную часть Вильнюса и вступили в Старый город. На башне Гедимина было поднято красное знамя. После штурма последних очагов сопротивления 13 июля 1944 года Вильнюс был полностью освобожден.
25 июля 1944 года дивизия Анисимова была награждена Орденом Красного Знамени.
К октябрю 1944 года подразделения вышли к границам Восточной Пруссии, где встретили ожесточенное сопротивление. 16—30 октября 1944 года была проведена Гумбиннен-Гольдапская операция, первая попытка советского командования разгромить восточно-прусскую группировку противника. В ходе операции советские войска прорвали несколько оборонительных рубежей, вступили с территории Литвы в Восточную Пруссию, достигли глубокого продвижения, но разгромить противника им не удалось. 97-я стрелковая дивизия участвовала в освобождении Кибартая, городка, находящегося теперь на границе Литвы и Калининградской области.
Кульминацией для 97 стрелковой дивизии стало освобождение Восточной Пруссии (в части современной Калининградской области). Непосредственно 5 армия освобождала Инстербург (ныне – Черняховск), 97-я стрелковая дивизия – Алленбург (Дружба).
Данный период войны для Анисимова сложился особенно удачно. К этому времени он воевал в звании капитана, офицера разведки 41-го артполка. Количество разведанных им целей говорит само за себя:
За свои заслуги Анисимов был награжден орденом Отечественной войны I степени.
На этом война для Андрея Павловича, вероятно, не закончилась. Апрельские записи содержат упоминание известного в Калининграде поселка Русское. После 9 мая 1945 года 97-я дивизия была переведена на Дальний Восток в состав Приморской группы войск (с 5 августа 1945 — 1-й Дальневосточный фронт). В августе — сентябре 1945 года 65-й стрелковый корпус участвовал в Харбино—Гиринской операции.
Годы идут, а Андрей Павлович все продолжает побеждать. Он, который освобождал мир от фашизма и встретил вторую его волну, продолжает учить нас. Просто потому, что он чувствует в себе достаточно силы воли. Даже если он останется один – он все равно встанет, а не будет думать – сможет или не сможет, надо это кому-то или нет. Просто потому, что рожден побеждать.