Последние самураи: японские солдаты воевали до 2005 года! (14 фото)
Многие японские солдаты узнав о капитуляции предпочли смерть бесчестию, но многие решили продолжать личную войну. Некоторые как майор Сэй Игава (井川 省) перешли на сторону подразделений Вьетминя и служили там офицерами, воюя против французов. Некоторые как лейтенант японского флота Хидэо Хориути (堀内 秀雄) перешли на сторону индонезийских партизан и воевали с голландцами. Однако самые стойкие, опасаясь быть признанными дезертирами воевали до 2005 года, именно в этом году на филиппинском острове Минданао были обнаружены 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 83-летний ефрейтор Судзуки Накаути. Посольство Японии в Филиппинах заявило, что не исключает факта, что «в филиппинских лесах всё ещё прячутся десятки японских солдат, не знающих о том, что война давно закончена».
На филиппинском острове Лубанг с 1944 по 1951 год скрывался и вёл свою партизанскую войну Юити Акацу (赤津 勇一)
В марте 1947 года младший лейтенант Эй Ямагути (山口 永) во главе отряда из 33 японских солдат атаковал на острове Пелелиу американскую морскую базу. В апреле того же года его отряд сдался после того, как японский адмирал известил Ямагути о том, что война уже давно окончена.
В 1954 году, на Лубанге, погиб в перестрелке с филиппинскими солдатами Сёити Симада (島田 庄一). В мае 1960 года на острове Гуам сдался американским солдатам рядовой 1 класса Бундзо Минагава (皆川 文蔵)
23 мая 1960 года, через несколько дней после Минагавы, сдался на Гуаме сержант Тадаси Ито (伊藤 正), его командир.
В 1972 году в перестрелке с филиппинскими солдатами погиб Кинсити Кодзука (小塚 金七).
В январе 1972 года, также на Гуаме, был взят в плен ещё один военнослужащий из группы Ито, сержант Сёити Ёкои.
Родился в посёлке Саори (в настоящее время город Айсай) префектуры Айти. До мобилизации в японскую императорскую армию в 1941 году был учеником портного. В феврале 1943 года он прибывает на Гуам, после высадки американских войск летом 1944 года на остров Ёкои и ещё 10 японских солдат, не желая сдаваться в плен, ушли вглубь джунглей Гуама. Позднее Ёкои обнаружил своих друзей умершими, вероятно, от голода. Последние 8 лет в джунглях Гуама этот японский капрал прожил в одиночестве, в обустроенной им яме около городка Талофофо. Пищу Ёкои добывал преимущественно охотой, выходя на неё ночью. Пользовался примитивными, изготовленными им самим, предметами обихода и домашнего хозяйства.
Ступив на землю Японии, старый солдат сказал фразу, ставшую известной всей стране: 恥ずかしながら生きながらえて、帰ってきました。 — Мне мучительно стыдно, что я вернулся живым.
После возвращения в Японию Сёити Ёкои женился и поселился в сельской местности в родной префектуре Айти, где получал небольшую пенсию. Будучи весьма популярным человеком в современной ему Японии, олицетворением беззаветного служения родине, Ёкои неоднократно приглашался на телевидение. В 1977 году о его жизни на Гуаме был снят документальный фильм «Сёити Ёкои и его 28 лет на острове Гуам» (яп. 横井庄一グアム島28年の謎を追う), за который бывший капрал получил в гонорар около 300 долларов США. В 1991 году Сёити Ёкои был удостоен приёма у императора Японии Акихито.
Сёити Ёкои скончался в 1997 году, в возрасте 82 лет, от инфаркта. Похоронен на кладбище в Нагое, рядом с могилой матери, умершей в его отсутствие в 1955 году.
В марте 1974 года на филиппинском острове Лубанг по приказу своего бывшего командира сдался самый знаменитый офицер японской разведки Хиро Онода, бывший здесь с 1944 года, в одной группе с Акацу, Симадой и Кодзукой.
Онода родился 19 марта 1922 года в селе Камэкава префектуры Вакаяма в семье Оноды Танэдзиро и Оноды Тамаэ. Отец мальчика работал педагогом, журналистом и депутатом совета префектуры, мать была учительницей. Молодой Онода был третьим сыном в семье, было так же трое братьев и сестра. В юности он учился в средней школе города Кайнан, где особенно упорно изучал кэндо (японское фехтование). В декабре 1942 года его призвали на военную службу, в 1943 года его повысили до капрала. В декабре 1944 года его отправили на Филиппины в качестве командира спецотряда по проведению диверсионных операций в тылу противника. В январе 1945 года он был повышен до звания младшего лейтенанта и отправлен на филиппинский остров Лубанг. Перед этим молодой офицер получил от своего командира, генерал-лейтенанта Сидзуо Ёкоямы, следующий приказ:
«Самоубийство категорически запрещается! Держись 3—5 лет. Я обязательно приду за тобой. Продолжай борьбу, пока ещё жив хотя бы один солдат, даже если придётся питаться плодами пальм. Повторяю, самоубийство строго запрещено!»
По прибытии в Лубанг Онода предложил японскому командованию острова начать подготовку к длительной обороне, однако его предложения не были услышаны. В результате войска США без труда разбили японцев, а молодой разведчик со своим отрядом вынужден был бежать в горы. Онода обустроил базу в джунглях и начал вести партизанскую войну в тылу врага вместе со своими подчинёнными: рядовым первого класса Юити Акацу, рядовым высшего класса Кинсити Кодзукой и капралом Сёити Симадой.
Онода расценил листовки с информацией о капитуляции как вражескую пропаганду, из-за отсутствия связи с его группой в сентябре 1945 года японские власти объявили её членов погибшими. Однако в 1950 году Юити Акацу сдался филиппинской полиции и в 1951 году вернулся на родину, благодаря чему стало известно, что Онода и двое его подчинённых всё ещё живы.
7 мая 1954 года в горах острова Лубанг отряд филиппинской полиции столкнулся с группой Оноды. В ходе перестрелки был убит капрал Сёити Симада, прикрывавший отход товарищей. В январе 1972 года на острове Гуам, который находился под контролем США, был случайно найден уцелевший капрал японской армии Сёити Ёкои. Этот случай показал, что некоторые японские солдаты продолжают скрываться на островах Тихого Океана и не знают об окончании Второй мировой войны. Между тем 19 сентября 1972 года филиппинская полиция застрелила одного японского солдата во время реквизирования им риса у крестьян. Им оказался Кинсити Кодзука, последний подчинённый Оноды.
В течение 30 лет пребывания в джунглях Лубанга Онода адаптировался к их условиям, вёл кочевой образ жизни, собирал сведения о противнике и событиях в мире, а также осуществил ряд нападений на филиппинских военнослужащих и полицейских. Разведчик питался сушёным мясом диких буйволов, которые были подстрелены им самим, а также плодами пальм, преимущественно кокосов. Со своими подчинёнными Онода совершил более ста нападений на американскую радарную базу, филиппинских чиновников и полицию. В ходе этих операций им были убиты 30 и тяжело ранены более 100 военных и гражданских лиц.
Во время одного из нападений на базу противника разведчик получил радиоприёмник, переоборудовал его на принятие дециметровых волн и стал получать информацию о положении в окружающем мире. Он также имел доступ к японским газетам и журналам, которые оставляли в джунглях члены поисковых японских комиссий. Ещё перед отправкой на фронт Оноду учили в офицерском училище, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому он не верил полученной информации.
20 февраля 1974 года молодой японский путешественник студент Норио Судзуки случайно нашёл Оноду в джунглях Лубанга. Судзуки пытался склонить его к возвращению на родину, рассказывая о конце войны, поражении японцев и современном процветании Японии. Однако Онода отказался, объясняя, что не может покинуть место службы, потому что не имеет разрешения на это от своего старшего офицера. Судзуки вернулся в Японию один, но привёз фотографии японского разведчика, которые произвели фурор в японских средствах массовой информации. Японское правительство срочно связалось с Ёсими Танигути, бывшим майором Императорской армии Японии и непосредственным командиром Оноды, который после окончания войны работал в книжном магазине. 9 марта 1974 года Танигути прилетел на Лубанг, вышел на связь с Онодой, будучи одет в военную форму, и объявил ему следующий приказ:
« 1. Согласно приказу Его Величества все военные подразделения освобождаются от выполнения боевых операций.
2. Согласно приказу № 2003 о боевых операциях «А» особая группа Генерального штаба 14-й армии освобождается от выполнения всех операций.
3. Все подразделения и лица, которые подчиняются особой группе Генерального штаба 14-й армии, должны немедленно прекратить бои и манёвры и перейти под командование ближайших высших офицеров. Если это невозможно, они должны непосредственно связаться с армией США или армиями их союзников и следовать их инструкциям.
Командир особой группы Генерального штаба 14-й армии Ёсими Танигути
10 марта 1974 года Онода принёс отчёт для Танигути на радарную станцию и сдался филиппинским войскам. Он был в полном военном обмундировании, имея на руках исправную винтовку Арисака тип 99, 500 патронов к ней, несколько ручных гранат и самурайский меч. Японец передал свой меч командиру базы в знак капитуляции и был готов к смерти. Однако командир вернул ему оружие, назвав его «образцом армейской верности».
По филиппинскому законодательству Оноде грозила смертная казнь за грабежи и убийства, нападения на полицию и военных в течение 1945—1974 годов, однако благодаря вмешательству МИД Японии он был помилован. На церемонии капитуляции присутствовали высокопоставленные лица обеих стран, в том числе тогдашний президент Филиппин Фердинанд Маркос. Онода торжественно вернулся на родину 12 марта 1974 года.
По возвращении Оноды в Японию к нему было приковано внимание всех средств массовой информации страны. Часть японской общественности, в основном учёные и журналисты, которые были воспитаны в соответствии с новой политико-общественной парадигмой, прохладно отнеслись к личности бывшего офицера. Ещё в аэропорту Онода трижды произнёс императорское приветствие «Слава Его Величеству Императору!», чем озадачил тех, кто его встречал. Из-за кампании по травле в средствах массовой информации и трудностей в приспосабливании к условиям послевоенной Японии Онода решил покинуть родину. В апреле 1975 года вслед за своим старшим братом он переехал на жительство в Бразилию, где с конца XIX века существует большая японская диаспора. Через год (в 1976 году) Онода женился и стал заниматься скотоводством. За десять лет ему удалось создать ранчо площадью в 1200 гектаров на 1800 голов рогатого скота.
В 1984 году Онода вернулся в Японию и основал общественную организацию «Школа природы» для воспитания здорового молодого поколения. С 1984 года под руководством Оноды школа ежегодно проводила летние лагеря для детей и их родителей по всей Японии, организовывала помощь детям-инвалидам, проводила научные конференции, посвящённые воспитанию. За успешную работу с молодёжью в ноябре 1999 года Онода был награждён премией в области социального воспитания Министерства культуры, образования и спорта Японии. Кроме этого, в июне 2000 года он работал лектором в Университете Хокурику, а в апреле 2001 года — лектором в Университете Такусёку. 6 декабря 2004 года Онода стал первым из японцев, который был награждён медалью Сантоса-Дюмона, высшей наградой ВВС Бразилии для гражданских лиц. Он также получил звание почётного гражданина бразильского штата Мату-Гросу от правительства этого штата. 3 ноября 2005 года японское правительство наградило Оноду медалью Чести с синей лентой «за заслуги перед обществом».
Умер 16 января 2014 года в Токио, не дожив до 92 лет 2 месяца.
В декабре 1974 года при помощи индонезийских ВВС на острове Моротай был обнаружен рядовой 1 класса Тэруо Накамура и захвачен посланным специально для его поимки отрядом.
Тэруо Накамура (яп. 中村輝夫 Накамура Тэруо, родился 8 октября 1919 года на Тайване.
Рядовой Тэруо Накамура был призван в японскую армию в 1943 году и проходил военную службу в Индонезии на острове Моротай. После окончательной победы войск США в Индонезии в январе 1945 года радиосвязь между Токио и Моротаем была потеряна. Накамуре, который проходил службу в одном из подразделений японских коммандос, удалось избежать захвата в плен. Он бежал в джунгли, где построил себе хижину. Выращивал картофель и ел бананы с деревьев. В сентябре 1974 года четыре индонезийских летчика обнаружили его укрытие. Но потребовалось два месяца на дипломатические переговоры с японским посольством в Джакарте, чтобы разработать план по спасению человека, который провёл более двадцати лет в полной изоляции, не зная, что Вторая мировая война закончилась и который был убеждён, что будет убит, если его обнаружат. Когда Накамура вышел из своей маленькой хижины утром 18 декабря 1974 года, его окружили индонезийские солдаты. Они выманили голого Накамуру из укрытия пением японского национального гимна и размахивая флагом имперской Японии. Тэруо передал солдатам ухоженную винтовку и последние пять патронов. «Мой командир приказал мне сражаться до самого конца», — пояснил им Накамура.
Ему было 55 лет, когда его схватили, при осмотре врачами в Джакарте не было обнаружено каких-либо серьёзных проблем со здоровьем, кроме заболевания малярией. Уроженец Тайваня Тэруо Накамура прославился своей храбростью, выносливостью и способностью преодолевать трудности, но больше всего он хотел вернуться домой к своей жене. Однако она не дождалась его и вышла повторно замуж. Когда Накамуре сообщили, что Тайвань уже не является ни японским, ни китайским, а существует как суверенная держава, он ответил «Я достаточно долго был японцем. Неважно, что Тайвань теперь — другое государство». Японское правительство назначило военную пенсию в эквиваленте 227 американских долларов в месяц (ок. 1100 долларов в ценах 2014 г.) .
Тэруо Накамуру депортировали на Тайвань, где он скончался спустя три года.
В 1990 году на юге Таиланда были обнаружены бывшие работники японской компании в Малайзии Киёаки Танака (田中 清明) и Сигэюки Хасимото (橋本 恵之), после капитуляции Японии воевавшие с англичанами в составе вооружённых отрядов малайских коммунистов. По полученной от них информации, после окончания Второй мировой войны в отрядах малайских партизан продолжали свою партизанскую войну не менее 200 японских военнослужащих и гражданских лиц, не сумевших вовремя покинуть Индокитай.
В 2005 году на филиппинском острове Минданао были обнаружены 87-летний лейтенант Иосио Ямакаве и 83-летний ефрейтор Судзуки Накаути, которые прятались там, боясь наказания за дезертирство. Посольство Японии в Филиппинах заявило, что не исключает факта, что «в филиппинских лесах всё ещё прячутся десятки японских солдат, не знающих о том, что война давно закончена».