Легенда о "Можайском десанте" (6 фото)
Разъяснение
Праздник Победы для меня, как и для многих других - праздник со слезами на глазах. Дед не очень много рассказывал о войне, но рассказанного хватало с лихвой. О том, как он был связистом и прокладывал линию связи под обстрелом, о том, что рота, которая ушла на фронт пока он лежал в госпитале с ранением, была полностью уничтожена, о том, как он воевал в составе штурмовой группы, уничтожавшей вражеские доты. Это был ежедневный героизм. И поэтому очень важно помнить именно настоящие подвиги и настоящую историю. Может, она не всегда так приятна и красива, как нам хотелось бы, но - настоящая.
Откуда к нам десантировался "Можайский десант"
Есть два источника, в которых наиболее полно представляется эта легенда: книга "Чудеса на дорогах войны", где приводится рассказ Сергея Кравцова «"С Богом! " - и маршал поклонился солдатам» и опубликованная в книге «ВДВ воздушнодесантные войска" история Юрия Сергеева. Только вместо воспоминаний в рассказе Юрия Сергеева «Можайский десант» мы видим публикацию неких «засекреченных материалов». Фамилии и даже имена историка (как утверждается, «доктора исторических наук») и летчика (найденного «живого свидетеля»), которые ведут диалог, нам не сообщаются. Если это до сих пор тайна - почему тогда публикуются «засекреченные материалы», понять трудно.
Полностью эти рассказы я здесь приводить не буду, чтобы не захламлять пост.
1. Разведка на местности.
Рисуя картину положения дел на Можайской направлении Западного фронта в октябре - начале декабря 1941 г., автор утверждает, что в это время наших войск здесь не было, что дорога на Москву была открыта, чем и воспользовался противник.
В действительности картина была совершенно иной. 7 октября 1941 г. немцы завершили окружение большой части войск Западного, Резервного и Брянского фронтов. Ставка отозвала генерала армии Г. К. Жукова с Ленинградского фронта и поручила ему выявить действительное положение дел на этих фронтах . Проезжая по дорогам в штабы Западного и Резервного фронтов, Г. К. Жуков не встретил наших частей, кроме танковой бригады полковника Троицкого. Свои выводы и предложения Т.К. Жуков доложил Сталину. С 11 октября 1941 г. он был назначен командующим Западным фронтом .
7 октября Ставка начала переброску на Можайскую линию обороны резервных соединений и войск с дру¬гих фронтов. В течение недели на Западный фронт прибыло 14 дивизий, 16 танковых бригад, более 40 артиллерийских полков и других частей .
11 октября в Можайске разгрузилась 32 стрелковая дивизия полковника В.И. Полосухина. Дивизия заняла оборону на Бородинском поле и прикрыла дорогу Москва - Минск (14 711 человек) . Дивизия была усилена тремя противотанковыми артиллерийскими полками и пятью дивизионами реактивной артиллерии. Первые бои с немцами начались только 13 октября 1941 г. С боями дивизия медленно отходила, не допуская прорыва своего фронта, и с помощью других прибывающих частей закрепилась на восточной окраине Дорохова. К 30 октября 1941 г. сражения на дальних подступах к Москве на Можайском направлении заканчиваются.
Летчик
В рассказе утверждается, что сведения о колонне предоставил некий летчик, выполнивший разведывательный полет и сообщивший о прорыве колонны бронемашин и танков.
Мог ли только один летчик обнаружить упоминаемую колонну противника в нашем тылу (ориентировочная длина колонны 3-4 км)? Ни в коем случае!
В сражениях на ближних подступах к Москве для поддержки наземных войск привлекались, помимо ВВС Западного фронта и армий, авиация Московского военного округа, 6-й истребительный авиационный корпус ПВО Москвы, дальняя бомбардировочная авиация - всего 1138 самолетов.
В воздухе находились одновременно сотни наших самолетов, которые работали по целям на направлении главных ударов, в том числе и на Можайском шоссе. Не видеть такую цель, даже пролетая в стороне, невозможно. Докладов о появлении колонны было бы много. Кроме того, любое изменение конфигурации линии фронта немедленно становилось известным командованию всех уровней и немедленно принимались меры противодействия.
Также существовала неизвестная автору рассказа система оповещения ПВО Москвы - система ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения и связи) со сплошным полем наблюдения. Внешний рубеж от столицы 100-125 км. Посты ВНОС немедленно сообщали по своим сетям связи о появлении в зоне их наблюдения частей противника, их состав и направление движения.
Никаких докладов о прорыве танково-механизированной колонны противника по Можайскому шоссе ни со стороны наземных войск, ни со стороны воздушной разведки (кроме сообщения анонимного летчика), ни со стороны постов ВНОС и зенитных артиллерийских частей системы ПВО Москвы никуда не поступало, нигде не было зафиксировано документально.
С 1 по 6 декабря в полосе обороны пятой армии наша авиация совершила 1000 самолето-вылетов, это по 200 самолето-вылетов в день. И чтобы экипажи этих самолетов не увидели колонну техники, идущей на Москву! Это вещь совершенно невозможная.
2. Авиация
За пять месяцев войны наши войска приобрели опыт борьбы с прорвавшимися частями противника. Особую роль при этом играла авиация. В плане боевого применения авиации были определены задачи и группировки всех ее родов по пяти возможным направлениям наступления гитлеровцев - волоколамскому, можайскому, наро-фоминскому, серпуховскому и тульскому.
Так что генералу Г.К. Жукову достаточно было позвонить представителю Ставки по авиации генералу П.Ф. Жигареву - и на уничтожение этой танково-механизированной колонны немцев были бы перенацелены все ВВС, находящиеся в его подчинении, которые бы непрерывно воздействовали на нее до полного ее разгрома.
3. Десант
Первое. Немецкие колонны всегда сопровождали зенитные установки. Они сразу же открывали огонь. Одна треть колонны выделялась в боевое охранение. Между частями колонны полагалось держать интервал 1-2 километра.
При появлении самолетов танки боевого охранения разворачивались в боевое положение, то есть в цепь. Самолеты шли низко на дальности не более 500 м от колонны. Стрелять по ним можно было заградительным огнем и самолеты сами «налезали бы» на пулеметные и пушечные трассы. Тихоходные машины днем на малой высоте, идущие близко от танков, практически все должны были быть сбитыми.
Второе. Выбрасывать крупный десант в ВВС могли только с двух типов самолетов - ТБЗ и ПС84. Самолеты могли брать по 30 десантников. Из рассказа известно, что десантников бросали в два приема. Нетрудно определить потребное количество самолетов: половина полка со¬ставит 1375 человек. Для их транспортировки потребуется 46 самолетов.
Условно допустим и мы, что нужное количество самолетов прибыло на аэродром, загрузилось половиной стрелкового полка и вылетело навстречу колонне противника.
Противотанковые ружья могли поражать танки противника на расстоянии 500 м, но наиболее эффективным было их применение с расстояния 300 метров. Эти возможности ПТРД и определяли выброску десанта перед танковой колонной.
Конструктивные особенности самолетов ТБЗ и ПС84, а также отсутствие навыков у личного состава стрелкового полка позволяют считать, что минимальный интервал покидания самолета ТБЗ составляет 3 сек., а с ПС84 - 2 сек. Следовательно, время полной выброски десанта с самолета ТБЗ составляет 90 секунд, а с ПС84 - 60 секунд. За это время самолет ТБЗ пройдет путь 3960 метров, а ПС84 - 3660 метров. Десантники будут приземляться друг от друга на расстоянии от 120 до 130 метров. Время падения с высоты 5 метров - одна секунда, с высоты 10 метров - 1,4 секунды.
Если не управлять положением своего тела при свободном падении, то положение тела относительно земли может быть каким угодно. Это зависит от того, как парашютист входит в поток воздуха, с какими предметами он покидает борт самолета. Постоянной фигуры падения не существует. Размер двери самолета ПС84 658 на 1440 мм, а длина ПТРД - 2000 мм. Чтобы ружье прошло в дверной проем самолета, его необходимо вывести одним концов в поток, а затем покидать самолет. Пока тело десантника падает, оно будет менять свое положение.
В момент касания земли возникнут две проблемы: как удержать в руках оружие и боеприпасы и как сохранить свою жизнь.
Третье. Теперь сравним боевые возможности и огневую мощь сторон. Возможности стрелкового полка: 100 автоматов, около 90 ручных пулеметов, не более 16 противотанковых ружей, по 1-2 гранаты РПГ40 или связки гранат РГДЗЗ, винтовки. Это оружие для ведения ближнего боя. Личный состав находится на открытой местности вне укрытий. Возможность маневра, то есть передвижения, в глубоком снегу чрезвычайно затруднена или полностью исключена.
Возможности немцев: 54 танка, бронетранспортеры, мотоциклы, машины с пехотой, артиллерия. Немецкие танки имели оружие для ведения дальнего боя, экипажи были укрыты танковой броней, танки имели возможность маневрировать по снегу глубиной 50-60 см и да-вить гусеницами личный состав полка. Если условно приравнять пули калибра 14,5 мм патронов противотанковых ружей и гранаты к снарядам калибров 50 и 75 мм танковых пушек, то только боекомплект танков превышал боекомплект стрелкового полка по патронам в 1,27 раза со снарядами в 1,14 раза (54 пушки и 108 пулеметов). Самолеты ПС84 и ТБЗ выбросят своих десантников перед колонной на удалении не более 300- 500 метров от противника. Выбросят их не «гроздьями», а цепочками через 120-130 метров друг от друга на расстоянии 3660-3960 метров.
При условии, что все десантники останутся живы, им предстоит найти в глубоком снегу свое оружие и, если оно не повреждено, очистить его от забившегося снега, определить, где находятся немцы, а где свои. Расчетам ручных пулеметов и противотанковых ружей после поисков оружия нужно будет еще собраться вместе для ведения боя, то есть идти под огнем противника навстречу друг другу около 60 метров каждому. Огонь по танкам можно вести только из противотанковых ружей, и то если расстояние до них не более 300-500 метров. Если оно больше, то расчетам нужно сблизиться с противником.
Стрельба по танкам из автоматов, ручных пулеметов и винтовок ничего не дает. Открывшие огонь противотанковые ружья будут быстро уничтожены танковыми пушками. Остальным солдатам нужно сближаться с танками на дальность броска гранаты до 10-15 метров, что при глубоком снеге будет большой проблемой.
Описанная Сергеем Кравцовым стремительная атака колонны не получается из-за условий выброски десанта и глубокого снега. Условий для паники в рядах противника не было. Немцы спокойно, без спешки, уничтожили выброшенный десант. К этому времени к ним неизвестно откуда прибыло большое подкрепление, а появившиеся самолеты по той же схеме десантировали вторую половину стрелкового полка. И вот эта вторая половина умудрилась полностью разгромить обе колонны немцев? Как это удалось сделать - остается загадкой.
Четвертое. Кино- и фотодокументы, относящиеся к декабрю- январю 1941-1942 годов, свидетельствуют, что глубокого снега в это время в Подмосковье не было не только на центральном участке фронта, но и на его правом и левом крыле. На всех снимках снег достает солдатам только до щиколотки.
4. Реальный эксперимент
Во время празднования 75-летия ВДВ было упомянуто о том, что до войны ставился эксперимент - покидание самолета без парашютов. О результатах не было сказано ничего. Более 40 лет назад бывший летчик, майор в отставке Иван Григорьевич Трубчанинов, работавший в то время в Институте металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова АН СССР, рассказывал об этом эксперименте и его результатах. Они были печальными. Эксперимент больше не повторялся...
Не владея практикой вождения самолетов ТБЗ и ПС84 на малых высотах, летчики определяли высоту полета только на глаз. Во избежание столкновения с землей они инстинктивно держались от нее подальше, что усугубляло условия приземления десантников. В момент касания земли из-за перегрузок, во много раз превышающих возможности человеческого естества, они теряли оружие, боеприпасы и, как показывает практика, свои жизни
5. Заключение.
В рассказах еще много несуразностей. И летчик докладывается непосредственно Жукову, а тот в ответ награждает его орденом, будто тот в кармане лежал. И полк выстраивается на летном поле, хотя по уставу нельзя на открытом пространстве собирать более батальона. И противотанковые ружья лежат навалом в машинах вместе с гранатами и взрывчатной. И бомбардировщик надо послать за пополнением бомб в Москву.
Полностью разбор этих рассказов можно изучить в книге "Чудеса истинные и ложные", выдержку из которой я и привел.