Любимая книга капитана-лейтенанта Шубина
Открою военный секрет: у нас на флоте умеют ценить хорошую литературу. За ней гоняются. Её выменивают, крадут, нычут и берегут. Потому что действительно хорошая книга на корабле, это дефицит почище "шила".
Хорошая книга - она как горн. Как партия. Как знамя. Как приказ.
Ведёт и устремляет!..
Возьмём, к примеру, "Как закалялась сталь"... Хотя, чёрт с ним, с Островским.
На флоте есть классика помощнее.
Один капитан-лейтенант очень любил книги. Особенно – одну.
- Товарищ капитан-лейтенант, да я…
- Я помню, Лиходеев,.. - Александр Иванович Шубин, за глаза называемый любимым личным составом «Сашка-шубись!», листанул страницы, - …Мамой клянётесь, что больше ни-ни и всё такое… А теперь, товарищ матрос, вспоминайте домашнее задание. Ис-пол-нять!
Матрос Лиходеев скорбно сказал «есть», тяжело вздохнул и начал:
- 1900 год, Бейрут, турецкий миноносец «Сехам», взрыв котлов, затонул со всем экипажем. 1902 год, залив Вито, испанская канонерская лодка «Кондор», взрыв котла, убито и ранено 18 человек. Тот же год, китайский крейсер «Кай Ши», взрыв погребов боезапаса, погибло 150 человек. 1903 год, Монтевидео, уругвайский крейсер «Дженерал Ривера», взрыв погреба, погибло 4 человека. Тот же год, Копенгаген, датский броненосец «Ивер Ретфельд», пожар в угольнях ямах, разрушен. 1905 год, Сан-Диего, американский крейсер «Беннигтон», взрыв котлов, разрушен, убито и ранено 110 человек,.. – матрос сдул с кончика носа каплю пота и бросил умоляющий взгляд на начальство.
Но то было неумолимо.
-…1905 год, Сасебо, японский броненосец «Микаса», пожар и взрыв погреба. Затонул. Погибло 256 человек, ранено 340…
- Промах, Лиходеев, промах, - Сашка-шубись постучал пальцем по тексту, - Тут написано «ранено 343 человека».
У матроса вмиг стало такое лицо, словно все погибшие на «Микасе» были его ближайшими родственниками. Кап-лей полюбовался на полученный результат и по-дирижёрски взмахнул рукой. Мол, продолжаем сюиту…
- 1906 год, Рио-де-Жанейро, бра… бра,.. – Лиходеев громким выдохом ликвидировал новую каплю пота, - …Бразильский броненосец «Аквидабан», взрыв погреба, затонул, погибло 196 человек, ранено… ранено…
Сашка-шубись хищно улыбнулся.
- …Ранено,.. – Лиходеев был на грани обморока, но неимоверным усилием воли превозмог себя, - …Ранено… 36!..
Кап-лей сверился с книгой и показал большой палец.
- …Тот же год, Тулон, французский учебный корабль «А…», «Ажа…», «Ажажира»?..
- «Алжасира», Лиходеев! – Шубин захлопнул книгу и протянул её матросу, - Учим заново. После ужина – ко мне. Буду слушать с самого начала. И учтите, Лиходеев, поймаю вас с папиросой в неположенном месте ещё раз – заучиванием наизусть одного раздела «Корабли, погибшие от пожаров и взрывов» вы не отделаетесь. Вы даже не представляете, Лиходеев, сколько в мире есть умных и полезных книг, – Сашка-шубись ласково провёл ладонью по корешкам стоявших на полке изданий, - Их просто масса!
У матроса подкосились ноги. Так, косолапя и кренясь вправо, он и покинул каюту.
Через пять минут, на цыпочках преодолев комингс, в той же каюте появился грустный донельзя летёха из БЧ-1.
- Ну-с, - Александр Иванович поудобнее устроился на табурете, - Давайте вспомним вашу вчерашнюю прокладочку… Счастье, что учебную… И отработаем маленькую, совсем малюсенькую вашу невязочку… Десятимильную, если я правильно помню?
- Так точно, товарищ капитан-лейтенант, - летёха обречёно, как перед расстрелом, посмотрел в последний раз на белый свет. В смысле - поверх головы кап-лея в открытый иллюминатор.
- Раздел «Корабли, погибшие при посадке на мель и от действия штормов». Поехали.
- 1900 год, остров Бреа, французский миноносец «Буэ Вийомэ», наскочил на камень и затонул, команда спасена. Тот же год, Гонконг, английская канонерская лодка «Сэндпайпер», погибла от действия тайфуна.
- Команда?..
- Спасена за исключением одного человека.
- Хорошо. Дальше?
- Тот же год, Малага, германский учебный корабль «Гнейзенау», сдрейфовал в штормовую погоду с якорей и затонул. Погибло 50 человек. Тот же год, Массауа, вспомогательный итальянский крейсер «Каридди», во время тумана сел на мель и погиб…
Капитан-лейтенант очень любил книги. Особенно – одну. Она называлась «Аварии и катастрофы кораблей». По словам кап-лея, книга была уникальна тем, что повышала сознательность личного состава на порядок мощнее, чем дюжина замполитов…