Другой Мидуэй (5 фото)
"Эскадра де Рейтера на Мидуэе" - картина Виллема Ван дер Стоопа. В центре - захваченный "Ройял Чарлз", на котором одновременно развеваются английские и голландский флаг. Справа видны горящие у берега английские суда, слева - башня замка Апнор.
Нападение застало англичан врасплох. 16 июня голландцы беспрепятственно вошли в устья Темзы и реки Мидуэй, захватив без боя остров Канвей, который не охранялся. 20 июня они атаковали форт Ширнесс. Английские солдаты, давно забывшие, когда им в последний раз платили зарплату, отнюдь не стремились проявлять героизм. Когда голландские корабли начали стрелять и высадили неподалеку от форта десант морских пехотинцев, гарнизон попросту сбежал. Десантники собрали трофеи, взорвали укрепления, потом вернулись на суда и флот проследовал дальше.
Чтобы не дать врагу подойти к Чатэмским докам, британское командование приказало срочно затопить в Мидуэе семь кораблей и перегородить реку цепью. Возле этого заграждения заняли позиции несколько фрегатов и линкоров. 22 июня состоялось сражение, в ходе которого голландцы без потерь прорвали заслон. Цепь и затопленные суда их не остановили, а пытавшиеся оказать сопротивление корабли были сожжены брандерами, либо взяты на абордаж и захвачены. Голландцам достались линкоры "Юнити" и "Ройял Чарльз", а мощнейший корабль английского флота 100-пушечный "Ройял Оук" сгорел и затонул (невезучее оказалось название). Вместе с ним сгорели линейные корабли "Матиас" и "Лойял Ландон" и только линкору "Монмут" удалось бежать.
Прорыв голландцев к Чатэму.
На следующий день голландцы подошли к Чатэму, где стояли на якорях и в доках 15 линкоров и примерно столько же более мелких судов, частично - недостроенных, частично - разукомплектованных, без боекомплекта и с неполными командами. Никто не ожидал, что враги проникнут столь далеко в глубь британской территории. Понимая, что попытка ввести эти корабли в бой приведет лишь к тому, что они будут захвачены, британцы собственноручно сожгли и затопили свой флот. Популярный поэт Эндрю Марвелл отреагировал на это событие саркастичной эпиграммой:
Of all our navy none should now survive,
But that the ships themselves were taught to dive.
24 июня эскадра де Рейтера ушла из Мидуэя, на прощание "почистив" портовые склады Чатэма и спалив доки. 25 июня она с триумфом вернулась в Амстердам. Это было последнее удачное вторжение вражеских войск с континента на английскую территорию. Благодаря ему голландцам вскоре удалось заключить мир на довольно выгодных для себя условиях.
Еще одна картина Мидуэйского сражения.
Англичанам чатэмский рейд обошелся в более чем 40 потеряннных судов, в том числе два десятка линкоров. Голландцы же лишились только нескольких брандеров, зато получили два мощных линкора. "Ройял Чарлз" они использовали в качестве представительского судна, проводя на нем торжественные приемы и банкеты для высокопоставленных иностранных гостей. Не в силах терпеть такое унижение, британский монарх направил своему голландскому коллеге ноту протеста. Голландцы, чтобы вновь не накалять обстановку, отправили корабль на слом, но его кормовое украшение до сих пор выставлено в военном музее Амстердама.
Кормовой барельеф "Ройял Чарлза" в амстердамском музее.
P.S. С этим сражением связана следующая байка (комент от aikr):
В ходе рейда отличился капитан Ян ван Бракель, чей корабль прорвал боновое заграждение англичан.
В 20-м веке в честь лихого капитана был назван минный заградитель голландского флота. После капитуляции Голландии этот корабль продолжал воевать с немцами но уже в составе английского флота.
14 декабря 1941 года голландский минный заградитель «Ян ван Бракель», который сопровождал один из английских конвоев на восточном побережье, случайно налетел на боновое заграждение шлюза, закрывавшее вход на рейд Медуэя (шлюз служил защитой от наводнений).
Командир заградителя отправил на британскую базу радиограмму: «"Ян ван Бракель" протаранил боновые заграждения у Медуэя».
Ответ пришел незамедлительно: «Что, опять???»