Тяжелая музыка тогда и сейчас (часть 2)
Итак:
Краткая история разных направлений тяжелой музыки от Power Metal до Post Hardcore
От истоков до современности
1. Пауэр-метал
Пауэр-метал характеризуется более высокой скоростью исполнения, чем «классический» хеви-метал, и большей мелодичностью, чем спид-метал и треш-метал. Основные атрибуты жанра — скорость, сложность и мелодичность гитарных партий, чистый высокий вокал (иногда со вставками скриминга) и бэк-вокал.
Тексты песен в этом жанре часто бывают посвящены фантастике, фэнтези и средним векам. Наибольшее распространение этот жанр получил в Европе, особенно в Германии и Финляндии.
Как американский, так и европейский пауэр-метал зародился под влиянием таких групп как Rainbow, Iron Maiden и Judas Priest.
В работах английских рок-групп 70-х и 80-х уже встречались быстрые, энергичные композиции и тексты о фэнтези и средних веках — те элементы, которые позже лягут в основу жанра. Некоторые называют первой пауэр-металлической песней композицию Rainbow «Kill the King» из альбома Long Live Rock'n'Roll (1978)
Название стиля «power metal» впервые прозвучало в США в начале-середине 1980-х гг. Так называли музыку таких групп, как Manowar, Virgin Steele, Manilla Road, Iced Earth, которые в наше время обычно относят к спид-метал или хеви-метал. Эти группы послужили прототипом для современного пауэр-метал, придав ему скорость, энергию и военно-историческую патетику.
Современный power-metal:
Со временем в Америке этот стиль был поглощён более популярным стилем трэш-метал, который является развитием спид-метала в сторону большей агрессии и тяжести. Американские пауэр-метал группы нынешнего поколения, такие как Kamelot и HolyHell, уже играют «европейский», более мелодичный пауэр, не похожий на спид и трэш.
Отечественный Power-metal:
В странах СССР пауэр-метал не набрал большой популярности как отдельный стиль музыки, люди порой не различали его и путали с хеви-металом, спид-металом или даже с трэшем, порой даже сами музыканты.
Самые яркие представители жанра в СНГ: Эпидемия, Абордаж, Гран-КуражЪ
2. Спид-Метал
Спид-метал характеризуется достаточно высокой скоростью исполнения (большей, чем у «классического» хэви-метала). Для жанра спид-метал характерен высокий темп игры и короткие проигрыши между куплетами. Вокал в спид-метале чаще всего более агрессивен, чем в хеви-метале, он бывает хриплым, с расщеплением связок (скриминг), как низким, так и пронзительным фальцетом. Впрочем, второе перекочевало из хэви.
Значительное влияние на формирование жанра оказал американский рок-гитарист Ronnie Montrose. «Black Train » с альбома «Warner Brothers Presents… Montrose!», другие песни группы Montrose.
В 1980—1982 гг. начинают появляться первые демозаписи спид- и трэш- метал групп.
Однозначного мнения о первом музыкальном альбоме в жанре спид-метал нет. Считается, что это был дебютный альбом группы Metallica Kill 'em All в 1983 году, но на самом деле жанр окончательно сформировался на первом альбоме канадской группы Exciter Heavy Metal Maniac, вышедшем в том же 1983 году, но немного ранее, чем дебютник Metallica. Также к жанру спид-метал можно отнести и Killing is my Business,,, And Business is Good и Peace Sells But Who`s Buying? группы Megadeth.
Спид-метал стал непосредственным предшественником пауэр-метала, и большинство основных групп спида со временем перешло на исполнение в этом стиле. Другим важным следствием спид-метала стало появление блэк-метала и мелодичного дет-метала.
От треш-метала спид-метал отличается, прежде всего, большим родством с классическим хэви-металом. Спид-метал характеризуется меньшей тяжестью звука (в частности, ритмические фигуры исполнены в более высоком диапазоне), более традиционной работой ударных (без «потрошащего» звучания, характерного для треш-метала), традиционным вокалом в духе хэви-металлических групп, а также несколько другой структурой риффов. В то же время, термин спид-метал подразумевает то, что музыка всегда должна играться на большой скорости; в треш метале же часто бывают среднетемповые и даже медленные композиции.
Современный спид-метал:
В 2000-е годы термин «спид-метал» стал употребляться к тем группам пауэр-метала, которые исполняют музыку на большой скорости — Dragonforce, Children of Bodom, Sonata Arctica. Однако, другие критики характеризуют эти группы термином «экстремальный пауэр-метал», так как музыка, которую исполняют эти группы, не имеет ничего общего с классическим спид-металом 80-х, таких групп как Atlain, Renegade и Warhead.
Отечественный спид-метал:
Ситуация аналогичная с пауэр-метал, некоторые группы сами не понимали, что играют спид-метал, думая, что играют хеви или пауэр-хеви (хотя такой поджанр не встречается в США)
Яркие представители спид-метал в СНГ:
Коррозия металла (не все песни), Arida Vortex, Фронт (не все песни)
3. Индастриал-метал
Смежное музыкальное направление в электронной и рок-музыке, образовавшееся в конце 80-х в США и западной Европе на стыке взаимного влияния различных течений пост-индастриала (конкретно — жанров индастриал-дэнса, электро-индастриала и пауэр-электроникса) с одной стороны, хэви- и трэш-метала с другой стороны и хардкор-панка с третьей; основоположниками жанра считаются группы Ministry, Godflesh и KMFDM. К специфическим чертам этого направления относятся использование «металлических» риффов, «индустриальных» синтезатора и секвенсора, сильно искажённого звука гитар и вокала с эффектом дисторшн (впрочем, в отдельных случаях встречается чистое звучание).
В конце 1980-х годов начинается оформление жанра на основе слияния различных течений как индастриала, так и метала. Первые значительные альбомы жанра — дебютный одноимённый мини-альбом Godflesh и альбом The Land of Rape and Honey от Ministry.
Возрастающая популярность жанра привела некоторые успешные метал-команды, включая Megadeth, Sepultura и Anthrax, к мысли о запросе ремиксов на их песни от «индустриальных» музыкантов. Некоторые музыканты, выходящие из дэт-метал-сцены, такие, как Fear Factory, Nailbomb и Meathook Seed, также начали экспериментировать с индастриалом.
Индастриал-метал расцвёл в начале 1990-х, особенно в Северной Америке, где в конечном итоге было продано до 35 миллионов экземпляров пластинок этого жанра.
Исполнители индастриал-метала достигли зенита коммерческого успеха к концу 1990-х годов, когда, согласно данным RIAA, продажи наиболее успешных исполнителей составляли до 17,5 миллионов единиц
Акцент на провокационные темы, сделанный индастриал-метал-музыкантами в своём творчестве, вместе с популярностью принёс им критику со стороны консервативно настроенной части общественности в западных странах, что особенно было заметно в Штатах.
Rammstein, неоднократно подвергавшейся критике за использование провокационных образов, в том числе отсылающих к символике национал-социализма и Третьего рейха (видеоклип на кавер-версию «Stripped», смонтированный на основе документального фильма Лени Рифеншталь «Олимпия»), было заявлено, что у них нет «текстовой составляющей или политических убеждений, которые могли бы быть причиной для подобного поведения»
Отечественный индастриал-метал:
В России и странах СНГ индастриал-рок и индастриал-метал популярен до сих пор. Например отечественная публика очень любит группу Rammstein, хотя в Европе, а уж тем более в США они не являются такими популярными, как у нас. Это объясняется консерватизмом отечественного рок слушателя просто не успевающего за тенденциями западной метал-сцены, в которой например направление музыки одного коллектива может меняться несколько раз в год, например группа Bring me the horizon.
Яркими представителями отечественной индастриал-метал сцены является:
Биопсихоз, Deform, Mordor
4. Блэк-метал
К сожалению в этом жанре я абсолютно не силен. У данного жанра существует более 50 поджанров. Но попробуем разобраться.
Блэк, — музыкальный стиль, одно из экстремальных направлений метала.
Жанр зародился в 1980-х как ответвление трэш-метала. Пионерами блэка принято считать английскую группу Venom и шведскую Bathory а также Sodom и некоторые другие.
Своё наименование стиль получил благодаря альбому Black Metal, выпущенному группой Venom в 1982 году. Окончательно жанр сформировался в начале 1990-х усилиями норвежских групп «чёрного круга», в состав которого входили некоторые участники Mayhem, Burzum, Darkthrone, Immortal , Emperor
Блэк-метал, как правило, характеризуется предельно скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену дисторшна. Вокал — скриминг и его разновидности (шрайк, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Отличительной чертой является монотонность, зацикленность и однообразие музыкальных композиций.
В отличие от музыкантов других жанров, многие блэк-метал музыканты не дают концертов. Те же группы, которые всё-таки выступают на сцене, часто используют разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная атмосфера, используется агрессивная оккультная символика, демонстрируются грубые надругательства над религиозными образами. На сцену иногда выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния скандинавских воинов, викингов, либо в ритуальных одеждах. Mayhem и Gorgoroth известны в числе других групп своими концертами, во время которых сцена украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови
Существенно более важную роль, чем в других «металических» жанрах, играет идеология музыкантов и, как следствие, тематика песен. Изначально блэк-метал сформировался на почве антихристианской идеологии, поэтому многие группы эксплуатируют сатанистскую, антихристианскую и оккультную тематику. Наиболее радикальное направление блэка — тру-блэк зачастую граничит с экстремизмом. В отличие от остальных направлений метала, идеология в блэке зачастую играет большую роль, чем музыка. Тематика подавляющего большинства традиционного блэка включает антитеизм, атеизм, язычество. Только вот понять хотя бы слово, что поют музыканты данного стиля очень затрудничельно.
Отечественный блэк-метал.
Блэк-метал в России и СНГ остается полностью в андерграунде, чего не скажешь о скандинавской блэк сцене которая попала в мейнстрим.
Яркими представителями данного направления в СНГ являются:
Хвангур, Demons of Guillotine, Satarial
5. Дум-метал
Огромное влияние на жанр оказала группа Black Sabbath, чьи песни «Black Sabbath», «Electric Funeral», «Cornucopia» стали прототипами дум-метала. В течение первой половины 1980-х годов несколько групп из Англии (Pagan Altar, Witchfinder General) и США (Pentagram, Saint Vitus, Trouble) выделили дум-метал в отдельный жанр.
Основа — классические инструменты метала: гитара, бас и барабаны. Это музыка депрессивная, болезненная, как правило, медленная и часто монотонная. Строй гитар зачастую пониженный, бас-гитара имеет плотное низкое звучание, риффы — грубые, встречаются характерные гитарные «пробуксовки», кричащие фидбэки, сравнительно продолжительные «угасающие» соло
В традиционном дум-метале используется в основном чистый вокал, но обычно с оттенком отчаяния и страдания. Но в других поджанрах дума в основном используется гроулинг, перенятый из дэт-метала, в некоторых группах применяется и скриминг.
В то же время в дум-метале может применяться и женский вокал, иногда — даже церковные хоры.
История дум-метала насчитывает несколько периодов, условно их можно разделить на три группы: зарождение жанра (70-е годы), развитие (80-е годы), появление дэт-дум-метала и других ответвлений, который иногда условно именуют «второй волной дума» (90-е годы).
Ранний дум-метал (также известный как прото-дум) кроме Black Sabbath играли и другие группы, например, Pentagram, Bedemon, Iron Claw, отчасти Blue Cheer, Black Widow. Однако именно первые альбомы Black Sabbath — «Black Sabbath», «Paranoid», «Master of Reality», «Vol. 4» — считаются классикой прото-дума. В дальнейшем Black Sabbath постепенно отошли от этого направления.
Вслед за первопроходцами в 1980-х годах появилось множество групп, играющих дум-метал, в их числе немалоизвестные Trouble, Saint Vitus и другие. В 1986 году шведская группа Candlemass дебютировала с записью «Epicus Doomicus Metallicus», став таким образом основоположницей поджанра эпик-дум-метал.
Отечественный дум-метал:
Если честно про ранние годы дума в России и СНГ мне не известно. Сейчас данный у новых групп практически не встречается.
Представители данного направления в СНГ: Екклесиаст, Океан печали, Fatum, Rossomahaar
6. Постхардкор
Жанр сформировался в середине-конце 1980-х годов в городах с существующими хардкор-сценами, в частности, в Вашингтоне, где появились Fugazi, а также немного отличающиеся по звучанию Jawbox, которые ближе к нойз-роковым истокам постхардкора.
6. Постхардкор — стиль тяжелой музыки, получивший относительно недавнее развитие, которому присуще чередование чистого вокала и скрима, сопровождающиеся серьёзным мотивом и порождающие зачастую эффект экстремализма. Постхардкор, как правило, характеризуется чётким ритмом и тяжёлым инструментальным аккомпанементом, основанным на гитарах в сочетании с чистым вокалом и скримингом.
Райан Купер из About.com заявляет, что первыми постхардкор стали исполнять непосредственно хардкор-группы, в качестве примера отмечая группу Black Flag, перешедшую впоследствии на более экспериментальное звучание.Предшественниками постхардкора в начале 1980-х можно назвать группы Saccharine Trust, Naked Raygun, и The Effigies.В звучании данных групп отмечается влияние постпанка
Жанр развивался из баланса диссонанса и мелодии, частично направляя громкий и быстрый характер хардкора в более ритмичную, тонкую форму напряжения и освобождения. Jeff Terich (Treblezine) утверждает, что «вместо того, чтобы придерживаться строгих ограничений хардкора, эти музыканты расширили его за пределы тяжёлых аккордов и вокала, соединяя более творческие пути для выхода энергии панк-рока».
В настоящее время под пост-хардкором часто ошибочно понимают различные группы, играющие электроникор и современный металкор. При том, подобное название для этих жанров столь прижилось, что, как правило, большинство под пост-хардкором подразумевает именно их. Дабы не было путаницы, группы вроде Asking Alexandria, Blessthefall, I See Stars, Eskimo Callboy, Of Mice & Men, Attack Attack! стали называть «Mainstream Post-Hardcore».
Отечественный постхардкор.
В целом становление постхардкора в России и СНГ возникло после так называемого пикового 2007 года, периода популяризации музыки эмокор, металкор. Музыкальные коллективы игравшие данные стили перекочевали в популярный сегодня у нас в постхардкор исполнение.
Представители: !SIMONSAID!, Anne Marie, CHARLIE SPATE, Emily Rose