Йеллоустонский кошмар: уничтожит ли супервулкан США? И пощадит ли Россию? (3 фото)
Вирусные новости о том, что "мы все вот-вот погибнем" от извержения Йеллоустонского супервулкана, сотрясают Всемирную сеть с периодичностью раз в несколько лет. Однако, как показывает более взвешенный анализ учёных-геологов, в действительности это почти всегда ложная тревога. Уверенно говорить о том, что супервулкан может взорваться в какое-то конкретное время, на сегодня нельзя. Лишь недавно геологи обнаружили "тяжёлое дыхание", —лёгкое колебание уровня Йеллоустонской кальдеры (котловины вулкана). До сих пор идут споры о значении этого явления: можно ли его использовать для предсказания активности вулкана? Современные методы мониторинга пока делают первые шаги даже в области предсказаний обычных землетрясений. Суперизвержения йеллоустонского типа — принципиально сильнее и реже. Поэтому опыта их наблюдения вживую у человечества просто нет. Первые люди, пережившие немало таких извержений, были неграмотны и не оставили никаких сейсмологических наблюдений. Так что правильный ответ на вопрос "Когда рванёт Йеллоустон?" будет не "Завтра или через год", а "Мы не знаем" и "В любой момент".
Катастрофа
Каковы могут быть последствия пробуждения Йеллоустонского супервулкана? Для лучшего понимания масштаба такого события стоит посмотреть на последнее суперизвержение в данном регионе. Оно известно как "Лава Крик" и случилось 630 000 лет назад. По современным данным, выбросы тогда достигли минимум 1000 кубических километров (многие миллиарды тонн) пепла и неизвестного количества диоксида серы.
Твёрдые выбросы покрыли территорию от Мексиканского залива на востоке до Тихого океана на западе. А пепел лёг от юга современной Канады и до севера Мексики. Нетрудно заметить, что это основная часть территории сегодняшних США, которые при будущем извержении автоматически примут на себя первый и самый сильный удар. Выброс пепла может быть очень опасен — его толщина после "Лава Крик" на поверхности земли достигала 180—200 метров. Хотя так было не везде, тем не менее слой был достаточно толстым, чтобы погубить всё живое как минимум на территории в сотни тысяч квадратных километров. При этом пепел выпал не молниеносно: по современным взглядам, "чёрный снег" после суперизвержения может идти целые сутки. Однако любому живому существу надо иногда останавливаться, чтобы спать. Часто такая остановка в условиях постоянно падающего сверху пепла может стать для него последней.
Последняя опасность? Ещё нет: рядом с Йеллоустонской кальдерой все вышеописанные проблемы никого не будут волновать. Американская геологическая служба утверждает: извержение такого рода будет сопровождаться масштабным выбросом лавы. Вопрос лишь в том, распространится лава на 10 или на 30 километров в стороны от кальдеры. Отдельные разливы последних сотен тысяч лет покрывали до 340 квадратных километров за раз (площадь Москвы —чуть больше 2500). В зоне лавовых полей всё и вся просто сгорит, поэтому пепел и прочее там будут совсем не актуальной угрозой.Американские исследователи утешают: пепел, скорее всего, слабо затронет Калифорнию и Флориду и таким образом пощадит два важных центра сельхозпроизводства Штатов. Одна беда — если основная часть территории страны будет покрыта многометровыми залежами пепла, прокормить их за счёт пары штатов-житниц будет очень непросто. И даже если там что-то вырастет, есть вероятность, что продовольствие это никуда не доедет. Пепел блокирует железные и автомобильные дороги, а авиационный транспорт ещё долго вообще не сможет летать в вышеобозначенном регионе.
Судя по опыту несопоставимо меньшего по размерам вулкана Эйяфьядлайёкюдля, пепел легко выводит из строя турбины авиалайнеров, и все авиамаршруты рядом с действующим вулканом будут надолго закрыты. Одно это создаст непредставимый для современного мира транспортный коллапс. Сегодня в случае катастрофы вроде новоорлеанской (ураган "Катрина") можно прислать армию и Нацгвардию с военным транспортом — но в случае последствий Йеллоустона такая возможность просто будет отсутствовать. Ни эвакуироваться, ни доставить еду и воду к местам бедствия, как правило, просто не получится.
Понять масштаб катастрофы легко одним сравнением. Расчёты показывают, что во время ядерной войны на одну тонну тротилового эквивалента в атмосферу попадёт до 5 тонн пыли и сажи. Это значит, что даже при полном расходовании всех ядерных боеголовок в воздух поднимется меньше, чем поднял Йеллоустон 630 000 лет назад.
"Что нам те ляхи?"
Конечно, можно утешать себя тем, что лава (наверняка) и пепел (с некоторой вероятностью) до территории России не дойдут. Хотя пепел супервулкана Тоба (Индонезия) в своё время долетел даже до озёр Восточной Африки, где его следы не так давно были открыты геологами. Так что и отзвук от американских пепелищ вполне может достигнуть России. Однако он вряд ли обеспокоит кого-то из её жителей. Ведь у них будут более насущные поводы задуматься.
Геофизик Виктор Боков из Российского государственного гидрометеорологического университета в комментарии Лайфу отметил, что после такого события миллиарды тонн поднятого пепла неизбежно поднимутся в стратосферу. Там, как отмечает учёный, дуют струйные течения со скоростями до 200 километров в час. В атмосфере над северным полушарием преобладает западный перенос, поэтому часть выбросов Йеллоустона вполне способна дойти до ряда регионов нашей страны.
Что ещё важнее, аэрозоли, образованные пеплом (а также диоксид серы), будут отражать значительный процент солнечного излучения, что вызовет глобальное похолодание. Не зная силы будущего суперизвержения, предсказать масштаб вулканической зимы точно нельзя. Для России речь пойдёт о снижении среднегодовой температуры на несколько градусов. На первый взгляд это немного. Однако при внимательном рассмотрении становится ясно, что для нас возможное бедствие будет иметь колоссальные масштабы. В Москве (сейчас здесь среднегодовая +4,1 градуса по Цельсию) или Пензе климат на годы станет таким же, как в Мурманске (+0,2). Не только средняя полоса, но и основная часть Черноземья по температурам станет схожа с лесотундрой Кольского полуострова. Разумеется, сельское хозяйство в привычном нам смысле слова здесь просто остановится — картофель и пшеница не растут в тундре. Растениям не будет хватать тепла для роста.
По словам Виктора Бокова, древнерусские летописи уже фиксировали сходные единичные климатические проблемы в прошлом нашей страны — вплоть до XII века. Тогда они сопровождались катастрофическим голодом. Однако йеллоустонскому сценарию особую тяжесть придаёт то, что вулканические аэрозоли не покинут атмосферу за год-два. В зависимости от силы йеллоустонского суперизвержения они проведут там несколько лет или даже десятилетие. Падение температуры в земных условиях будет вести к значительному снижению испаряемости — и дождей. Даже там, где будет чуть теплее, чем сейчас в Мурманске, может наступить затяжная засуха.
Всё это означает, что неурожаи будут не просто тотальными, но ещё и многолетними. Что-то может вырасти лишь в регионах вроде Крыма и Кубани (если, конечно, там не исчезнут осадки). Но и это будут не привычные для этих мест продовольственные культуры, а те, что обычно растут на сотни и тысячи километров севернее. Да и прокормить всю страну с кубанского пятачка будет не так-то просто. Из-за глобального характера катастрофы не стоит надеяться и на международную помощь — весь мир будет поставлен перед перспективой голода. На планете просто нет стран, имеющих запасы продовольствия равные 5—10 годам собственного потребления. Далеко не факт, что многим удастся избежать депопуляции в результате голодных смертей.
О хорошем
Впрочем, и отечественные, и американские учёные настаивают, что размах будущей катастрофы будет всё же относительно умеренным. Вымирание человеческого вида в целом от одного суперизвержения нам точно не грозит. Как отмечает Джейми Фарелл (Jamie Farrell), известный специалист по Йеллоустону из Университета Юты: "Почти наверняка мы не вымрем полностью от [будущих] извержений Йеллоустона. Ведь за последнюю пару миллионов лет суперизвержения уже бывали, но мы всё ещё здесь". И действительно, этот супервулкан 630 000 лет назад не убил наших старших родственников — Homo erectus.
В то же время курорта всё же ждать не стоит. Суперизвержение вулкана Тоба 70 000 лет назад по времени совпадает с внезапным вымиранием всех Homo sapiens, успевших достигнуть Азии. Они сохранились лишь в Африке, но численность их при этом упала в десять раз. 40 тысяч лет назад суперизвержение в районе Флегрейских полей (Италия) временно покрыло пеплом пространство от современного Неаполя до Донбасса. На долгое время в этой части Европы исчезли все следы как людей, так и неандертальцев. И в то же время в мировом масштабе полного вымирания не произошло — просто резкое сокращение численности. Если одетые в шкуры охотники и собиратели смогли выжить несмотря на резкое ухудшение климата и массовую гибель животных, то какие-то шансы на выживание есть и у нас, их потомков.
Когда грянет гром?
А можно ли узнать, когда именно рыть погреб во дворе и готовиться спекулировать тушёнкой? Увы, современное состояние вулканологии не позволяет сделать точный прогноз такого рода. Как полагает Виктор Боков, популярные попытки обозначить периодичность суперизвержений имеют мало общего с наукой. "Когда говорят, что суперизвержения случаются раз в 50000—100000 лет, речь идёт о предельно приблизительных предположениях", — отмечает он. Верно лишь то, заключает учёный, что чем дольше тот или иной супервулкан не извергался, тем выше вероятность его суперизвержения в будущем.
Иногда американские специалисты позволяют себе более уверенные заявления. Питер Сервелли (Peter Cervelli) из Службы геологии, геодезии и картографии МВД США считает, что Йеллоустонского суперизвержения не будет "в следующие 10000 лет". Правда, и он тут же оговаривается: "Мы всегда готовы к сюрпризам [в этом отношении] и не заявляем, что полностью понимаем всё с этим связанное". Впрочем, геологам из района будущего землетрясения часто свойственно делать политически обусловленные успокоительные заявления, которые затем оказываются чрезмерно оптимистичными. Аналогичные прогнозы итальянских геологов в 2009 году привели к росту числа жертв землетрясения в Л'Аквиле. В нашей стране большинство специалистов с сомнением относится к идее о возможном заранее точном предсказании, сколько нам придётся ждать следующего события такого рода.
Правда, отмечает Виктор Боков, вулканология может указать на ситуацию, при которой вероятность суперизвержения существенно возрастёт. В случае Йеллоустона его спусковым крючком вполне может стать ядерная война. Как известно, США являются приоритетной целью для значительного количества ядерных боеголовок. Одна из них может взорваться рядом с Йеллоустонской кальдерой и случайно спровоцировать начало подобной катастрофы. При этом, как уже упоминалось выше, охлаждающий эффект Йеллоустона для планетарного климата сам по себе может быть не слабее, чем у ядерной войны. Таким образом, человечество в этом случае окажется перед катастрофой двойных масштабов.
И в то же время, отмечает Виктор Боков, попытки преднамеренно спровоцировать супервулканы ядерным оружием сами по себе малоэффективны. Ведь для того, чтобы гарантированно запустить извержение, надо точно понимать, как будут распространяться ударные волны от ядерных взрывов в верхних слоях мантии и куда именно они придут. А наша планета — нестационарный объект, она всё время слегка меняется, её кора подвержена постоянным мелким подвижкам, констатирует геофизик. Точно предсказать последствия гипотетического провоцирующего ядерного удара невозможно. Поэтому нельзя и взорвать Йеллоустон запланировано — лишь случайно.
Подведем итоги: хотя американский вулкан и кажется далёким от проблем нашей страны, на самом деле его дуло приставлено к голове человечества в целом. И даже если смертельную рану ему нанести не по силам, угроза эта по серьёзности сопоставима с ядерной войной. Усугубляет ситуацию то, что если к последней правительство ряда стран хотя бы теоретически готовится, то супервулкан не влияет на государственное планирование и накопление резервов на случай экстренной ситуации. Без какого-то серьёзного прорыва в вулканологии всё, что учёные пока могут сказать о сроках этого события, — это то, что рано или поздно оно неизбежно произойдёт. И с учётом отсутствия конкретных сроков, позволяющих принять превентивные меры, мы можем оказаться перед ним полностью беззащитны.