Джон Ди - агент ангелов или Доктор магии (3 фото + 1 видео)
Джон Ди был воистину многогранной личностью - доверенное лицо королевы Елизаветы Первой, придворный астролог, владелец самой большой библиотеки в Британской империи XVI столетия, математик, переводчик трудов Евклида, картограф, астроном, кабаллист, архитектор, навигатор и, наконец, как сказано, секретный агент Британской короны... Свои донесения британской королеве Ди подписывал "007", и создатель Джеймса Бонда писатель Иэн Флеминг, похоже, был о том осведомлен. Но даже он не смог докопаться, откуда у Ди столь странная фамилия (или прозвище).
Один из титанов Ренессанса, как его называют, Джон Ди интересовался непознанным во всех его проявлениях - собирал сведения о Северной Америке и изучал квадриум наук (арифметику, геометрию, химию и астрономию), проводил алхимические эксперименты по превращению металлов в золото и предвещал судьбу, составляя гороскопы...
Таланты Ди были признаны во многих европейских столицах. Даже российский царь Федор Иоаннович предлагал ему должность придворного медика. А в Праге Ди провел три года - с 1581-го по 1583-й, - работая непосредственно при дворе Рудольфа Второго, которого не случайно звали "королем алхимиков".
Когда и где Ди познакомился с медиумом Эдвардом Келли, неизвестно. Но этот союз положил начало уникальным экспериментам, получившим название Иенохейских - по имени Иеноха - единственного из пророков, который согласно Книге Бытия был при жизни вознесен на небеса.
Под присмотром Келли Ди неоднократно вступал в контакт с некими духами, впадая на глазах изумленных зрителей в транс и произнося речи на неведомом никому из живущих на Земле языке. Поговаривали, что Ди еще и немного мошенник, зарабатывающий таким образом хлеб свой насущный. Возможно, и не без того. Вспомните хотя бы: блистальный астроном Иоганн Кеплер не отказывался при случае составлять гороскопы, считая, что астрология хоть и незаконная дочь астрономии, но без ее помощи многие астрономы давно бы умерли с голоду...
Первый сеанс, в ходе которого был достигнут контакт с миром иным, состоялся в 1581 году. В магическом кристалле медиум увидел ангела Уриэля, который объяснил, как создать восковой талисман - печать Эммета, с помощью которого легко вступать в контакт с запредельным миром. В ходе последующих сеансов связи небесные собеседники объяснили Ди и Келли способ коммуникации с ними и передали алфавит ангельского, или иенохейского, языка.
Потом, указывая на соответствующие буквы, ангелы, дескать, продиктовали медиумам 19 поэтических текстов, известных ныне под названием "Иенохейских ключей". Общение, впрочем, не ограничивалось чисто спиритическим уровнем, в ходе которого Ди и Келли с помощью ангелов предсказывали будущее тому или иному заказчику. Согласно дошедшим записям, ангелы давали своим агентам указание, что говорить монархам в том или ином случае, как планировать свои дальнейшие путешествия, и даже указали на движение Великой Армады, дав возможность англичанам как следует подготовиться к встрече с испанским флотом и разгромить его...
Дональд Тайсон, канадский исследователь наследия Джона Ди, например, полагает, что его герой относился к своим беседам с ангелами, как к своего рода службе. Он получал информацию из конфиденциального источника и передавал ее далее по цепочке. "Хотя, впрочем, многие полагают, что слова ангелов являются сознательной мистификацией Эдварда Келли, - оговаривается он, - либо фантазиями, порожденными подсознанием Ди во время сеансов".
Интересно, что когда австралийский лингвист, профессор Дональд Лейкок заинтересовался "ангельским языком" и попробовал проанализировать его с помощью комьютера, то нашел, что он обладает многими характеристиками, присущими любому полноценному языку, имеет свой синтаксис, грамматику и достаточный словарный запас...
Конечно, само по себе это не является доказательством подлинности контактов с ангелами. Язык, непонятный другим, вполне мог понадобиться Ди для каких-то своих целей, особенно учитывая его тайную деятельность.
Так что это вполне мог быть секретный персональный код, с помощью которого немногие посвященные могли вести переписку и разговор, не опасаясь, что содержание беседы или письма станет известно посторонним. Тем более можно было внушить богобоязненным людям, что перед ними - наречие ангелов...
Интересно, что составленный Лейкоком словарь "ангельского наречия" выдержал несколько переизданий и широко используется исседователями наследия Ди. Английский ученый Стивен Скинер говорит, что изучение этого наречия помогло кое-кому из исследователей почерпнуть немало полезного для понимания английского языка елизаветинской эпохи и более древних его вариантов.
Ухватились, конечно, за тексты Ди и уфологи. Они считают, что перед ними документальное доказательство того, что НЛО и их обитатели появились перед землянами задолго до того, как в общепринятую практику вошел сам термин "уфология".
Не случайно само слово "ангел" в переводе с греческого означает "вестник, посланник", говорят они. Именно этим термином переводчики Библии обозначили древнееврейское слово "малак".
Ангелы - гонцы Божьи, говорят современные теологи. Это бестелесные духовные создания, через которых Бог посылает людям - прежде всего пророкам - свои приказы и распоряжения. У ангелов нет тела, но у них есть свобода воли, и они даже могут грешить...
С другой стороны, некоторые фантазеры продолжают утверждать, что в те далекие времена люди принимали за ангелов инопланетян, спускавшихся на своих космолетах. Этот сюжет, кстати, тоже нашел свое отражение в Библии. А именно, пророк Иезекииль описывает свое видение, где он становится свидетелем спуска на Землю то ли непосредственно космического корабля, то ли спускаемого аппарата, похожего на... современную капсулу типа "Ротон" с вертолетными лопастями, к проектированию и испытаниям которой приступили ныне специалисты НАСА.
...Вот как далеко может увести попытка последовать по стопам Джона Ди. К сказанному, пожалуй, остается лишь добавить, что некоторые исследователи утверждают: в тайниках нашего подсознания хранятся сведения, доступ к которым иной раз удается получить во время гипнотических сеансов. И тогда люди начинают говорить на неведомых наречиях, сообщают сведения, о которых в обыденной жизни они не имеют понятия. Но если так, то получается, что каждый из нас является неким спецкурьером - хранителем закодированной информации, которая в один прекрасный день будет расшифрована человеком и поможет ему в переходе на иную, более совершенную ступень развития. И начало исследованиям этого феномена положил шпион и авантюрист, исследователь и философ, один из самых загадочных людей XVIII века - Джон Ди.
...Он умер в конце 1608 или в начале 1609 года. Свои записи Джон Ди спрятал в кедровом сундуке с двойном дном, и они долго переходили из рук в руки, никем не обнаруживаемые. Лишь спустя полвека секрет случайно обнаружил некий господин Джонс. Часть рукописей после этого сгорела, поскольку служанка взялась прокладывать манускриптами противни для выпечки пирогов. Но другая часть попала в руки Эллиоса Эшлона, естествоиспытателя и мистика. Он заинтересовался находкой и стал собирать дневники Ди, разбросанные по архивам всей Европы. В семнадцатом веке письменное наследие Ди было издано, и весь мир узнал о секретах, которые хранил сундучок с двойным дном. А теперь об их хозяине узнали и вы.
В. Зверев
Джон Ди – один из самых загадочных людей позднего Средневековья. На протяжении четырех с лишним столетий его фигура привлекала многих писателей, драматургов и поэтов, начиная с Вильяма Шекспира (именно Джон Ди был прототипом волшебника Проспера в «Буре»), его современника Бена Джонсона (создателя драмы «Алхимик») и кончая произведениями наших современников (вспомним хотя бы романы «Дом доктора Ди» Питера Экральда и «Египет» Джона Кроули).
Доктор Джон Ди
Кто же такой этот легендарный доктор Ди, «магическое наследство» которого до сих пор будоражит воображение? О, это на самом деле была выдающаяся личность, о которой с трепетом и уважением говорят знающие люди и по сей день.
На рубеже XVI–XVII веков слава об этом учёном англичанине, подписывавшемся странным «Voo», распространилась по всей Европе. Дошла она даже до России, и его, в качестве научного советника, приглашал к себе русский царь; обещал огромное жалованье, роскошный дом и должность, которая сделала бы учёного, как было сказано в царском письме, «одним из наиболее значительных людей в России». Но по известным только ему причинам Джон Ди от столь заманчивого предложения отказался, как, впрочем, и от других, не менее лестных.
Итак, что же это был за человек, которого жаждали видеть при своём дворе монархи самых разных стран?
Он родился в Уэльсе в семье придворного офицера короля Генриха VIII. В пятнадцатилетнем возрасте поступил в колледж Святого Иоанна в Кембридже, а затем продолжил образование в Голландии и Бельгии. Будучи ещё юношей, этот современник Нострадамуса уже учил геометрии самого Карла V, императора Священной Римской империи, а в возрасте двадцати трёх лет читал свои знаменитые лекции по математике в Париже.
Блистательный математик и астроном, крупнейший естествоиспытатель, знаток классической филологии и языков, рьяный собиратель и спаситель старинных рукописей, владелец одной из крупнейших в Европе личных библиотек, выдающийся философ, «идейный отец розенкрейцерства», провидец, человек, способный спать лишь два часа в сутки, — вот лишь неполный перечень качеств этой загадочной личности.
Но при такой кипучей деятельности Джон Ди жил ещё одной — тайной — жизнью, о содержании которой мы можем лишь частично догадываться по сохранившимся личному и «спиритическому» дневникам, да ещё — по автобиографическим трактатам. Вчитываясь в их строки, мы с полным основанием можем назвать мировоззрение этого замечательного человека причудливой смесью мистицизма и самой передовой, по тем временам, науки.
Судите сами: наравне с сугубо научной и практической деятельностью он очень серьёзно относился к оккультной философии и магии — как к мировоззрению, помогающему проникнуть в тайны бытия. Его фундаментальный философский труд «Иероглифическая монада» (Антверпен, 1564), по мнению исследователей тайных обществ и герметических учений, стал фактически идейной основой будущего розенкрейцерства.
Можно утверждать, что большую часть своего времени Джон Ди отдавал тайным наукам: кабалистике нумерологии, алхимии, астрологии, а также гаданию. Уделял он внимание и изучению свойств зеркал. Об этой области его исследований известно очень мало, и о достижениях Ди мы можем судить только по его же скупым записям
(например, по такой: Нетрудно изготовить зеркало, которое силой солнца, даже скрытого облаками, превращает в пепел все разновидности камня и металла)
или по свидетельствам современников, которые утверждали, что в доме Джона Ди была какая-то камера для «зеркальных видений».
И всё же чуть ли не главным увлечением всей жизни доктора Ди было изучение «магических» свойств кристаллов и искусство предсказаний с их помощью — кристалломантия.
Это случилось в ноябре 1582 года. Во время вечерней молитвы, на фоне окна, в лучах заката, к нему «во всём величии» неожиданно явилось окружённое сиянием сверхъестественное существо — ребёнок, которого Джон Ди впоследствии называл ангелом Уриэлем — «духом света». О чём они говорили, осталось тайной, однако известно, что «ангел» подарил учёному магический кристалл «величиной с яйцо, прозрачный и переливающийся всеми цветами радуги».
Как пишет сам Ди, явившийся тут же его взору архангел Михаил с огненным мечом приказал:
«Иди и возьми его, но пусть более ни одна живая душа не прикоснётся к нему».
В течение всей оставшейся жизни — более четверти века — Ди не расставался с этим подарком. И тому были серьёзные причины. Судя по дошедшим до нас сведениям, с помощью этого магического кристалла учёный мог не только проникать в другие миры, но и заглядывать в будущее.
Самое поразительное, что этот волшебный камень не пропал, как это часто бывает с легендарными реликвиями. За четыре столетия он прошёл через руки разных людей и сейчас хранится в Британском музее. Администрация не разрешает посторонним лицам ни пользоваться им, ни исследовать его…