История одного норвежца (4 фото)
На следующем фото, череп уже самого Роммеруда, обнаруженный 25 июня 2006 года, через 62 года после его смерти. 24 июня 1944 года, получив ранение Ромменруд застрелился, чтобы не попасть в плен к бойцам 571 полка 205 стрелковой Полярной дивизии, которые в этот день выбили эссманов с высоты Капролат. Тогда после ожесточенного боя из 300 человек в батальоне СС "Норд" в живых осталось меньше половины.
На фото видно и пулевое отверстие в правом виске и стреляная гильза и личный опознавательный знак.
Батальоны 571-го полка штурмовали высоту Капролат в лоб с западного направления, причем пробежать выставленное противником минное поле нашим бойцам помогло то, что мины были хорошо видны. Немцы поставили их еще зимой, а весной так и не прикопали. Яростным натиском норвежцев выбили из укреплений, часть эссовцев беспорядочно отошла в сторону Зашейка (убежали они так далеко, что их едва нашли и вернули в строй с помощью финнов). Около 25 человек к ночи пробились к своим на соседнюю сопку Хассельман.
Штурм этой сопки, в советских документах именуемой «Обрывистая», начался в 15 часов 26 июня. Части Полярной дивизии предприняли несколько кровопролитных атак с разных склонов высоты. Согласно рапорту одного из немногих уцелевших в том бою норвежцев, унтер-офицера Ядера, в первые минуты боя выбыли из строя командир батальона майор Аксель Стил и командир роты лейтенант Олаф Магнусон, что, по его мнению, сделало положение обороняющихся безнадежным. К тому же Ядер, принявший командование, столкнулся с неповиновением: группа норвежских егерей, засев в складском блиндаже, трижды отказалась взять оружие, заявляя, что для них «эта война кончилась».
По свидетельству Ядера, русские, в рядах которых «были солдаты монголоидной расы», атаковали невзирая на потери: на крутом, в сорок пять градусов, восточном склоне высоты под губительным огнем девяти станковых пулеметов полегло более 200 наступавших.
Штурм сопки шел с разных сторон с перерывами три часа и завершился жестокой рукопашной: в траншеях, дотах и блиндажах врага добивали штыками, гранатами и струями огнеметов. По словам того же Ядера, часть норвежцев, применяя военную хитрость, будто бы бросилась на прорыв, крича по-русски: «Ура! Да здравствует Сталин!», в то время как русские якобы кричали в атаке: «Нихт шиссен! Вир зинд дойче зольдатен!» Ядер с тремя товарищами спасся чудом, бросившись вплавь через озеро.
Согласно оценкам исследователей и поисковиков, на месте сражения на площади около трех квадратных километров пало с обеих сторон более 600 человек: около 400-450 бойцов Полярной дивизии, 142 норвежских добровольца погибли и пропали без вести (38 человек попали в плен). Значительные потери понесли и немцы, пытавшиеся прийти на помощь осажденным.