Цена свободы: таджикским взяточникам разрешили откупаться от тюрьмы
Парламент принял поправки в уголовный кодекс, которые предусматривают возможность назначения альтернативного наказания в виде штрафа осужденным за преступления, связанные с дачей и получением взяток.
Свободу можно получить, заплатив штраф из расчета 200 сомони (24 доллара) за один день пребывания в тюрьме.
Если осужденный за взяточничество получает, к примеру, семь лет, он имеет право оплатить весь срок своего заключения — на это у него уйдет 511 тысяч сомони.
Максимальная сумма штрафа равна 840 тысячам таджикских сомони (около 100 тысяч долларов) — этой суммы хватит на то, чтобы оплатить 4200 суток, или 11,5 лет тюрьмы.
В антикоррупционном ведомстве Таджикистана предложения правительства страны, единогласно одобренные таджикскими депутатами, назвали «гуманным актом», направленным на декриминализацию экономических преступлений.
Оппоненты правительства говорят, что новые изменения приняты с учетом интересов чиновников и их родственников, которые чаще всего становятся фигурантами крупных коррупционных дел. Власть, по их мнению, таким образом пытается обезопасить себя.
Скандалы
Принятие новых поправок совпало по времени с расследованием громкого коррупционного скандала, главным фигурантом которого стал Наджмиддин Саидов – родной брат главы таможенной службы Таджикистана Абдуфаттоха Саидова.
Поправки, дающие взяточникам возможность не сидеть в тюрьме, парламент Таджикистана одобрил единогласно.
Наджмиддин Саидов — руководитель филиала одного из крупнейших частных банков страны, был задержан в прошлом году по обвинению в получении взятки в размере 600 тысяч долларов.
Следствие по данному делу продолжается до сих пор, хотя главный фигурант громкого коррупционного скандала уже выпущен на свободу после выплаты штрафа в размере 200 тысяч сомони.
Давать или не давать взятку для Таджикистана вопрос не риторический — берут многие, но, по данным таджикского антикоррупционного агентства, самыми коррумпированными являются министерство образования и система здравоохранения.
Привлечь к ответственности простого учителя или рядового врача гораздо проще, чем высокопоставленного чиновника. По этой причине уголовных дел, заведенных по фактам коррупции среди крупных чиновников, меньше всего. Эксперты полагают, что дело в страхе — люди боятся навлечь на себя гнев властей.