Мечи Японии и Китая (48 фото + 1 видео)
Существует миф об «идеальном мече» и таким мечом часто называют целое семейство мечей нихонто (яп. 日本刀) и конкретно катану. Сама постановка вопроса об идеальном мече неправильная, поскольку в седле, да ещё без стремян с прекрасным оружием победы двуручным мечом делать нечего, как например, с шашкой, хорошо себя зарекомендовавшей в конном строю, нечего делать в тесном щитовом строю римского легиона. Поэтому меч имеет место быть там, где он был распространён, а значит наиболее удобен и смертоносен.
Нихонто, не был никогда чем-то выдающимся по типу клинка или его качеству, обычная недосабля перефальшион, его нельзя отнести ни к сабле, ни к мечу, он, как многие клинки в Азии и Европе совмещал много функциональных и типологических особенностей, поэтому не надо натягивать сову на глобус, особенно по типу ношения или виду ножен (!) Я бы поставил точку в споре, вернее в ворчании непрофессионалов, обозначив все типы японского меча, как это делают не заморачиваясь сами японцы - общее название клинкового оружия – то:кэн 刀剣 [とうけん], буквально – «саблямеч».
Японский меч был последним живьём виданным человеком боевым мечом, поскольку его разновидность гунто использовалась как сабля у японских солдат и завезённая как трофей (300 000 экземпляров на секундочку) стала известна в США, а затем нихонто попали в фильмы 80-х, когда был бум карате и айкидо, прочно прописавшись в Голливуде как нечто идеальное по форме и содержанию. На совести японцев Пекинская резня, где они при помощи гунто и штыков убили, по меньшей мере, четверть миллиона женщин, детей и стариков. Китайский меч дао тоже застал Вторую мировую войну и даже позиционировался как «убийца катан», но Голливуд его своим вниманием обошёл. Поэтому во многом дутая идеальность нихонто, созданный ему образ чего-то совершенного, не имеет, как обычно ничего общего с реальностью, это китайский меч, долгое время развивавшийся в специфичном закрытом японском обществе, чей культ привёл к оккупации страны по прибытии Чёрных кораблей (яп. 黒船 Курофунэ), а затем окончательной оккупации в 1945 г., длящейся до сих пор. Вот кёка по этому поводу:
Тихого океана
нарушили безмятежный сон
Пароходы;
всего четыре корабля достаточно
чтобы мы не спали ночью.
Син-гунто тип 98 (обр.1938г.),длина 105см., ножны металл, внутри дерево.
Так же образ самурая крайне героизирован, в то время как реальность была крайне неприглядной, о чём свидетельствуют фотографии реальных самураев 19 в. и многочисленные описания, оставленные самими самураями. Впервые самурай появляется в письменных источниках примерно в VII—VIII веках, слово происходит от глагола "сабурау", означающего "служить". В военное время в Японии армия набиралась из крестьян, а в мирное время стражу составляли представители аристократии, их слуг называли самураями. В большинстве случаев в их обязанности входили всего лишь различные работы по хозяйству, но со временем из-за недобора крестьян к IX в. они стали боевой челядью и далее зависимыми от господина безземельными низкоранговыми рыцарями.
Вопреки легендам, самураи использовались в основном как национальная гвардия в гражданских войнах и разгонах смут, лишь дважды поучаствовав в реальной войне, при отражении остатков размётанного штормом монгольского флота и позорном вторжении в Корею. В XVII в. после объединения Японии и запрета на ношения оружия для населения, воевать стало не с кем и в течение 20 лет боевые навыки и моральный дух самураев стали крайне низкими, тогда и стала создаваться легенда о могучих самураях, написали «Бусидо» и всячески начали пропагандировать образ мастера, философа и эстета. Поэтому все знают верных и стойких книжных самураев, а реальный Акэти Мицухидэ (XVI век) пишет: "честные люди встречаются лишь среди простолюдинов, для самурая же ложь и предательство — необходимая часть воинского искусства".
Основное оружие самураев был лук, отчего у них такие доспехи, в них неудобно фехтовать и вообще они предпочитали огнестрельные аркебузы, завезённые португальцами(!) Самоубийства вообще были свойственны японскому обществу, как впрочем, тотальное мужеложство и использование несовершеннолетних проституток обеих полов. Поэтому не следует героизировать этих обычных ландскнехтов, просто живших далеко от привычной Европы и имевших вычурные фальшионы, про которые насочиняли много легенд неграмотные заокеанские киношники.
Клан Сацума, фотограф Феличе Беато 1863-1867 год.
Чтобы понять ситуацию с мечами Японии, нужно обратить свой взор на континент, то есть на Китай, откуда в Японию завозилось всё, от ватника до ушу, они потом творчески перерабатывались в местные иногда жизнеспособные за пределами островов искусства и вещи, имеющие, безусловно, большую эстетическую ценность и некоторую практическую. Индия конечно настаивает, что Шаолинь возник после того, как китаец освоил Каларипая́тту (малаял. കളരിപയറ്റ്), не специалист, не знаю, но то, что большинство боевых искусств Японии произошло от кунг-фу, произошедшего от ушу, не отрицают даже сами японцы. То же произошло с нихонто, их прототипы прибыли с континента.
Дао
В старом Китае существовало огромное количество разновидностей холодного, однолезвийного рубяще-режущего оружия под общим наименованием «дао».
Известно, что основные виды дао разделялись на три большие группы:
1) поясные дао 佩刀 ― чжибэйдао 直背刀, яньмаодао 雁毛刀, водао 倭刀, цицзядао 戚家刀, люедао 柳叶刀, пяньдао 片刀, нювэйдао 牛尾刀, дуаньдао 短刀, шуандао 双刀, наньдао 南刀
(худедао 蝴蝶刀 и худешуандао 蝴蝶双刀);
2) двуручные дао ― дадао 大刀 (каньдао 砍刀), чжаньмадао 斩马刀 и чандао 长刀;
3) длиннодревковые дао, похожие на алебарды ― гуаньдао 关刀 (яньюедао 偃月刀), сянбидао 象鼻刀, пудао 朴刀и шуаншоудай 双手带.
Солдаты одного из подразделений 29 армии в строю с обнаженными большими изогнутыми мечами дао (дадао), 1937 г.
В древнем Китае до монгольского завоевания XIII века широко использовалась только одна разновидность поясных дао под общим названием “прямоспинные мечи” (чжибэйдао) или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао). “Прямоспинные мечи” (чжибэйдао), или “мечи с железным кольцом” (техуаньдао), после экспорта в Японию стали прототипом японских мечей, а затем уже японские мечи во многом влияли на китайские. Это был однолезвийный прямой меч с небольшим изгибом ближе к острию и кольцом на ручке. Чжибэйдао по внешнему виду мало отличался от популярного в те времена обоюдоострого меча цзянь.
«Прямоспинный меч” (чжибэйдао), коллекция военного музея, г. Пекин.
Начиная с Юаньской династии (1271—1368 гг.), под мощным влиянием монгольских военных достижений, технологий изготовления и техник применения меча, в Китае начали превалировать четыре категории однолезвийных мечей под общим названием пэйдао (佩刀, поясной меч с крестовидной или дискообразной гардой). Пэйдао всегда носились на специальном подвесе (тилянгу) из плетеного шнура с особой скобой, прикреплённой к поясу с левой стороны.
Монгольский меч XIII века.
Меч пэйдао с подвесом и скобой, музей дворца Гугун, г. Шэньян.
К концу династии Мин и под влиянием японских мечей тати и одати, появилась вторая категория пэйдао, в которую вошли два новых типа клинка. Первый назывался «мечи семьи Ци» (цицзядао), а второй «мечи ивовый лист» (люедао), в эту категорию включались также и «короткие мечи» (дуаньдао). «Мечи семьи Ци» представляли собой несколько укороченный вариант так называемых “мечей подрезающих коня” (чжаньмадао).
«Меч подрезающий коня» (чжаньмадао).
Таким образом, видно, что китайские мечи и монгольские сабли стали прообразами японских мечей, а развитие японских мечей влияло на особенности китайских мечей, как это и положено при большом взаимопроникновении военного дела расположенных близко стран, как это было в Европе.
Нихонто
Японская технология изготовления мечей из железа начала развиваться с VIII века и достигла наивысшего совершенства к XIII веку. Цуруги — прямой обоюдоострый меч, распространённый в Японии до X века. Многие образцы не относятся к настоящим японским мечам (нихонто), так как изготовлены по китайской или корейской технологиям, в широком смысле термин использовался в древности для обозначения всех мечей. В более позднее время вытеснился термином кэн для обозначения прямого меча.
Меч тати мастера Ясуцуна — самый древний из сохранившихся в Японии, предшественник и боевой собрат катаны, относится к периоду Хэйан, XI век. Тáти (яп. 太刀) — длинный японский меч, другое название этого меча — дайто (яп. 大刀, букв. «большой меч»). Тати подвешивался на пояс в предназначенной для этого перевязи, для защиты от повреждений доспехами ножны часто имели обмотку, тати не повседневный и не парадный, а военный меч. Богато украшенные тати применялись как парадное оружие при дворах сёгунов (князей) и императора. Тати обычно длиннее и более изогнут, чем катана (у большинства длина клинка свыше 2,5 сяку, то есть более 75 см; цука (рукоять) также была зачастую длиннее и несколько изогнута). Существует нодати (яп. 野太刀 «полевой меч») или большой меч, длиной до 122 мм, носился за спиной, иногда позиционируется как большой тати.
Тати.
Дайсё (яп. 大小, дайсё:, букв. «большой-малый») — пара мечей самурая, состоящая из сёто (короткого меча) и дайто (длинного меча). Длина дайто — более 66 см, длина сёто — 33—66 см Дайто служил основным оружием самурая, сёто — дополнительным. До XIV в. катаной назывался длинный кинжал или короткий меч, заткнутый за пояс, в это время катана выполняла роль сёто, а в качестве дайто использовался меч тати. В XIV—XV вв. катаной стал называться длинный меч (соответственно, катана стала выполнять функцию дайто). В качестве сёто при нём стал использоваться короткий меч вакидзаси.
Дайсё.
Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао, подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文), объясняющейся применением специальной техники ковки и закаливания, а также рукояти (цука, яп. 柄), обтянутой кожей ската и обвитой шёлковой лентой. Резные рукояти из твёрдого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твёрдого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путём многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие. Катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г., толщина японского клинка колеблется в среднем от 6 до 9 мм и, как правило, почти не убывает по направлению к острию, что характерно для клинка сабельного типа. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трёх видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком, металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.
Катану и вакидзаси всегда носят на левой стороне корпуса в ножнах, заложенными за пояс (оби), лезвием вверх. Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке, в состоянии боевой готовности, либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причём вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже из необработанного дерева магнолии сирасая, защищающем сталь от коррозии.
Из-за низкого качества стали, её приходилось многократно проковывать, что характерно для всех мечей того времени, никаких легендарных «сварок временем» из миллиона слоёв фольги за столетия никто не видал. Сталь японских мечей довольно посредственная, особенно поздних заводских образцов, истинные клинки немногочисленны и находятся в музеях и крайне редко в частных коллекциях, основные же коллекционеры обладают в основном разного качества подделками. Национальное сокровище (кокухо), этот титул имеют около 122 мечей, в основном тати периода Камакура, катан и вакидзаси в этом списке менее двух десятков. После капитуляции Японии во Второй мировой войне страны антигитлеровской коалиции издали приказ об уничтожении всех японских мечей, однако после вмешательства экспертов, в целях сохранения исторических реликвий, имеющих значительную художественную ценность, приказ изменили. Было создано «Общество по сохранению художественных японских мечей» (яп. 日本美術刀剣保存協会 Nippon Bijutsu Tōken Hozon Kyōkai, NBTHK, ниппон будзюцу то:кэн ходзон кё:кай), одной из его задач стала экспертная оценка исторической ценности меча.
Кричное железо — очень неоднородный продукт, который является смесью углерода, железа, шлака и других элементов, — каждый кусок тамахаганэ уникален. Искусство кузнеца состоит в выборе кусков крицы, которые содержат как можно меньше шлака и имеют между 0,8-1,3 % углерода. Методы выплавки до открытия границ и индустриализации Японии было собственно намного примитивнее, чем в Европе (где с XIV века вошла в употребление доменная печь), что и вызвало потребность в долгой и тщательной рафинации стали, дабы удалить все вредные примеси. Ценность японской стали тем самым заключалась не в (весьма посредственном) качестве тамахаганэ, а в умении кузнецов изготовить из посредственного сырья продукт хорошего качества. В этой связи становится понятно, почему начиная с XVI века японские кузнецы очень охотно применяли европейскую привозную сталь.
В процессе закалки, при соблюдении технологического процесса, между якибой (твёрдой частью с режущей кромкой) и хирадзи (более мягкой и гибкой частью) формируется хамон. Как во всех европейских клинках из-за низкого качества стали, клинок составной: сочетание жёсткого лезвия и эластичной основы придаёт металлу катаны чрезвычайную вязкость и одновременно долговременную остроту. В традиционной технике внутренний слой изготавливается из низкоуглеродистой стали и покрывается твёрдой высокоуглеродистой сталью, которая образует верхний слой: кузнец складывает U-образно длинный узкий брусок твёрдой стали и вваривает в него брусок из мягкой стали. Из полученного комбинированного бруска выковывается заготовка меча, причём закрытая сторона «U» впоследствии станет лезвием. Такая комбинированная заготовка больше не подвергается складыванию. Так же как и западные кузнецы Средневековья, применявшие зонную закалку, японские мастера закаляют клинки не равномерно, а зонально, за закалкой (нагревом и охлаждением) следует отпуск — нагрев закалённого изделия в печи с последующим медленным охлаждением. При температуре около 200 C происходит снятие внутренних напряжений в металле, благодаря чему достигается необходимый баланс твёрдости и вязкости. После завершения своей части работы, к которой также относится и обработка поверхности при помощи сэн — инструментом, похожим на металлический скребок, кузнец передаёт меч полировщику — тогиси. Его задача состоит в том, чтобы заточить и отполировать клинок — сначала грубыми камнями, затем более тонкими. Работа над одним мечом на данном этапе длится около 120 часов. Тогиси не только затачивает меч, но и выделяет при помощи различных техник структуру металла на поверхности клинка, хамон, также хада, являющихся «кожей» изделия и дающих представление о технике ковки. Одновременно есть возможность устранить мелкие недостатки, возникшие в процессе изготовления.
За шлифовкой следует изготовление ножен (сая) и рукояти (цука) из древесины магнолии, довершающих комплектацию меча. Ножны в поперечном сечении могут иметь форму восьмиугольника (с угловатыми или закруглёнными краями), овала или эллипса. Рукоять закрепляется на хвостовике (накаго) с помощью конического клинышка из бамбука (мэкуги), продетого через отверстие (мэкуги-ана) в хвостовике. Отверстие ножен (койгути, «пасть карпа») обрамляется роговым или костяным завершением. Ножны и рукоять иногда оставляют без декоративной обработки (сирасая, «белые ножны»), в случае, если они используются только для хранения меча. В варианте полного монтажа (косираэ) ножны покрываются лаком. Иногда используется кожа ската (самэ), инкрустация. С наружной стороны к ножнам крепится круглая скоба с отверстием (куригата), к которой привязывается шнур для фиксации меча (сагэо) — он делается из шёлка, шерсти или кожи. Боевые мечи могут быть оснащены специальным фиксатором, предотвращающим случайное выпадение оружия из ножен.
В полном монтаже катаны имеются следующие части:
хабаки (муфта, крепящаяся на хвостовике под гардой и гарантирующая надёжную фиксацию меча в ножнах и одновременно фиксирующая гарду)
цуба (гарда)
сэппа (шайбы под цубой и над ней)
фути (муфта между цубой и рукоятью)
самэгава (покрытие рукояти из кожи ската или морского животного)
цука-ито (шёлковая, реже кожаная тесьма для оплётки рукояти; для декоративных мечей может использоваться шерсть; в настоящее время часто применяют искусственный шёлк)
мэнуки (декоративные вставки на рукояти под оплёткой)
касира или цука-гасира (колпачок на конце рукояти)
Украшаются фути, мэнуки и касира, как правило, одинаковыми узорами или на одну тему.
В комбинации дайсё (длинный меч в паре с коротким) украшения вакидзаси (короткого клинка) аналогичны декору катаны. Классический вакидзаси, кроме того, комплектовался маленьким ножом когатана с рукоятью (кодзука), а также шпилькой (когай), либо, как вариант, парой металлических палочек для еды, которые находились в ножнах рядом с мечом, будучи вставлены в соответствующие отверстия цубы. Шпилька служила чем-то вроде современного шила: с её помощью ремонтировались подвижные части оружия и доспехов, выравнивалась оплётка рукояти.
Очень часто искусство владения японской катаной кэндзюцу (одна из самых древних школ которого Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю), не отличают, а порой и смешивают с современными видами спорта как кэндо или айкидо, тем самым ошибочно обозначая, например, кэндо как «древнее боевое искусство». Так же японским мечам приписываются несвойственные им качества рубить скалы, всадника с конём напополам, другие более дешёвые клинки, в общем всё на свете – как все мечи их берегли и лишний раз старались ими не стучать даже друг о друга, чтобы не повредить. Многие приёмы боя направлены на увод клинка от столкновения с другим клинком.
Таким образом, видно, что японские мечи, приходящиеся внуками и двоюродными братьями китайским мечам, являются своеобразным, но отнюдь не выдающимся видом меча, мало чем отличающимися как по устройству, так и по технике изготовления от европейских. Развитая мишура специальных терминов, особое украшательство, обилие ритуалов является скорее красивой легендой, на самом деле самураи были обычными, пусть привилегированными солдатами императора с простым и функциональным комплексом наступательно-оборонительного вооружения.
На мой взгляд, поскольку Китай и Япония были легко и непринуждённо завоёваны частными купеческими даже не армиями, а отрядами наёмников из Европы, об особой эффективности японских и китайских мечей говорить не приходится. Они никогда не сталкивались ни с римской пехотой (за исключением стычки 36 года до н.э. на территории нынешнего Казахстана), ни с викингами, ни тем более с рыцарской конницей. Огнестрельное оружие в начале «открытия» Китая и затем Японии не было таким совершенным, тем более даже японские крестьяне были вооружены охотничьими фитильными ружьями (танегасима), а флот китайских пиратов насчитывал по свидетельствам десятки тысяч кораблей. Но европейские даже не солдаты, а команды кораблей, вооружённые абордажными саблями и шпагами, в самый рассвет клинкового азиатского оружия, легко подавили любое сопротивление будущих колоний и далее успешно контролировали эти территории небольшими контингентами второсортных солдат.
Вот таким является оружие Японии и Китая, а так же бытовые и политические реалии того времени.
お疲れ様でした