Дуэльный Петербург: где и почему произошли самые известные поединки чести (9 фото)
Русская дуэль отличалась от европейской или американской: в ней многое отдавалось на волю случая. В традициях отечественной дуэли — стрелять через платок, заряжать только один из двух пистолетов, стреляться у края пропасти, совершать выстрел со смертельного расстояния в десять шагов, а то и меньше. Дуэльные традиции, основанные на понятии чести, стали неотъемлемой частью культуры петербургского дворянства — и русской культуры вообще.
О местах дуэлей в Петербурге
Черная речка
Поединок, известный всем из школьной программы, описанный во многих книгах, но по-прежнему изучаемый историками, произошел в 1837 году после затяжного конфликта между русским поэтом Александром Пушкиным и французским офицером Дантесом-Геккерном недалеко от Комендантской дачи.
Место самой знаменитой дуэли в российской истории отмечено памятным мемориалом — в сквере у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления.
Парк Лесотехнической академии
Дуэль, оставившая след в топонимии Петербурга, состоялась на окраине тогда еще будущего Лесного парка между флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым и поручиком Семеновского полка Константином Черновым: первый отказался (как считается, под давлением матери) жениться на сестре второго, с которой успел уже обручиться. Оба дуэлянта погибли.
Среди секундантов были Рылеев (кузен Чернова) и Пестель. Условия дуэли были настолько жесткие, что практически обрекали на смерть её участников. Расстояние между соперниками - 8 шагов, т.е. выстрелы в упор, без права на осечку, до последнего выстрела.
Условия дуэли:
«Мы, секунданты нижеподписавшиеся, условились:
1) Стреляться на барьер, дистанция восемь шагов, с расходом по пяти.
2) Дуэль кончается первою раною при четном выстреле; в противном случае, если раненый сохранил заряд, то имеет право стрелять, хотя лежащий, если же того сделать будет не в силах, то поединок полагается вовсе и навсегда прекращенным.
3) Вспышка не в счет, равно осечка. Секунданты обязаны в таком случае оправить кремень и подсыпать пороху.4) Тот, кто сохранил последний выстрел, имеет право подойти сам и подозвать своего противника к назначенному барьеру. Полковник Герман. Подпоручик Рылеев. Ротмистр Реад. Подпоручик Шипов»
[Девятнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым. Кн. 1. М.,1872. С
Погибли оба. На месте дуэли в 1834 году были установлены тумбы, отмечавшие расстояние в 8 шагов.
Мать Новосильцева профинансировала строительство на этом месте церкви Святого равноапостольного князя Владимира (в народе — Новосильцевской), уничтоженной в 1932 году советской властью, и Орлово-Новосильцевского благотворительного заведения, давшего название Новосильцевской улице (впоследствии — Новороссийской). Сейчас в память об этом названии существует примыкающей к ней Новосильцевский переулок.
В 1988 году поставлена стела с надписью:
«10 сентября 1825 года на этом месте состоялась дуэль члена Северного тайного общества К. П. Чернова с В. Д. Новосильцевым. Секундантом К. П. Чернова был К. Ф. Рылеев. Похороны К. П. Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную членами Северного тайного общества — декабристами». Могила Чернова находится на петербургском Смоленском кладбище.
Волково (Четверная дуэль 1817 года)
Волково поле — уединенное место за городом — в XIX веке стало популярной площадкой для дуэлей. Самая знаменитая из тех, что здесь состоялись, — так называемая четверная дуэль (та, в которой участвуют конфликтеры и их секунданты) 1817 года между камер-юнкером графом Александром Завадовским и офицером-кавалергардом Василием Шереметевым. Причиной, как часто бывало, стал конфликт из-за женщины — балерины Авдотьи Истоминой: еще не известный писатель Александр Грибоедов отвез танцовщицу в квартиру Завадовского, которого Шереметев, любовник Истоминой, вызвал на дуэль — и получил во время нее смертельное ранение.
Секундантами были приглашены Грибоедов и будущий декабрист корнет Александр Якубович; второй «этап» дуэли случился годом позже в Тифлисе.
Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.
Грибоедов понимал, что вольно или невольно, но именно он спровоцировал предыдущий трагический поединок, закончившийся смертью Шереметева, и теперь боялся стать причиной ещё одной смерти. Поэтому Грибоедов пытался вразумить Якубовича, но поскольку тот был решительно настроен на дуэль, Грибоедов был готов идти до конца.
Сначала хотели стреляться на квартире Якубовича, но затем секундант Якубовича Муравьёв нашел местечко у Татарской могилы за селением Куки, где был овраг. Секундантом Грибоедова был его сослуживец, дипломат Амбургер. Назначили барьеры. Противники продвинулись навстречу друг другу и около минуты выжидали. Наконец, Якубович выстрелил. Пуля попала Грибоедову в кисть левой руки. Грибоедов приподнял окровавленную руку и навёл пистолет на Якубовича. Муравьёв, секундант Якубовича, настроенный им против Грибоедова, пишет, что Якубович не хотел убивать и метил в ногу, и Грибоедов, заметив это, выстрелил в ответ, не придвинувшись к барьеру (то есть к противнику), хотя имел на это право[2].
Красное Село
Если говорить о местах, которые также были отмечены множеством дуэлей: поединки не были редкостью в Красном Селе и Дудергофе. С 1765 года здесь регулярно проходили крупные воинские сборы и маневры, а с 1823 года этот пригород Петербурга становится постоянным местом летней дислокации императорских гвардейцев с их особым вниманием к вопросам чести.
Кажется, подстрекала к поединкам сама природа: уединенные лощины и холмы надежно скрывали дуэлянтов от бдительного ока старших офицеров.