Внимание! Гоплиты! (10 фото)
С пока ещё не арабского полуострова в пределы Египта идёт армия персов. Идёт с целью установления в Египте единственно верного порядка и мира. На встречу им, из Египта, движется армия фараона, с целью сохранения в Египте единственно правильного порядка и мира. Персы были очень миролюбивым народом, и старались избегать кровопролития. Поэтому они купили почти всех военачальников фараона, в том числе и некоего Фанеса. Фанес был человеком предприимчивым и слыл за умного. Строго говоря он был военачальником у киренаикийских греков. Киренаика это такая область в северной Африке, где греки основали многочисленные колонии, и откуда Фараон нанимал себе гоплитов. Наёмная фаланга этих египетских гоплитов была вещью в хозяйстве нужной, и полезной. Эти греки, с их предводителем, Фанесом, на службе фараонов смогли побывать во многих удивительных местах, и убить многих интересных людей. Не желая знакомиться с Фанесом в ненужной суматохе, персидский царь царей направил ему послом деловую смс с двадцатью верблюдами, имея в виду заиметь всю его фалангу к себе. Но Фанес, пересчитав килограммы серебра, решил, что там только на одного. И поэтому прибыл лично. Надо сказать, что персам он пригодился – рассказал о фараоне много смешных анекдотов, ну и немного о численности и расположении войск Египта. Показал путь по пустыне, поднял старые связи и договорился о подвозе воды с бедуинами. Благодаря его стараниям, армия персов дошла до Пелусии в хорошем состоянии тела и духа. Пелусия это такой укреплённый городок. Расположен он в узком месте, и если уж ты идёшь в Египет по буянить с тридцатью тысячами собутыльников, то пропустить его трудно. Именно поэтому, ушлый фараон с незамысловатым именем Псамметих III там то их и дожидался. Армия фараона была слегка побольше персидской, но главное, с ним была и его любимая фаланга. Не в смысле пальца. Наёмная фаланга киренаикийских греков.
И так, действующий фараон Египта с одной стороны, и претендент на божественность, персидский царь царей Камбиз II, с другой – объявили начало матча за кубок фараона Египта. Армии расположились следующим образом:
По середине фаланги гоплитов. С Египетской стороны греки с Киренаики, с персидской стороны тоже греки, но с самой Эллады, в основном из Афин. Обе фаланги насчитывали примерно по две тысячи гоплитов.
Спонсоры команд позади, на флангах – болельщики, до сорока тысяч с каждой стороны.
Пока египетская и персидская массовка кидала друг в друга дротики, кизяк и оскорбления, гоплиты медленно сближались.
Фалангиты Киренаики имели вопросы к Фанесу, и вообще чувствовали себя обманутыми и покинутыми. Что бы подчеркнуть свои душевные страдания, они решились на быстренький перфоманс. Ну вы же знаете этих греков, мелодраматичные люди, придумавшие театр. В общем они вывели перед строем семью Фанеса, и выпотрошили их как рыб, раскидав кишки по горячему песку. Пока дети и женщины умирали, вся фаланга египетских наёмников даже успела глотнуть винца с кровью убитых.
Не известно что сказал по этому поводу Фанес, но фаланга греков на службе персов, под его командованием, опрокинула фалангу греков фараона.
Это было бы отличной историей о вреде алкоголя, но суть истории в том, что как только египетская фаланга была разбита, египетские болельщики тут же кинулись на утёк. А персидские болельщики их преследовали до самой Пелусии. Собственно так и была решена судьба Египта. Он стал провинцией Персии.
И это никого тогда не удивило. То есть по меньшей мере пара десятков тысяч воинов фараона, решили что не в состоянии ничего противопоставить паре тысяч трезвых гоплитов. И это было вполне разумно по мнению современников. Псамметих II кинулся бежать первым.
Но кто же эти ребята, способные обратить в бегство целые армии одним видом своих обнажённых чресел? (да да, греки обнажались не только перед состязаниями на олимпийских играх)
Другими словами, создаётся впечатление, что горстка греков – единственная сила среди десятков тысяч вооружённых азиатов.
Гоплиты. Как много в этом слове для сердца Ксерокса слилось.
Но почему мы знаем о гоплитах, из далекого древнего мира, но ничего не знаем например о галлогласах, а ведь последние куда как ближе к нам по временной шкале да и территориально.
Ну что же, давайте разберёмся.
Прежде всего труды античных греков сохранились до наших дней не только в археологических находках, но и рукописными, а потом печатными изданиями. Платон был почти обязательным к прочтению для любого образованного человека даже в тёмное средневековье, да и многие другие греки то же внесли ощутимый вклад в культуру Европы. В числе философских трактатов были и рассказы о невероятных подвигах греческих воинов – гоплитов. А уж о Александре Македонском, чья не меркнущая слава пережила всё его наследство и упоминать не буду.
Давайте вооружимся передовыми данными и попробуем составить себе яркий и внятный портрет гоплита. И я говорю не о его вооружении или стиле боя, нет. Кто такой гоплит, что это за человек.
Античность особенна тем, что древнегреческая культура распространилась почти на весь известный мир. В основном благодаря многочисленным колониям, от Крыма до Испании. В типичном греческом полисе, неважно в самой Элладе, или на Сицилии, армию составляли свободные граждане. Их место в войске определялось имущественным цензом.
В армии было три основных градации:
Всадники – знаменитые патриции Рима, например. Или отряд в 300 конников личной гвардии царя Спарты. Правда последние, в силу спартанского аскетизма скакали в бой пешком.
Пелтасты – легкие пехотинцы. Довольно часто голые бедняки, а то и вовсе рабы, которые кидали во врага дешёвые копья, подобранные с земли камни и оскорбления.
Ну и наконец тяжёлая пехота в плотном строю – гоплиты.
Что нужно было сделать для того что бы вас забрили не в какой ни будь голоштанный полк застрельщиков- пелтастов, а в престижную филу гоплитов? Во первых, быть гражданином. То есть родится в полисе, пройти обряд посвящения в граждане (могли и не принять, если ты например паркуешься как… как не гражданин) пройти имущественный ценз, и обучение в схоле, порядка двух лет. И потом, до 60 лет, ты обязан идти на войну по зову отечества. Другое дело, что вас таких не так много (в Херсонесе было примерно 150 гоплитов) и именно вы и составляли электорат. А важные вопросы, вроде военной операции, решались общим голосованиям. Казалось бы, если решение о начале войны принимают люди, которые сами в ней будут участвовать, то войны сами собой стихнут. Но нет. Благодаря пылкому южному темпераменту, воины собирались в поход чуть ли не каждый год.
Теперь подробней про имущественный ценз для гоплита. К счастью у нас есть конкретные цифры для Афин. Благодаря какому-то Солону мы знаем, что для того чтобы стать гоплитом ты должен иметь суммарный доход в 200 медимнов зерна в год. Это 200 амфор в каждую из которых влезет примерно 52 литра зерна.
Тут надо немного осмотреться по сторонам, и легкими чертами обрисовать действительность античности. Во первых, часто для перевода на современные деньги принято отталкиваться от продуктов. Это не совсем корректно. В древности были какие-то сложности с земледелием, и довольно регулярно был неурожай. И ни как у нас сейчас, а по взрослому, со смертью от голода для детей до пяти лет, и стариков после сорока. А иногда неурожай мог продолжаться несколько лет, и тогда на серебряные дирхемы нельзя было купить и горсть зерна. То есть нефтью, да и долларом того времени было именно зерно. Запас еды, который достаточно долго хранится. К тому же хлеб был основой рациона. Немного фиников, немного рыбы, редкое мясо от удачной охоты – всё это было скорее сопутствующими продуктами. Люди ели хлеб. Ели больше чем сейчас. Взрослому человеку одной амфоры хватит примерно на месяц если он будет сытно кушать, что кстати редкость в то время. А на 10 амфор он может жить уже почти как белый человек, и даже купить себе сандалии и тогу. Давайте и примем эти 10 амфор за усреднённое, но показательное 1 000 у.е. современных нефтедолларов.
Таким образом, в современных реалиях, гоплитом например Москвы, может стать любой, у кого есть недвижимость в столице, и суммарный годовой доход не менее 20 тысяч долларов.
Как видите не так уж и сурово. Если у вас меньше – добро пожаловать в пелтасты.
Собственно причина самого ценза была проста – оружие. Щит, шлем, панцирь – стоили дорого. Поэтому сложилась ситуация, когда за интересы города-государства в бой шли именно те люди, что стояли у руля. Ну давайте я поясню на примере современности, что бы вы прониклись.
Итак город герой Н-ск объявляет войну, и начинает формировать своё ополчения. В ряду массовки – жалкой пехтуры – марширует ваш покорный слуга, без гражданских прав.
Если нищеброд вроде меня и может себе позволить автомат Калашникова, то для того чтобы вступить в мотопехоту нужен хотя бы БТР. И тут уж даже 20 тысячами не обойтись. А наиболее успешные люди нашего города будут прикрывать нас с небес, из кабин истребителей. Параллельно зачитывая в радио воодушевляющие речи.
В воздушных сражениях сошлись бы Порошенко и Ходарковский, на новейших истребителях, под ними их ставленники, директора предприятий и успешные менеджеры жгли друг друга в танках, а персонал уровнем ниже руководил расчётами личных орудий.
Воевать за эту кодлу такой безродный голодранец как я, с одним автоматом на плече, ясень пень не стал бы. И при первом же случае постарался убежать.
Именно эта корпоративная солидарность, общая ответственность, сплачивала гоплитов в несокрушимую силу. Стена дорогущих бронзовых щитов раз за разом разбивала непривыкшие к суровому испытанию на демократичность народы – от киммерийцев Крыма, до ибберийцев Испании.
Но феномен гоплитов ещё не рассвёл. Расветёт он в полную силу позже, после пелопонесской войны. Собственно тогда, Афины и Спарта слегка поссорились, и по результатам ссоры победили Фивы. Однако война была долгой и напряжённой, а потому, после её окончания вдруг оказалось что есть огромная прослойка людей, которая умеет убивать, и привыкла жить красиво. С этим надо было что-то делать, и Греция начала импорт своих наёмников по всему средиземноморью. Они стоили дорого, но они того стоили.
Разумеется это не устраивало ближневосточных правителей. Они пытались это как то изменить. Давали землю и рабов как наёмным грекам, так и своим выдающимся воинам. Вооружали солдат по образцу греческой фаланги. В плотную подошли к институту комиссаров – но не успели, империю захапал Александр.
Ещё одна не маловажная деталь – преимущество фаланги гоплитов сейчас модно объяснять превосходством их строя и вооружения, из побуждений толерантности. Это наглая ложь. В лучшие времена, бронзовые «мускульные» панцири были в лучшем случае у первого ряда. И защитное вооружение стремительно удешевлялось. Шлем становился всё более и более похож на строительную каску, дорогая бронза доспеха заменялась кожей, а потом и вовсе тканью. Воины персов были вооружены не хуже, а скорее лучше.
По всей видимости, умение работы в команде, и личное мужество – вот секрет успеха гоплитов древности.
Но это не просто собрание свободных граждан. Нет. Каждый гоплит, стоящий в строю фаланги – это обеспеченный, сытый человек, имеющий высокие идеалы и представление о прекрасном. Ну и конечно таки свой личный гешефт в общем деле. Это аристократия античности.
Нанимайте гоплитов, и даже ваши поражения станут победами.