Один день в женской колонии (15 фото)
Рядом с Барнаулом, в двух шагах от Новоалтайска находится исправительная колония (ИК) №11. Там отбывают наказание 249 женщин.
Они сидят за убийство и наркотики (в основном).
И сидят не в первый раз. У каждой есть уже минимум одна "ходка". А кто-то провел за колючей проволокой полжизни.
Серьезно, полжизни. И, возможно, не самой плохой. Если сравнивать, что было там, на воле.
В тюрьму так просто не попасть, тем более если чист перед законом. Договариваться о посещении места не столь отдаленного пришлось заранее.
Говорят, что в тюрьме пахнет страхом и отчаянием. Это неправда. Там пахнет больницей. Стерильно, казенно и постоянно под наблюдением.
При нас женщины зашли в оборудованное под храм помещение и бухнулись на колени. Мы даже было подумали, что играют на камеру – зэчки молились с каким-то фанатизмом, страстью, рыдали, кланялись иконам. Но нет, сотрудники колонии рассказали, что так происходит постоянно и это не "показуха". Женщины на самом деле такие набожные. Есть заключенная, которая постоянно читает молитвы. Многие ходят на исповедь, когда приезжает батюшка. Просят прощения за свои грехи. Говорят, что им становится легче.
Для некоторых тюрьма действительно "мать родная", но не по убеждениям, просто обстоятельства так сложились. Социальные такие обстоятельства. Например, нет дома, семьи, денег, работы и образования. Негде жить, но есть с кем пить. Вот некоторые и возвращаются.
В колонии есть женщина, которая уже несколько раз сидела за убийство. Дама пенсионного возраста. Она отказалась с нами разговаривать и запретила себя фотографировать – имеет право. Но ее историю нам все равно рассказали. В своем доме ножом убила сожителя (естественно, была пьянка). Тело выкинула на улицу, в огород. По весне, когда снег начал таять, труп оттащили куда-то на берег. Когда нашли, все отрицала, говорила, что несчастный случай. Вроде как он сам упал и ударился. Почему ножевые ранения? Да не знает она. И виновной себя тоже не считает. Ни за последнее, ни за предыдущие убийства. Бабушка, к слову сказать, скоро освобождается. Идти ей некуда, так что женщину определят в дом престарелых. В колонии ее больше не ждут, но и не зарекаются от встречи.
ончеными они себя не считают. Каждая из них – личность. Некоторые так вообще легенды.
После зарядки и до завтрака проходит первая проверка (всего в день проходит три проверки). На построение приходят все. Не дай бог кто-то не явится. Потом опять перекур. Есть время обсудить наш приезд, все-таки мы для них – развлечение. А еще им хочется знать, что происходит в мире. Политика их не интересует. Интересы скорее бытовые.
Но заключенные жалуются. Чай дорогой, лежать на кровати не разрешают, телевизор можно смотреть только в определенное время, родным звонить тоже часто нельзя, кормят сытно, но просто. Им (в основном убийцам и распространителям наркотиков) некомфортно. Они (в основном убийцы и наркоманки) недовольны.
После утренней проверки заключенные строем идут завтракать. Далее развод на работу. Перед и после работы производится досмотр. Мало ли кто что-то захочет пронести или вынести. Трудовой день начинается в 08:00 утра, заканчивается в 17:00. Есть три перерыва: на обед и перекуры. Даже зарплату платят – МРОТ. И практически все трудоустроены. Часть заработной платы идет на оплату электричества. Так что не за все платит государство. Деньги зачисляются на счет. На них покупаются чай, сигареты, прокладки, обувь, средства гигиены. Все, что может понадобиться. Кстати, в тюрьме есть свой магазин. Ассортимент не самый большой, только самое необходимое.
На следующий день после посещения колонии мне казалось, что они слишком хорошо живут. Убийцы, воровки, распространители наркотиков имеют права, свободное время, могут развлекаться и есть вкусную еду, им платят деньги за работу, а государство их полностью обеспечивает. Потом вспомнилась поговорка: "От сумы и от тюрьмы не зарекайся". За колючей проволокой не настоящая жизнь – имитация. И не дай бог там оказаться не по работе. И еще: не судите и не судимы будете.