Еврейские женщины (115 фото)
Нечего доказывать – их ведь не спасёшь
''Группа евреев просит разрешения поселиться в Египте''
Эдвард Джон Пойнтер, 1867 г. ''Израиль в Египте''
''Рабыни и проститутки Египта''
Исходя из положения евреев в Египте, легко представить, что на этой картине еврейки рядом с сирийками, египтянками и т.д.
Поль Доре, 1866 г. ''Египтяне просят Моисея покинуть страну''
Дэфид Робертс, 1830 г. ''Израильтяне покидают Египет''
''Великий исход евреев из Египта''
Бытует версия, что изначально традиция праздновать Пасху пошла от еврейского народа и была связана с освобождением евреев из египетского рабства пророком Моисеем. Тогда название этого праздника звучало как Песах – ''проходить'', в значении ''избавлять'', ''щадить''. Празднование Пасхи у евреев проходило 7 дней, которые каждый правоверный иудей должен был провести в Иерусалиме. В память об исходе из Египта, в день Пасхи у евреев практиковалось ритуальное заклание в Храме однолетнего ягненка мужского пола, без порока, которого потом запекали на огне, и съедали полностью, не преломив костей, с опресноками (пресным хлебом – мацой) и горькими травами в семейном кругу в пасхальный вечер. Этот агнец так и назывался – Пасха – и служил прообразом Спасителя и напоминанием о его грядущем приходе. Горькие травы символизировали горечь египетского рабства. Также в пасхальный вечер семья употребляла в пищу кашицу из фруктов и орехов и четыре бокала вина, а отец семейства рассказывал за праздничным столом историю об исходе евреев из египетского рабства. Хлеб, как уже было сказано, употреблялся только пресный – в память о том, что евреи с большой спешкой выходили из Египта и не успели заквасить хлеб. После Пасха была приобрела совсем иное значение. Теперь Пасха являла собой прообраз смерти и Воскресения Христа
Котарбинский Вильгельм Александрович. ''Переход евреев через Черное море''
''Эсфирь''
Есфирь, или Эсфирь (ивр. אסתר, Эстер) — главная героиня одноимённой книги Танаха (Ветхого Завета) и событий связанных с праздником Пурим. Одна из знаменитых библейских женщин.
Эсфирь (прежде Гадасса) , дочь еврейского народа, была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Она очаровала своим обаянием персидского царя, но не сказала, что она еврейка. Возвышение иудейки возбудило злобу у некоторых придворных персов и особенно у Амана — амаликитянина. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Эсфирь явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Эсфирь так хорошо охмурила царя Персии, что он ей отдал печать и позволил выпустить указ, что евреям в качестве самозащиты можно убивать персов. И вот в день ''Х'', когда намечалось нападение персов на евреев, евреи, согласно Указу, напали первыми. Они истребили 80 000 персов. Амана, конечно, сразу убили (или раньше) . Но в одном округе убили только 500 персов и Эсфирь попросила царя дать еще один день. Тогда они наверстали упущенное и еще повесили на деревьях 10 сыновей Амана, правда мертвых, убитых накануне. С тех пор Евреи празднуют праздник - ''День Отмщения''. В тот год, когда Цеткин решила учредить женский день, Пурим приходился на 8 марта. Так что, фактически мы все празднуем Пурим, посвященный героине еврейского народа Эсфири и надо заметить, что крымский Референдум выпадал (по случайному, или нет, стечению обстоятельств), как - раз, на Пурим (по плавающему календарю), а некогда группа влиятельных евреев мечтали создать ''Крымскую Калифорнию'' за счет Крыма, Сочи и некоторых российских и иных городов (сообщает ряд историков)
Пальма Джованни, 16 век. ''Иаиль''
Возможно, вы никогда не слышали об Иаили (горная коза): её единственной ролью в Библии было добиться доверия человека и убить его. Иаиль, жена Хевера, была из племени кенеев, родственных иудеям, они тоже были кочевыми пастухами. В битве между израильской и ханаанской армиями в Святой войне победа осталась за израильтянами, перебившими всех воинов противника. Сбежать удалось только Сисаре — военачальнику армии. Спасаясь от преследователей, в пустыне он наткнулюся на палатку союзника — Хевера Кенеянина. Жена Хевера, Иаиль, выбежала навстречу Сисаре, проводила в палатку и заверила, что он в безопасности. Затем Иаиль дождалась пока гость уснёт, подкралась к спящему и вогнала кол от шатра ему в висок, пригвоздив голову к земле. Эффектную сцену прославившего ее деяния (забивания кола в висок спящему мужику) очень полюбили художники, особенно периода маньеризма, впрочем, как и других периодов
''Великий исход евреев - сефардов из Испании'', 1492 г
Микола Пимоненко, 1899 г. ''Жертва фанатизма''
Эта социально-обличительная картина была создана художником после того, как он прочитал в газете о избиении членами иудейской общины девушки, которая полюбила кузнеца-украинца и перешла в христианство. Взволнованный этой заметкой, художник перед написанием картины посетил местечко Кременец на Волыни, где сделал много эскизов с натуры.
Сюжет картины
Молодая девушка в разорванной рубашке, спасаясь от разъярённой толпы, прижалась к забору, на шее виден крест. Прямо против неё стоит потрясающий кулаками человек в иудейской ритуальной одежде — помимо кипы на нём тфилин и талит. Остальные жители местечка одеты обыденно. Многие из них вооружились палками, зонтиками и ухватами. Родители девушки находятся несколько в стороне: мать рыдает, отвернувшись от дочери, а отец поднял правую руку в знак отречения от дочери.
Картина выполнена маслом на холсте. В настоящее время находится в экспозиции Национального художественного музея Украины
Моисей Маймон, 1893 г. ''Марраны (Тайный седер в Испании во времена инквизиции)''
''Cлепой со скрипкой'', 1926 г
Вера Комиссаржевская
Розалия Залкинд. Землячка. Фурия красного террора
Жена Климента Ворошилова Голда Горбман
Голда ради брака с Климентом пошла на полный разрыв всех отношений с семьей – она приняла крещение и стала Екатериной. Когда об этом стало известно в ее родном поселке Мардаровка, то раввин местной синагоги, собрав всех жителей поселка, предал Голду ритуальному ''херему'' - проклятию на веки вечные, а на местном кладбище появилась условная могилка девушки, к которой безутешная мать приходила помянуть «умершую» дочь.
Жены многих известных революционеров и будущих советских вождей были еврейками.
В конце 1948 года Сталин приказал арестовать всех жен-евреек ближайших своих соратников. В заключении оказались Жемчужина, жена члена политбюро Андрея Андреева Дора Хазан, жена Александра Поскребышева Бронислава Соломоновна. Жемчужину выпустили только после смерти Сталина. Жены-еврейки были у Николая Бухарина, Сергея Кирова, Николая Ежова, Алексея Рыкова и даже у сына Сталина Якова Джугашвили
Жена Якова Джукашвили (сын Сталина) Юлия (Юдифь) Исааковна Мельцер
Жена Николая Ежова Суламифь Соломоновна Хаютина (Файгенберг)
Некоторые историки пишут, что Николай Ежов был предельно жестоким, но на редкость трусоватым. Он отправлял в лагеря и ставил к стенке тысячи людей, но не мог ничего противопоставить тем, к кому его ''хозяин'' был неравнодушен. Так, в 1938 году Михаил Шолохов совершенно безнаказанно сожительствовал с законной супругой Ежова Суламифью Соломоновной Хаютиной (Файгенберг).
Любовные встречи проходили в номерах московских гостиниц и прослушивались спец-аппаратурой. Распечатки записей интимных подробностей регулярно ложились на стол наркома. Ежов не вытерпел и велел отравить супругу. С Шолоховым же предпочел не связываться
Жена Николая Бухарина Анна Ларина
Жена Андрея Андреева Дора Хазан
Жена Сергея Кирова Мария Львовна Маркус
Жена Александра Поскребышева Бронислава Соломоновна
Жена Алексея Рыкова Нина Перли
Национальные костюмы
Еврейский национальный костюм разнится от страны к стране. Особенно женский. Почти не удалось найти современных фото, большинство с выставки
Еврейка в Палестине
Иудейки Магриба на снимках Жана Безансено, первая половина XX века
Фотограф Жан Безансено очень интересовался костюмами и нарядами иудеев, проживающих на территории Магриба (регион в северной Африке к западу от Египта, куда входят Марокко, Тунис, Алжир и другие страны), и оставил после своей смерти в 1992 году большое количество фотографий одежды и украшений евреек и берберок
Костюм ашкеназской еврейки
Полный комплект женской одежды ашкеназской еврейки. Описание еврейской женской одежды Могилевской губернии конца 18 века: Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук - важная деталь. Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками! Так сильны были суеверия! Поверх блузки – корсаж на шнуровке. Поверх корсажа – галебанд (раньше это был шейный платок, закрывавший грудь, а со временем трансформировавшийся в своеобразный нагрудник), а поверх галебанда – нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком – шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты – бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок – тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Вместо подушечек на бинды могли быть пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем, волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением.
Имелся и особо праздничный головной убор – штернтихл ( звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO (фото ниже). Справа от него – шитые жемчугом височные подушечки. Штернтихл шили из двух плотных лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями - вот это и были "звезды". Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.
Харкктерным головным убором был также чепчик – купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или – в некоторых областях – штукой под названием "харбинд" – волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.
На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь – что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.
В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав "ужасным". Дело в том, что парики в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые – богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные мочалки. Со временем их сменили "шайтл" (парики) из натуральных волос, еще позже – из синтетических нитей
Ашкеназские еврейки на свадьбе
Польская еврейка
Костюм невесты, горские евреи, Дербент, Дагестанская обл., начало XX века
Евреики Бухары, Самарканда и Коканда
Место неизвестно
Израильский магазин
Позиционируется, как национальная одежда