С юбилеем! (12 фото)
Па́вел Григо́рьевич Чухра́й (14 октября 1946) — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, оператор, руководитель секции режиссуры Российской Академии кинематографических искусств, член правления киностудии «Мосфильм», член Европейской Академии кино и телевидения.
Народный артист Российской Федерации (2006), Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Премии Ленинского Комсомола, кавалер ордена Почета.
Павел Чухрай, сын режиссера Григория Чухрая, родился 14 октября 1946 года в поселке Быково Московской области. Семья жила в коммуналке, где всегда толпились друзья.… Павел был «ребенком двора»: вечно драки - одни дома с другими, с криками «ура», с какими-то кольями. Родители, правда, довольно легко к этому относились.
В кино Павел Чухрай влюбился, как только начал себя осознавать. Это его очень ранняя любовь. Отец, Григорий Чухрай, после ВГИКа попал на Киностудию имени Довженко, где семья жила в общежитии прямо на ее территории, и детство прошло в этом киношном мире. Он бродил по павильонам, заходил в проекционные залы смотреть материал, в лаборатории, где делали копии фильмов. Это был очень интересный мир.
Донской снимал «Мать» с Алексеем Баталовым, который был еще студентом, Параджанов – «Андрияш», Алов и Наумов – «Тревожную молодость»... Мальчик играл в тех декорациях. И безумно завидовал детям, которых приглашали на роли. Он чувствовал себя хозяином студии: меня все знали, везде пускали, а в кино, все же, брали других.
Павел был нефотогеничный, да и отец был против. Несколько раз, правда, парня звали на какие-то эпизодики, на озвучание, но отец старался этого не допускать. Впрочем, однажды Павел все-таки попал в картину про Западную Украину.
У родителей был приятель Генрих Габай. И вот как-то он пришел ночью и сказал отцу: «Гриша, выручай! У нас мальчик заболел, срочно нужна замена». Парня разбудили и отправили на ночные съемки. Надели на него национальный костюм, шляпу соломенную, и он был безумно горд. Снимался эпизод свадьбы, где надо было есть курицу. Когда 12 дублей подряд Павел ел курицу, которую уже видеть не мог, то понял, что актерская профессия - не только развлечение.
В доме отца бывали - Михаил Ромм, Анджей Вайда, Джузеппе Де Сантис, которых мальчик очень любил и уважал, и которые безо всякого пафоса всю жизнь жили по совести. Когда ты такое видишь не в кино, не в книжке, а в действительности, это производит очень сильное впечатление. На их примере Павел Чухрай, кстати, понял одну вещь: циничным быть легко, но на самом деле это слабая позиция.
Свою деятельность в кино Павел Чухрай начинал с работы радиомонтажника на «Мосфильме», затем работал осветителем на учебной киностудии ВГИК. В 1969 году Павел окончил операторский факультет, мастерскую Б.Волчека, а в 1974-м – режиссерский факультет ВГИКа, мастерскую И.Таланкина. Диплом защитил короткометражным фильмом «Вольному воля».
По окончании института стал работать режиссером киностудии «Мосфильм». Дебютировал Павел Чухрай картиной «Ты иногда вспоминай», по повести В.Кунина «Местная анестезия», единодушно признанной критикой неудачной. Вторая работа – «Люди в океане», сделанная на пересечении жанров фильма-катастрофы и так называемого политического фильма, имела зрительский успех и принесла режиссеру известность.
На волне общего интереса к так называемой молодежной проблематике Чухрай снял одну из лучших своих картин «Клетка для канареек», по пьесе А.Сергеева «Случай на вокзале». В камерной драме с двумя действующими лицами, единством времени и места действия чувствовалась неподдельная тревога за «молчаливое», «потерянное» поколение восьмидесятников. В сюжете с криминальными мотивами, вопреки входившей в моду «чернухе», доминировала трогательная лирическая нота. Чухрай решил сложную режиссерскую задачу, вписав игровой актерский дуэт в почти документальную среду вокзала с его будничной суетой.
Большой интерес отечественной и международной зрительской аудитории, а также специалистов, вызвал фильм Павла Чухрая «Вор» (1997) с Владимиром Машковым в главной роли. Многие заметили, что картина «Вор» чем-то напоминает старое кино, в частности «Похитителей велосипедов». Да и неудивительно, режиссер просто обратился к опыту своей жизни. «Вор» - это его раннее детство, воспоминания, которые ему хотелось материализовать на экране. Ведь кино тоже становится частью нашего жизненного опыта, даже не всегда такое великое, как кино Бергмана, Феллини или Тарковского.
Успех «Вора» объясняется не только интересным жанром – ретро, мелодрама и криминальная драма, – но и вызовом, брошенным, опять-таки в духе времени, киномифологии, в том числе и фильмам Чухрая - отца. Заглавный герой картины намеренно разрушает представление о «поколении победителей» Великой Отечественной, а сюжет фильма в целом – послевоенное отношение народа и власти. Но дело даже и не в сюжете, а скорее в атмосфере той поры.
Чухрай снял балладу о своем ровеснике - о мальчишке. Именно он - главный герой картины, а вовсе не Толян в исполнении Машкова. И если кто-то этого не понимает, значит, что-то не получилось. «Конечно, этот персонаж - вора - я тоже люблю. Я старался его понять, простить ему какие-то вещи, потому что убежден, что многие из тех, кого видим нынче по ТВ, гораздо хуже Толяна. Я смотрю сегодняшнее ТВ, где редкое ток-шоу обходится, к примеру, без такого политика, как Жириновский, и думаю: ей-богу, мой вор лучше», - улыбается режиссер
В 2004 году Павел Чухрай снял картину «Водитель для Веры». Шестидесятые годы врезались в память очень живо, и режиссеру хотелось рассказать о своем юношеском восприятии мира. Рассказать любовную драматическую историю на фоне яркой солнечной атмосферы Крыма, радостной, красивой и цветной. Крым здесь - один из героев фильма.
Просто режиссер столкнул эти два пласта - яркую солнечную картинку, внешнее благополучие и внутреннюю драму своих героев. Поэтому фильм жизнерадостен по «картинке», а человеческие отношения замешиваются довольно круто и драматично. Ведь в нашей стране при всех изменениях многое остается прежним. Что - то одновременно и хорошо, и плохо. Вот режиссер и попытался рассказать, что, в какую бы эпоху мы ни жили, с одной стороны всегда будут и великодушие, и честность, и человеческое тепло, и любовь, а с другой - перемалывающая жизнь жестокая игра, в которую вовлечены герои.
Зрителей тронула повесть о славном генерале, волею судеб попавшем в жернова истории, честном человеке, который должен жертвовать во имя «государственных» интересов, и его молодом водителе. Главные роли в фильме исполнили Андрей Панин, Алена Бабенко и Игорь Петренко. Нельзя не отметить потрясающую игру Богдана Ступки в роли опального генерала. Это не было случайным попаданием в яблочко.
Павлу Чухраю было важно, чтобы эту роль сыграл именно Ступка, потому что ему не нужно было ничего объяснять, потому что он ту жизнь знает не понаслышке. Изнутри знает и людей этих, и эту бюрократическую машинерию. Он четко понимал, кого играет и что играет.
А одной из главных его работ, по словам самого режиссёра, стала картина «Дети из бездны» (2002) - это один из восьми документальных фильмов международного проекта Стивена Спилберга «Прерванное молчание», посвященного Холокосту.
Среди последних работ Чухрая-режиссёра - комедия «Русская игра» (2007) по пьесе Н.Гоголя «Игроки» и историческая лента «Москва 400» (2012).
Помимо съемок Павел Григорьевич известен и как талантливый телеведущий таких передач как: «Великая иллюзия», «Серпантин», «Кинопанорама». Также в разные годы он был секретарём Союза кинематографистов СССР, главой гильдии режиссёров, а сегодня является руководителем секции режиссуры Российской Академии кинематографических искусств, членом правления киностудии «Мосфильм» и членом Европейской Академии кино и телевидения.
В настоящее время Павел Григорьевич Чухрай продолжает работу над новыми картинами, полон творческих планов, живёт и работает в Москве.