Сильнейшие женщины прошлой эпохи (8 фото)
Минерва
Были и такие силачки, которые подбрасывали и ловили тяжелые гири и приглашали мужчин из публики повторить эти упражнения; очень немногие могли это сделать, даже приподнять эти гири не все могли. Женщины канатом удерживали упряжки лошадей, поднимали телеги, руками разрывали толстые пачки бумаги, а в поздние времена — телефонные книги, они ломали пополам гвозди и железные прутья, они танцевали вальс с тремя мужчинами на плечах. Гвоздь программы: женщина, поднимающая и удерживающая на весу группу людей.
Минерва. Джозефина Блатт, урожденная Шауэр («Минерва»). Американская силачка и рекордсменка мира по тяжелой атлетике (1869-1823). При росте 173 см она весила 75 кг, ее бицепсы имели в окружности 45 см (впрочем, ее муж в интервью после ее смерти утверждал, что он с ней был одного веса, а именно 204 кг). В 1889 она вышла замуж за местного силача, и они стали выступать с совместными силовыми упражнениями вплоть до 1910 года. В течение 1890х-1900х годов Минерва работала с различными тяжелоатлетическими номерами и участвовала в турне по штатам Америки и по Европе. В своих представлениях она голыми руками ломала подковы, разрывала железные цепи на своей груди, ловила пушечные ядра весом 11кг, которыми выстреливала пушка с расстояния 10 метров от нее, руками поднимала стул с сидящим на нем человеком весом 60кг и поднимала его перед собой на вытянутых руках. Она могла одним пальцем поднять на веревке камень весом 165 кг, привязанный за кольцо, надетое на палец. В апреле 1895 года в театре Бижу в Хобокене Минерва встала на высокую платформу и ее тело прикрепили ремнями к другой, находящейся под ней платформе с 23 мужчинами суммарного веса (включая платформу и канаты) 1650 кг. Минерва подняла платформу над полом. Тем не менее, некоторые спортивные специалисты сомневаются в реальности этого рекорда.
Вулкана
Вулкана (Кейт Виллямс), урожденная Вилльямс, знаменитая силачка-легковеска, родилась в 1883 году в Уэльсе у родителей-ирландцев. В юности она любила бегать без остановки, лазать по деревьям и делать все то, что девочкам не положено было делать. Когда она училась в средней школе, она удивляла одноклассников тем, что переносила увесистый школьный музыкальный орган. Вместе с силачом Уильямом Хедли Робертсом (больше известным как Атлас), Кейт гастролировала по мюзик-холлам Британии, Европы и Австралии с силовым представлением «Атлас и Вулкана, группа атлетического содружества». Атлас и Вулкана представлялись публике братом и сестрой, хотя на самом деле долго жили гражданским браком, имея детей, которых они возили с собой на гастроли. Кейт приняла артистическое имя Вулкана, выступая с силовыми номерами в «Английском мюзик-холле» (одна и вместе с Атласом). Ее специальностью стало таскать мужчин.
Вершины спортивной формы и популярности Вулкана достигла примерно в 1910 году. В мае 1913 года, в Театре Хаггара в Янелли, Уэльс, Сандвина состязалась в силе с другой выдающейся силачкой, Ательдой. Вулкана сумела поднять штангу, которую Ательда не сумела поднять, затратив на попытки 25 минут. Вулкана имела шумный успех во Франции, когда она потрясла посетителей тяжелоатлетического клуба Франции в Париже своими силовыми упражнениями. «Отец французского бодибилдинга», профессор Эдмонд Десбоне наградил Вулкану медалью, а ее фотография украсила обложку журнала «Женский Спорт». За свою карьеру Вулкана была награждена более, чем сотней медалей. Ее лучшее запротоколированное силовое достижение: она выжимала правой рукой 56.4 кг (некоторые специалисты считают, что ее рекорд 66 кг).
Хотя ее номера были типичными номерами силачки и не были новаторскими, Вулкана была первой, включившей в репертуар трюк «Надгробие Геркулеса», который до нее могли исполнить очень немногие мужчины. Номер заключался в том, исполнитель становился в позицию «заднего моста» — животом кверху, опираясь руками и ногами о пол, а ему на живот ставилась большая платформа. Затем на эту платформу заезжали две лошади с наездниками и находились там в течение нескольких секунд. Она убеждала женщин заниматься своим физическим развитием. Она боролась с традицией носить корсеты, доказывая, что эта женская принадлежность неестественна и являлась пыткой для пробабушек ее эпохи. Существовало немало легенд о ее силе и смелости. В 1898 году, на улице Бристоля 13-летняя Кэтти увидела, что взбесившаяся лошадь мчит кеб без кучера, в котором сидит женщина с ребенком. Кэтти бросилась навстречу лошади и повисла на вожжах. На помощь подоспели прохожие, и кеб был остановлен. В 1901 году в Лондоне она сумела освободить застрявшую повозку, приподняв ее на глазах изумленной публики. Однажды в Париже она задержала вора, схватила его и силой привела в полицейский участок. Она получала награды за то, что спасла тонущих детей и вывела лошадей из горящего Эдинбургского театра, получив серьезные ожоги. За этот подвиг городские власти объявили ей благодарность и вручили награду
В 1920-е годы Вулкана и Атлас с семьей переехали на постоянное жительство в Лондон. Вулкана закончила выступления в 1932 году. В 1939 году ее сбил автомобиль, после чего она долго пребывала без сознания, а врачи посчитали ее мертвой. Она прожила еще несколько лет с поврежденным мозгом, ненамного пережив Атласа и младшую дочь, скончавшихся, как и она в 1946 году.
Кейт была физически сильна и физически красива, но без той агрессивности и высокомерия, присущих некоторым мускулистым дамам, из-за которых многие считали, что физическая сила и женственность несовместимы. Вулкана убеждала женщин уделять внимание собственному физическому развитию. Журнал «Здоровье и Сила (Health and Strength») в 1904 писал: «Вулкана — истинная Венера формы»
Атлета
Атлета (Ван Хуффелен). Дочь и внучка атлетов, она родилась в 1868 году в Анверсе, Бельгия и получила имя, которое она впоследствии полностью оправдала. В 18 лет она вышла замуж за Го Хуффелена, и родила троих дочерей — Браду, Луизу и Анну, которые пошли по стопам матери. При абсолютно гармоничном телосложении Атлета имела следующие антропометрические данные в возрасте 30 лет: рост — 170 см, вес — 73 кг, окружность грудной клетки — 102 см, талия — 68 см, бицепс — 42 см, бедро — 61 см, икры – 43 см, предплечье — 30 см, шея — 38 см. В 1886 году, в возрасте 18 лет Атлета участвовала в тяжелоатлетическом представлении в брюссельском театре «Эден Алгамбра» в Брюсселе, манипулируя тяжестями. После первых успешных выступлений в Бельгии Атлета поехала в Англию, где ее ждал не меньший успех. Впоследствии она объездила всю Европу и Америку, демонстрируя упражнения с тяжестями. Атлета участвовала в бесчисленных представлениях, манипулируя самыми различными тяжестями. Например, она танцевала сразу с тремя мужчинами, сидящими у нее на плечах, переносила на плечах тяжелый брус с висящими на нем четырьмя мужчинами, одетыми в солдатскую форму… В 1905 году, заработав значительную сумму, Атлета решила закончить свои выступления и построила замок «Деревня Атлеты» в сельской местности около Анвера и жила там с мужем и дочерьми. Некоторые личные рекорды Атлеты таковы: толчок двумя руками — 90 кг, рывок одной рукой — 49 кг, в течение минуты на вытянутой руке на ладони она удерживала большой кирпич весом 19,6 кг. По нынешним канонам красоты Атлета не смогла бы добиться успеха на конкурсе красоты, и тем не менее, она до сих остается образцом гармонично развитой, сильной и красивой женщины.
Продолжая дело своей знаменитой матери, Атлеты, ее дочери, Брада, Луиза и Анна также выступали с силовыми номерами. Сначала они выступали совместно с матерью, а затем как самостоятельное трио — в знаменитом парижском ночном клубе «Folies Bergere» (безумные пастухи). Тем не менее, они не сумели достичь славы своей матери. В 1905 году, когда Атлета посетила «Французский клуб тяжелой атлетики», восемнадцатилетняя старшая дочь Брада (170см/70кг) поднимала над головой чушку весом 70 кг; Луиза шестнадцати лет (168см/40кг) поднимала 40кг, а младшая Анна четырнадцати лет (165см) поднимала 50 кг над головой и 55 кг — до уровня плеч.
Агафья Родионовна Завидна
Агафья Родионовна Завидна родилась в с. Сулицком в 1890 г. в многодетной семье – у нее была сестра и четыре брата. Хотя, впрочем, в те времена это было нормой. Агафья, как и ее брат Кирилл, отличалась отменными физическими данными. Она имела рост 190 см и вес 170 кг. При этом была миловидна, с кучерявыми волосиками.
Когда ей исполнилось 12 лет, мать отдала девочку в услужение владелице гостиницы мадам Юшковой. Однажды Гаша услышала, как хозяева составляют список грузчиков для перестановки мебели в номерах. Решив угодить своим господам, она в их отсутствие легко выполнила заказ, предназначавшийся шести здоровым мужикам. Когда хозяйка вернулась с базара и увидела, что неподъемные комоды и шкафы стоят на новых местах, ее едва не хватил удар. «Гаша, кто у нас был?» — в изумлении воскликнула женщина. «Никого, я сама все передвинула. А разве я что-то не туда поставила?» — испуганно спросила Агафья. Юшкова перекрестилась и стала дорожить служанкой еще больше. Но девочке была уготована другая судьба. Как-то в Никополь с цирковым представлением приехал Иван Поддубный и поселился в номерах у Юшковой. Однажды артисты труппы заметили, что маленькая служанка то и дело подбегает к гирям, оставленным циркачами на гостиничном подворье, и играет ими, как мячиком. Об этом было доложено Поддубному. Иван Поддубный начал выяснять – кто сей феномен? Решив выкупить чудо-ребенка у родителей, он явился в дом Завидных, где застал маму Агафьи Федору Лукьяновну. — Бабушка Федора мне рассказывала, что спросила у Поддубного: «А чему вы будете ее учить: шить или вышивать?», — вспоминает Надежда Кирилловна, племянница Агафьи Завидной. — Поддубный улыбнулся: «Ни тому, ни другому! Мы будем учить ее борьбе!» — «Ой-ой-ой! — сказала бабуля. — Отдать ребенка на такое я не могу!». Но Поддубный стал ее уговаривать: «Мама, не портите дочке жизнь. Я сделаю из нее хорошую циркачку. А вам дам денег на год вперед». Бабушка была упрямой, но тут заколебалась: «Давай деньги. Но если обидишь дитя, я тебя и на том свете достану!»
К 17 годам ученица вошла в сок и даже превзошла физическими данными своего учителя. Ее рост достиг 190 сантиметров, вес — 150-ти килограммов. При этом размер ноги у богатырши был непропорционально маленьким для ее веса — тридцать седьмой. Зато размер груди, заканчивавшейся где-то у пояса, говорят, даже не поддавался измерению. Тучное тело венчала хорошенькая головка с кудрявыми русыми волосами, большими голубыми глазами, ямочками на щеках и чувственными губками бантиком. Представители мужского пола всех возрастов и сословий млели при взгляде на этот немыслимый гибрид могучей женской плоти с невинным, почти детским лицом.
Шесть лет Агафья работал в труппе борца. Она исполняла силовые номера: одной рукой выжимала две пудовые гири, делала мостик, выдерживала на себе вес восьми человек, крутила на плечах «карусель» с рельсом, на который цеплялось по четыре человека. На ее грудях молотобойцы разбивали огромный камень. Завидная легко разрывала цепи, гнула подковы, скручивала железные прутья в пружину, поднимала зубами стул с сидевшим на нем человеком. Надо сказать, что при своем весе Агаша была достаточно гибкой. Она могла сделать «мостик» и удерживать сверху восемь человек!
Мало кто из женщин осмеливался бороться с ней. Она часто и успешно боролась с мужчинами, такие схватки являлись дополнением к ее силовым трюкам. После показа нечеловеческих возможностей «бабы-геркулеса» конферансье цирка торжественно произносил: «Перед вами сильнейшая в мире женщина, которая способна побороть любого мужчину. Агафья Завидная бросает вызов мужчинам, сидящим в зале! Если здесь есть настоящий мужчина, прошу его выйти на арену»… Не надо быть глубоко проницательным, чтобы угадать, чем заканчивались такие схватки… Агафья не очень-то жалела мужчин, и некоторые из них, примятые мощной дамой, не могли подняться без посторонней помощи. Редкое выступление юной дивы обходилось без того, чтобы ее не осыпали золотыми монетами и подарками. Но Агаша, не обращала внимания на рой мужчин вокруг нее и была сосредоточена только на работе. И вдруг на пике грандиозного успеха Агафья приняла решение разорвать контракт, девушке попросту надоело держаться в тени великого патрона, который даже не удосуживался поместить ее имя на афишах. Родственники же Агафьи были убеждены: ссора произошла на почве любви. Правда, кто кого отверг, так и осталось тайной. Как бы там ни было, Поддубный якобы очень обиделся. И клятвенно пообещал… убить циркачку, если та когда-нибудь встретится на его пути. Правда, спустя какое-то время учитель одумался и приехал в Никополь, чтобы увидеться с бывшей воспитанницей. Но та уже гастролировала в Пруссии. Вырвавшись на свободу, Агафья сама стала устраивать свои выступления, — рассказывает Любовь Варивода. — Царь Николай Второй, восхищенный ее силовыми номерами, дал аудиенцию своей подданной и сказал: «Просите сколько угодно золота за ваш талант». На что Агафья, избалованная деньгами и славой, ответила: «Мне ваши побрякушки не нужны!» — и попросила взамен золота свободный проезд за границу. Одновременно с цирковыми выступлениями, которые силачка давала в России и странах Западной Европы, она выступала на чемпионатах по французской борьбе, одерживая верх над именитыми соперниками — мужчинами. Безусловно, ее ждала яркая судьба. Завидна ездила самостоятельно на гастроли в Персию и Турцию, вызывая необоримую страсть и любовь у восточных мужчин. Не один предлагал ей свое сердце и кошелек. Но Агафья Родионовна предпочла арену. Перед Первой мировой войной она – единственная в Российской империи женщина(!) – получила патент на право проведения чемпионатов по французской борьбе. Но тут грянула революция. В суете тех мятежных лет потерялись многие талантливые личности. Иван Поддубный, чье имя еще до революции стало легендой, органично влился в новую жизнь, продолжая блистательно выступать на многих международных турнирах уже в качестве посланника Страны Советов. В то время как о богатырше из захолустного украинского городка советская власть попросту забыла. После 1917 года Завидна бежит из голодного Петрограда в более или менее сытый Никополь. Здесь она продолжает свои выступления, выезжая в города и села Екатеринославской и Херсонской губерний. Поездки были опасны, бандиты не раз забирали у неё выручку, а махновцы даже хотели расстрелять. Но надо же было как-то жить.
Марк, единственный из всех братьев и сестер, стал поверенным Агафьи во многих делах. Это ему она доверяла свои тайны, в том числе и самую заветную — о местонахождении солидного капитала, заработанного за годы гастролей. Однажды старшая сестра сняла с шеи цепочку с висящим на ней миниатюрным золотым ключиком. Легко вставив его в замазанное краской крохотное отверстие в гире, она повернула ключ и высыпала оттуда горку сверкающих драгоценностей.
Полностью доверившись брату, Агафья сделала его своим импресарио и стала брать в поездки по Никопольщине и Херсонщине. Заработки, конечно, были уже не те. Но каждый раз, уезжая с гастролей, Марк грузил на подводу натуроплату — кур или зарезанного бычка, а Гаша, заехав далеко в поле, доставала из выреза платья какое-никакое золотишко и заталкивала его в углубление гири. И все же, как они ни таились, слава о немыслимом богатстве циркачки бежала впереди них. Поэтому, когда началась гражданская война, не было дня, чтобы их подводу не останавливали бандиты.
Перевернув повозку вверх дном, грабители убирались восвояси, не подозревая, что тайник находился у них перед носом — в гире, небрежно валявшейся на дне телеги. Однажды, не найдя денег и золота, кто-то из бандитов с досады ранил женщину в ногу. Пуля кость не задела, и уже на следующий день циркачка давала представление в Никополе. Зрители, узнавшие об этом случае, восхищались землячкой: дескать, нашей Агафье пуля, что слону дробина!.. Но вдруг силачку оставило везение.
В 1923 году тетушка выступала в соседнем селе, где жил ее ухажер по фамилии Шпонька, который долго ее добивался, — рассказывает Надежда. — Это был высокий красивый мужчина, милиционер, приходивший на все выступления Агафьи с оружием. Все в округе знали, что Агафья презирает мужчин и не знается с ними, но Шпонька, по-видимому, решил, что для него она сделает исключение. В тот день он «принял на грудь» и спрятался за кулисами, ожидая, пока тетка закончит выступление. Когда Агаша кланялась публике, Шпонька, впервые увидев ее сзади, воскликнул: «Ну и Гапка!» А тетушка очень не любила, когда ее так называли. Зайдя за кулисы, она двинулась на Шпоньку с таким лицом, что тот с перепугу… стал отстреливаться.
Рухнув на пол, Агафья с удивлением приложила руку к груди, из которой хлестала кровь. Никогда ничем не болевшая, она даже до конца не поняла, что произошло. Прибежавший Марк вместе со зрителями погрузил сестру на подводу и повез ее к местному лекарю. Провалявшись в постели полгода, женщина уехала в Сухуми, надеясь там поправиться окончательно. Но раздробленное плечо и раненое легкое давали о себе знать. Агафья стала преподавать борьбу в одном из тамошних спортивных клубов, два года после случившегося пыталась еще выезжать на гастроли. Однако силы были уже не те.
Осознав, что ее карьере пришел конец, она вернулась в Никополь и, пожив там немного, уехала в Ленинград, бросив на прощание родным: «Я в этой помойной яме умирать не буду!».
Город на Неве, где она не раз переживала громкий триумф, остался равнодушен к списанной в тираж силачке. Сняв квартиру, Агафья стала жить уединенной, замкнутой жизнью, она так и не обзавелась мужем и детьми. Гордячка Агафья, ничего и никого в жизни не боявшаяся, вдруг испугалась, что умрет в полном одиночестве. Она подружилась с местным священником и, отдав ему часть состояния из своих тайников, попросила похоронить достойно в случае смерти.
На стареющий организм навалились болезни. После очередной операции у женщины началось заражение крови.
«Это случилось в 1934 году, когда женщине приблизительно было около пятидесяти (точная дата рождения Агафьи музейными работниками не установлена). Умирала она со злостью и страшной обидой на мир. Медсестры говорили, что без содрогания на это было смотреть невозможно. Агаша металась по постели, рычала от бессилия и готова была что-то раздавить, разрушить, настолько не могла смириться с мыслью о смерти. Если бы не ранения, она жила бы до сих пор. Ведь ее мама прожила 90 лет, а папа — 117! Врачи, которые изучали ее организм, говорили, что он рассчитан на 150 лет жизни. Когда Агаша умерла (а это случилось почти одновременно с гибелью Кирова), священник прислал телеграмму нам в Никополь. Отец мне рассказывал, что в этот день обвалился в доме дымоход и умерла одна из моих сестер-двойняшек».
Родня стала готовиться к похоронам девочки, и в Ленинград никто выехать не смог. Когда брат Марк приехал в Ленинград и наведался в больницу, медсестры рассказали, что Агашу похоронили красиво, якобы даже на территории церкви, но какой, никто не знал. Не смогли в больнице ничего рассказать и о том, куда девались драгоценности, которые были на Агафье. Пропал старинный широкий золотой браслет, подаренный одним из ее поклонников-арабов, и кольцо с бриллиантом. Исчезла золотая цепочка, на которой висел миниатюрный ключик от гирь-тайников.
Марк поехал на ленинградскую квартиру сестры, но хозяева сообщили, что никакой Агафьи не знают. Не нашел он и место захоронения усопшей. И после недели безуспешных поисков вернулся в Никополь.
Смерть великой силачки прошла в стране незамеченной.
Луисита Леерс
Луисита Леерс (Луиза Крёкель), (урожденная Луиза Крокель) родилась в Висбадене, Германия, в 1909 году. Будучи физически сильной, она прославилась необычными упражнениями воздушной акробатики. Люсита не знала своего биологического отца, который бросил семью, когда девочке было 2 года. Ее мать вторично вышла замуж за воздушного акробата Гвидо Крокеля. Гвидо позаботился о воспитании Люситы, но без излишних нежностей и натренировал ее так, что она стала сделал из нее выдающуюся силачку. Профессиональный дебют Люситы состоялся 8 марта 1920 года в Кёльне, когда девочке было всего 11 лет. Тогда она работала в цепочке воздушных акробатов. Вскоре, она уже способна была выполнить одной рукой «планш» и «железный крест» (стояние на одной руке, что до нее исполняли только мужчины), а также была способна держать на одной руке своего отчима. В 1926 году она начала сольные выступления, ее первый сольный номер состоял в силовых упражнениях на трапеции, к котором она демонстрировала необычную для женщины силу. Ее необычный номер быстро принес ей широкую известность и ее стали приглашать в самые престижные цирки и варьете – от Винтергардена до Скала в Берлине до Рокси в Нью-Йорке. С 1928 до 1933 гг. Она выступала в знаменитых труппах Ринглинг Бразерс и Барнум&Бейли. Там она занимала центральную позицию на арене, на которой выступали самые знаменитые воздушные акробаты — Винни Колеано, Кодонасы, Сигрист-Сибоны и Лиллиан Лейтцель. В 1936 году Люсита вернулась в Германию, и вскоре ее карьера закончилась.
Шармион
Лавери Валле, урожденная Купер (1875–1949), известная как Шармион, американская водевильная актриса и силачка. Шармион начинала все свои представления с поднятием занавеса, за которым стояла она, одетая в закрытое одеяние викторианской эпохи. Она забиралась на трапецию и в движении, во время выполнения сложных акробатических трюков сбрасывала с себя лишнюю одежду, оставаясь в акробатическом трико. Она начала выступать в юном возрасте и сохраняла свой репертуар по крайней мере до 1996-98 годов. Шармион исполнила рискованный для того времени стриптиз на трапеции для съемок Эдисоном короткого ролика «Раздевание на трапеции» в 1901 году. Обладая впечатляющей развитой мускулатурой она стала первой женщиной, демонстрировавшей мускулатуры почти полностью оголенного торса. Шармион можно считать пионеркой бодибилдинга. В отличие от современных перекачанных бодибилдерш, Шармион сочетала красивые женские формы и развитую мускулатуру.
Марина Лурс
Марина Лурс Мария Лоорберг (сценическое имя Марина Лурс), одна из сильнейших женщин Российской Империи в 1900е — 1910е годы. Мария Лоорберг родилась 10 апреля 1881 года в Ревеле (ныне Таллинн, Эстония, тогда провинция царской России) и скончалась 30 марта 1922. Мария обладала мощным телосложением (вес 80кг при росте 168см). В 1903 году она стала ученицей российского тренера по атлетизму Адольфа Андрушкевича (он также был первым тренером знаменитого Гаккеншмидта). Спустя два года, в 1905 году Мария уже выступала на карнавалах и в цирках Эстонии и других регионов России — как манипулятор с тяжестями.
Marina Lurs Мария могла одной рукой держать над головой двух мужчин, весящих по 66 кг и раскручивать третьего за веревку, которую она держала в зубах. Она легко жонглировала двумя двухпудовыми гирями (пуд — 16 килограммов), толкала двумя руками 5 пудов, вырывала одной рукой 3 пуда. Особо эффектными были номера, когда она лежа 32 раза выжимала ногами легкую штангу, на которой сидели два человека (общий вес 184 кг), на поднятых ногах держала девять человек. Своеобразный рекорд она установила в августе 1913 года: упершись руками о колени, Лурс удержала на вытянутых ногах тринадцать человек общим весом 55 пудов (880кг — почти тонну). Ее трюк — «живая карусель» — верчение ногами платформы с людьми вызывал неизменный бурный восторг зрителей — в глазах рябило от бешеного темпа, с каким Лурс раскручивала коромысло с «живым грузом» на концах.
Из атлетических трюков Лурс следует отметить следующие: лежа на спине, она выжимала ногами легкую штангу с двумя людьми на концах (общий вес 184 кг) 32 раза и в таком же положении на поднятых ногах держала на перекладине 9 человек. В 1913 году (27 августа) установила рекорд: удержала на ногах, упершись руками в колени, 13 человек. Общий вес — 55 пудов! (Знаменитый атлет Артур Саксон держал на но- гах 65 пудов.). Лурс легко жонглировала двухпудовыми гирями, толкала двумя руками 5 пудов, вырывала одной рукой 3 пуда. В глазах у зрителей рябило от бешеного темпа, с каким Марина Лурс раскручивала коромысло с «живым грузом» на концах.
Артистическое имя Лурс, вероятно, — это женская версия фамилии, которую носил знаменитый силач, земляк Марии, Георг Лурих. В свое время Мария приобрела огромную популярность, а в Эстонии ее называли женщина-Калев (Калев — эстонский народный эпический герой). Ее до сих пор почитают в Эстонии как выдающуюся силачку и борца.
Вот сообщение из хроники спорта, помещенное в журнале «Геркулес» за 1913 год: «Особенное внимание привлекает к себе атлетка Марина Лурс. Великолепно сложенная, с массивной, но изящно очерченной мускулатурой, Лурс проделывает такие номера, которые впору хорошему мужчине-атлету». Вот как характеризовал Марину Лурс И. В. Лебедев: «Хорошим она стала «номером» — работает, как Геркулес старого доброго цирка. Каждый трюк закончен, каждое движение дышит сознанием силы, и в то же время фигура Марины Лурс не только не огрубела, а даже поражает своими мягкими пластическими линиями… Пусть же в городах, где появятся на цирковых стенах плакаты Марины Лурс, пойдут в цирк посмотреть на нее городские дамы, чтобы видеть эту дочь Евы, по праву гордую своей силой и гармонией форм».
Мисс Аполлина
Мисс Аполлина. Элиза Жиллен Эрбине (Мисс Аполлина). Родилась в деревне Тонгрин, Бельгия в 1875 году. Росла в многодетной семье и с детства участвовала в жестких играх на улице, играла в хоккей и дралась с мальчишками. В тринадцать лет стала работать грузчицей, руками разгружая повозки. В пятнадцать лет Аполлина стала тренироваться, подражая силачам и мечтая стать атлеткой. Самостоятельно, без учебы, она научилась повторять силовые номера антверпенского силача Жана Ларре. Затем она уехала в Париж, где тренировалась в борьбе и силовом спорте в Арасс-Гимназиуме, в котором собирались борцы и любители борьбы со всего Парижа. После невероятных усилий и преодоления трудностей, она поехала в Гамбург, откуда вернулась знаменитой, победив в чемпионате по борьбе. Она завоевала звание чемпионки мира по борьбе в международных состязаниях в Льеже, Брюсселе, Генте, Шарлерое и Монсе, где она победила сорок борчих. Этот титул никто официально у нее не забрал. Затем она поехала в Лондон и основные города Англии, выступая с силовыми номерами и радовала публику, вызывая на борьбу местных борцов-любителей. Аполина регулярно боролась с мужчинами на своих представлениях. Аполлина вышла замуж и усыновила брошенного трехлетнего ребенка, который потом стал знаменитым «профессором силы». Аполлина имела следующие физические параметры: рост 165см (5ь4″), вес 84 кг, диаметр шеи 38см, ширина плеч 53см; окружность груди 106см, длина рук 68см, окружность расслабленного бицепса 35см, напряженного — 39см. окружность предплечья у локтя 30см; бедро 66см, икры 41см. Силовые номера Аполлины: удерживала 20 кг на вытянутой руке; подбрасывала 20-килограммовый груз и ловила его в маленьким обручем; одной рукой разом вырывала 48 кг, не сгибая руки; восемь раз подряд поднимала 50-килограммовую гирю двумя руками; двумя руками поднимала 80-килограммовую гирю в два приема, не раздвигая ноги и не приседая; поднималась с корточек с грузом 250 кг на плечах, ходила с ним и даже танцевала.