Аркадий Гайдар - писатель и солдат (8 фото)
Аркадий Петрович Гайдар в городе Льгове Курской губернии. Его отец был учителем. В годы Первой мировой войны, когда отца забрали на фронт, Аркадий пытался уйти за ним, но был пойман и возвращен домой.
В 1918 (14 лет) был принят в РКП(б) с правом совещательного голоса. В годы Гражданской войны с 14 лет служил в Красной Армии (с 1914). В 15 лет командовал взводом, а в 16 лет – ротой, после окончания Высшей стрелковой школы в 1921 году стал командиром полка.
С февраля по ноябрь 1922 года находился в Енисейской губернии, возглавляя отряд ЧОНа, подавлявший антисоветское повстанческое движение в Хакасии (в Ачинско-Минусинском районе Енисейской губернии), лидером которого властями считался И. Н. Соловьев.
В 1924 году уволился из армии из-за контузии и стал писать книги. Первое его произведение «Р.В.С.» вышло в 1925 году. С этого времени он стал известным детским писателем, который прославлял боевое товарищество, дружбу и честность.
Наиболее известны его произведения «Школа», «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика», «Военная тайна». Многие его книги входили в школьную программу по литературе, экранизировались, переводились на иностранные языки. Повесть «Тимур и его команда» стала знаковой и положила начало так называемому «тимуровскому» движению, целью которого была помощь пожилым людям и ветеранам.
С началом Великой Отечественной войны Гайдар пошел на фронт корреспондентом «Комсомольской правды», но уже осенью 1941 года отряд, в котором находился писатель, попал в окружение близ села Лепляво Каневского района (Украина), Гайдар оказался в тылу врага, стал пулемётчиком партизанского отряда.
Когда Киев был окружён и Гайдару предложили место в последнем самолёте, который уходил в Москву, он лететь отказался. Доводов у Гайдара было два. Первый: он полагал, что не имеет права воспользоваться самолётом, поскольку такой возможности нет у бойцов и командиров окружённой армии.
А второй довод был такой: Гайдар хотел пройти с окружённой армией весь её путь. Он думал, если останется жив, написать книгу об этом небывалом исходе, с которым невозможно сравнить даже исход библейский. В окружении под Киевом оказалась армия в 660 тысяч лучших командиров и бойцов. Это в два раза больше, чем мы взяли в плен под Сталинградом в 1943-м. Но ведь было ещё и мирное население. Оно бросилось за армией прежде всего из Киева.
Перегруженный «Дуглас» оторвался от взлётной дорожки полевого аэродрома под Киевом и взял курс на Харьков и Москву. В самолёте среди других пассажиров находилась группа журналистов. Гайдар их провожал и долго махал вслед уже взлетевшей машине.
На другой день, 19 сентября 1941 года, Киев пал. Журналистов, которые успели вернуться в Москву, спросили:
– Где Лапин и Хацревин?.. Где Юрий Крымов?.. Где Евгений Долматовский?.. Где Аркадий Гайдар?
полностью здесь
После окружения в сентябре 1941 года частей Юго-Западного фронта в районе Умань-Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. Погиб 26 октября 1941 года недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области. Реальные обстоятельства его смерти до сих пор не выяснены. Согласно официальной версии, группа партизан наткнулась на немецкую засаду рядом с железнодорожной насыпью в районе села Лепляво. Гайдар первым увидел немцев и успел крикнуть: «Ребята, немцы!», — после чего был убит пулеметной очередью. Это спасло жизнь его товарищам — они успели уйти. Аркадий Петрович Гайдар пал смертью героя 26 октября 1941 года, похоронен в городе Каневе.
А Гайдар-то ненастоящий!
Единственный сын знаменитого писателя Аркадия Гайдара, возможно, был ему не родным
Наследников детского писателя Аркадия Гайдара – сына Тимура, внука Егора, правнучку Машу – часто сравнивают с ним самим. Естественно, не в их пользу. Мысль всегда одна и та же: почему у такого патриота и романтика потомки такие прагматичные и так враждебно настроены к родной стране? У этой загадки есть одно интересное объяснение: вполне вероятно, что талантливый писатель Аркадий Гайдар и те, кто сегодня считает себя его наследниками, на самом деле никакие не родственники.
Тайна рождения
Подозрение, что единственный сын Гайдара Тимур – не родной, а приёмный его сын, возникло у некоторых биографов писателя, досконально изучавших его жизнь.
С матерью Тимура Аркадий Голиков-Гайдар познакомился в 1925 году в Перми. Начинающему писателю, который успел сочинить первую повесть «В дни поражений и побед», шёл 22 год. Высокий, русоволосый, в шинели и армейских сапогах он приехал работать журналистом в пермскую газету «Звезда».
Лие Соломянской, будущей матери Тимура, было всего 17. Черноглазая, бойкая и смешливая девчонка в цветастом сарафане. Дочка старых еврейских революционеров. Отец-инженер в 20-е годы строил в Перми какой-то мост, а Лия работала здесь закройщицей в ателье и активничала в комсомоле.
Судя по всему, на ниве комсомольских дел они с Аркадием и познакомились. Лия смотрела на журналиста снизу вверх. Он был не только старше её почти на пять лет, он был взрослее на целую жизнь. Гайдар прошёл гражданскую войну со всеми её ужасами и уже в 16 лет командовал полком.
На войне он лишился здоровья – контузия, подорвал психику – ночами его мучили кошмары. Закончил службу бесславно – Аркадия уволили из армии и исключили из партии за то, что он без суда и следствия расстрелял в Хакассии местных жителей, которые помогали бандитам.
Пережил парень и личную трагедию: на Тамбовщине, где будущий писатель боролся с бандами, у него был роман с дочкой агронома Марусей Плаксиной. У молодых родился сын, который вскоре умер. После его смерти Аркадий с Марусей жить вместе не смогли и расстались...
...Вот с таким тяжёлым багажом будущий писатель пытался начать свою жизнь с чистого листа. Юная Лия Соломянская была для него как спасительная соломинка. В декабре 1925 года они стали жить вместе, вроде бы поженились, а в декабре 1926 у Лии родился Тимур.
Что позволило биографам Гайдара усомниться в его отцовстве? Оказывается, всю весну – с марта по июль – Аркадий и Лия жили врозь. Журналист Гайдар в это время мотался по командировкам в Средней Азии. Потом вернулся, но осенью – снова у них разлука.
И если иметь в виду, что Тимур Гайдар родился в декабре 1926 года, то молодые родители зачали его примерно в середине апреля. Но и тут выходит нестыковка.
В апреле Аркадий был далеко от Перми. На гонорары от опубликованных повестей он решил поехать в Среднюю Азию – в Ташкент, Кара-Кумы, потом через Каспий в Баку. Полное романтических приключений путешествие завершилось созданием повести «Всадники неприступных гор», которая вышла в Москве в 1927 году.
По свидетельству его коллег, в середине апреля он писал о своих первых впечатлениях письмо в пермскую редакцию. То есть получается, что в момент, когда был зачат Тимур, его рядом с Лией не было. Вернулся Аркадий в Пермь лишь к середине лета.
А осенью Соломянская уезжает к родителям в Архангельск, где 23 декабря и рожает сынишку.
Рожать Лия уехала в Архангельск, куда к тому времени перебрались её родители. А Аркадий остался в Перми. К жене и сыну он почему-то не спешил, и Тимура увидел впервые только спустя два года(!) – приехал в Архангельск и устроился там журналистом на радио.
Что мешало молодожёнам воссоединиться на два года пораньше – неизвестно. Биографы предполагают, что за таким странным поведением молодого отца могла стоять какая-то обида на мать Тимура...
Сын без отца
Семейный союз Аркадия и Лии просуществовал в общей сложности лет пять. Из Архангельска молодожёны переехали в Москву, где в 1930 году окончательно развелись. Инициатором была Лия – она ушла от Гайдара к журналисту Израилю Разину, замредактора газеты «Беднота».
Вот что спустя годы рассказывал об этом их внук Егор Гайдар: «Бабушка, Лия Лазаревна, от него ушла. Кто виноват – не нам судить. С одной стороны, конечно, дед был человеком нелёгким в быту, особенно во время приступов. С другой, бабушкин характер – тоже не сахар...».
Судя по всему, Лия устала жить с мужчиной, который не умел зарабатывать, мучился от приступов головной боли, а во время запоев становился агрессивным. Брошенный Гайдар улетел зализывать душевные раны подальше от Москвы – аж в Хабаровск, где нашёл работу в газете.
А Лия с Тимуром и своим новым мужем остались в столице. Гайдар своего сына с тех пор видел крайне редко и его воспитанием почти не занимался. Изредка мог нагрянуть с каким-нибудь «непрактичным» подарком – типа огромного портрета Будённого.
Или – когда появлялись деньги – прокатить на арендованной машине, накормить мороженым, свозить на море. Но всё это – в виде исключения. Тем более что у писателя были новые попытки устроить свою личную жизнь и появлялись другие приёмные дети.
В 1932 году Гайдар сошёлся с разведённой поэтессой Анной Трофимовой, у которой были две дочки – Эра и Света. Этих девочек писатель воспитывал все четыре года, пока они с Анной были вместе. Жили на территории поэтессы в Москве, а Гайдар по-прежнему был «бездомным» и пропадал в командировках.
Когда отношения закончились, Аркадий Петрович недолго оставался один. В 1937 году он – уже успешный писатель – женился на молоденькой, но тоже разведённой женщине с ребёнком – Доре Чернышёвой, дочке своего квартирного хозяина из подмосковного Клина.
Гайдар официально удочерил Дорину дочку от первого брака – 6-летнюю Женю. Дал девочке свою фамилию – Голикова-Гайдар. И растил, как родную. Как рассказывала Евгения Аркадьевна Голикова-Гайдар, долгое время она и не догадывалась, что писатель – не её родной отец.
С доброй и простодушной Дорой у Гайдара впервые в жизни сложилась настоящая семья – с домом и бытом. Писателю – уже автору «Р.В.С.», «Школы», «Военной тайны», «Судьбы барабанщика» – наконец-то дали комнату в московской коммуналке возле Курского вокзала.
Дора и Женя провожали его из нового дома на войну летом 1941 года: он отправился военкором «Комсомольской правды», чтобы погибнуть там осенью того же года...
Тимур и его команда
Перед самой войной Гайдар написал одно из лучших своих произведений – повесть «Тимур и его команда». Главным героям дал имена своих детей: Тимур и Женя.
Причём имя Тимур, как выясняется, появилось не сразу. Сначала героя повести звали Дункан. Но когда первые главы повести опубликовала газета «Пионерская правда», на автора посыпались упрёки: что за Дункан такой, неужели нельзя было дать хорошему парню русское имя?
Гайдар, как говорят, расстроился и некоторое время пребывал в смятении. Размышлял над новым именем: «Коля и его команда? Бред какой-то! Вася и его команда? Чушь». И вдруг его осенило: «Тимур!».
Вряд ли он предвидел тогда, что имя скоро станет нарицательным, дав жизнь целому явлению – тимуровскому движению. А его сын станет «главным Тимуром» страны...
Ещё один интересный факт: Тимур, сын Лии, в детстве носил фамилию матери – Соломянский. Лишь при получении паспорта он поменял фамилию на Гайдар. Это при том, что его отец был по паспорту «Голиков-Гайдар». То есть Тимур взял себе в качестве фамилии раскрученный отцовский псевдоним.
И, как известно, парень не прогадал. После смерти Аркадия Гайдара вся его писательская слава досталась Тимуру. Как выразился один хорошо знавший Тимура журналист, тот проживал свою жизнь за отца – «словно хотел отыграться за него».
Тимур Гайдар имел звание контр-адмирала – хотя никогда не служил, а работал военным корреспондентом газеты «Правда». Годами он жил за границей, будучи собкором газеты на Кубе и в Югославии. Был на короткой ноге с Че Геварой, братьями Кастро и Броз Тито.
Два КОНТРЫ укравшие фамилию Гайдара!
Ни в чём не обиженный и не обделённый властями Тимур, если верить его жене Ариадне, всегда держал «фигу в кармане» и не переваривал советский строй. Как остроумно выразился его шеф, редактор «Правды» Виктор Афанасьев, Тимур был похож не на контр-адмирала, а на типичную «контру».
По стопам Тимура пошли и его наследники: сын Егор Гайдар, который в 90-е годы был премьер-министром и помогал разворовывать советское наследие, внучка Мария Гайдар, которая недавно отказалась от российского гражданства ради должности вице-губернатора Одессы при Саакашвили...
Бывшая жена Гайдара, Лия Соломянская, тоже всю жизнь эксплуатировала имя своего знаменитого мужа: она зарабатывала, сочиняя сценарии к фильмам по книгам Гайдара. А вот про приёмную дочку писателя Женю и её мать после смерти Гайдара все забыли, как будто их и не было в его жизни.
Семья укравшая фамилию Гайдар!