Викторианские представления о сексе и гигиене — смеяться или плакать? (9 фото)
Один из первых советов, упомянутых в книге, предписывает женщине ни в коем случае не заниматься сексом стоя, или в коленно-локтевой позе. Эксперты предостерегают: "Ни одна женщина не должна соглашаться на такой половой акт, потому что он принесет ей только боль. А женщина деликатного сложения и хрупкой конституции может быть смертельно травмирована подобным образом."
Следующий совет: "Любого рискованного поведения следует избегать, если тому предшествовали алкогольные возлияния, так как дети, зачатые пьяными родителями, вероятно, будут поражены идиотизмом и страдать многочисленными нервными недугами".
Женщинам также категорически не советовали заниматься сексом после плотной трапезы, так как это может быть чревато ударом, то есть вызвать инсульт.
Эти советы могут показаться странными и устаревшими. Автор книги Тереза О'Нилл объяснила Daily Mail Online, что она этого не боялась, и ее целью было написать "смешную, точную и классную книгу".
"Я хотела бы пригласить моего читателя прикоснуться к ночной сорочке викторианской дамы, вообразить запах гниющей Темзы и вкус свежего голубиного мяса. Для меня это не только прошлое, это наша история, она абсолютно реальна, насколько это возможно."
Кроме советов в интимной сфере и правил поведения в ванной, книга рассматривает искусство ухаживания, превратности брака, и даже такие темы: "как не стать объектом всеобщих сплетен".
Чтобы продемонстрировать читателям разницу между реалиями жизни викторианской эпохи и глянцевыми образами, созданными в художественной литературе, Тереза приглашает читателей в путешествие в прошлое, в дни, романтизированные Джейн Остин, сестрами Бронте и многочисленными теле- и кинофильмами.
Викторианский мир считал непристойным ежедневное мытье промежности — самая идея прикоснуться к межножью казалась нечистой. Нижнее белье не имело ластовиц, иногда был зазор в промежности. Панталоны были как бы разрезаны надвое, половинки для каждой ноги скроены отдельно и соединялись завязками или пуговицами у талии, на спине. Таким образом шаговой шов, т.е. промежность, была открыта, что может быть удобно в определенных случаях...В этот период сами женские панталоны были абсолютным табу, о них никогда не упоминали в приличном обществе.
Процесс освобождения от одежд требовал помощи, поднять все эти юбки — непосильная задача для одного человека, нужна была помощь с бесконечными слоями одежды и несгибаемыми корсетами. И это не говоря уже о деревянных каркасных кринолинах, используемые для поддержания формы юбки...
Жуткая вонь, которая сопровождала викторианскую эпоху, конечно, накладывала свой отпечаток на быт. Даже в богатых домах стоял устойчивый запах нечистот. Канализации и водопровода в европейских городах в XVIII веке не было, и большинство людей справляли нужду прямо в комнате, а содержимое горшка выбрасывали за окно. И даже когда в обиход вошли туалеты на открытом воздухе, в викторианскую эпоху горшки всё ещё использовались по ночам.
Общеизвестно, что далеко не все могли позволить себе собственную ванную и горячую воду. Кроме того, не все и хотели этого — простолюдины считали, что замачивание своего тела в воде, особенно в горячей, приведет к тому, что в организм проникнут инфекции и болезни. Ванны были только в домах у очень состоятельных людей. Но и они принимали ванну в одежде. Эта привычка сохранилась до конца XIX века.
Косметическое средство, которое современные люди назвали бы дезодорантом, в современной Европе появилось только в 1880-х годах. Богатые люди, чтобы избавиться от запаха пота, обильно пользовались духами, но этот метод не всегда работал. Ароматизированное масло для волос, надушенный тальк, духи, пудра, амбра — викторианская дама окутывала себя плотным ароматом различной косметики, чтобы замаскировать и заглушить свои собственные запахи пота и немытого тела. И духи в то время были вовсе не похожи на нынешние — более всего они напоминают аромат засушенных цветов и старой пудры.
Патрик Зюскинд, автор "Парфюмера", так описывает смрад Европы: "Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни – порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни – жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов – луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника – как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой".
Женщинам викторианской эпохи не советовали мыть гениталии слишком часто (если вообще придет в голову такая странная идея — мыться). А также не советуют купаться слишком часто. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждалось в одном медицинском трактате.
Одно время баня в Европе была объявлена рассадником чумы. И как ни странно, это было правдой. Дело в том, что европейские бани прогревали до температуры, которая была не способна уничтожить бациллы и микробы, бани были чуть теплыми, так что и правда — рассадники.
Аристократы спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались ароматической пудрой. Косметика, которой они пользовались, иногда была смертоносной — содержала ртуть, свинец, беладонну и другие яды.
Тереза испробовала один из викторианских рецептов на себе и своей 8-летней дочке. Она приготовила шампунь по старинному рецепту, причем было не так просто найти все ингредиенты. "Собирала по аптекам и магазина целых две недели, потратила около $ 50, чтобы разыскать все ингредиенты. Мы использовали холодную воду, взяли старомодный кувшин и таз. Аммиак, настойка разных трав, все это ребенок, который до этого мылся только детским шампунем "без слез", счел ужасной идеей", - рассказала Тереза. И хотя волосы получились мягкими, Тереза не рекомендует следовать архаичным рекомендациям буквально.
В ее книге есть много занятных советов, например, как женщине лучше всего заманить мужа — в основном требуется быть кроткой, тихой и абсолютно послушной. Также нельзя пройти мимо таких сентенций: "идеальным был бы тот муж, который приближается к супруге только по ее требованию и только в целях зачатия потомства, однако подобного благородства и бескорыстия нельзя ожидать от обычного мужчины." Юмор и сарказм в сочетании с глубоким знанием эпохи помогли Терезе сделать удачную книгу.