Игла́ (5 фото + 4 видео)
Сценарий: Александр Баранов и Бахыт Килибаев.
Премьера фильма состоялась 16 сентября 1988 года в Алма-Ате и в феврале 1989 года в Москве.
Главные роли в фильме исполнили рок-музыканты — Виктор Цой («Кино») и Пётр Мамонов («Звуки Му»).
Сюжет:
"Мо́ро (Виктор Цой) приезжает в Алма-Ату с целью выбить денежный долг из Спартака (Александр Баширов) и останавливается у своей старой подруги Дины (Марина Смирнова). Вскоре он узнаёт, что она стала наркоманкой, а её квартира превратилась в место сбыта наркотиков. По просьбе девушки Моро увозит её к Аральскому морю, где Дина начинает выздоравливать. Но после возвращения в город всё начинается сначала. Тогда Моро решает расправиться с поставщиками наркотиков. Однако за одним из поставщиков, хирургом Артуром (Пётр Мамонов), стоят влиятельные люди, которые зимней ночью подсылают к Моро убийцу."
Фильм вошёл в число лидеров советского проката. В первый год выхода на экраны страны (за 11 месяцев 1989 года) картину посмотрело 14,6 млн зрителей (2-е место среди отечественных фильмов).
Изначально фильм был построен на музыки альбома "Группа крови", но во время съемок у Цоя один за другим начали рождаться новые песни и музыкальные темы. К их числу относится и песня "Звезда по имени Солнце".
Актеры, сыгравшие главных героев в фильме, являются непрофессионалами. Если не учитывать Моро в исполнении Виктора Цоя, роль Дины сыграла старая подруга гитариста "Кино" Юрия Каспаряна Марина Смирнова; роль главного злодея, доктора-наркоторговца Артура сыграл лидер группы "Звуки Му" Петр Мамонов, а Александр Баширов, сыгравший роль Спартака, был по образованию режиссером, он учился вместе с автором фильма Рашидом Нугмановым на режиссерском факультете ВГИКа на курсе Сергея Соловьева.
В оригинальном сценарии весь фильм был построен на диалогах, что в режиссерскую концепцию не вписывалось никак. Пришлось все выбрасывать и придумывать слова на месте. Например, монолог Спартака - Александра Баширова - полностью сымпровизирован на съемочной площадке.
Фраза, произнесенная во время этого диалога, «Люди в мире разделяются на две категории — одни сидят на трубах, а другим нужны деньги. На трубе сидишь ты» — перефразированная реплика из классического фильма Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой». В оригинале она звучит как «Люди делятся на два сорта — тех, у кого револьвер заряжен, и тех, кто копает. Ты копаешь». На самом деле, по словам Рашида Нугманова, эта фраза — экспромт, придуманный им во время съемок сцены в подвале.
Среди вариантов названия фильма были такие, как «Последний герой» и «Полёт чёрного солдата».
С «Иглой» все происходило непредвиденно: В августе 1987-го Рашид Нугманов приехал на несколько недель на каникулы в Алма-Ату. Тогда Рашид был уже на третьем курсе ВГИКа. И вдруг его вызвали на студию объединения «Казахфильм». Руководитель объединения сказал тогда Рашиду, что у них в запуске находится фильм «Игла». Они предложили Рашиду взять этот фильм, но с тем условием, чтобы он смог уложиться в оставшиеся сроки и оставшиеся деньги.
Фильмом приходилось заниматься день и ночь: днем снимали, а ночью придумывали, что нужно снимать завтра. Работалось легко и с вдохновением. Цой жил у Рашида с братом: днем - на съемочной площадке, вечером - у них дома. Они все обсуждали вместе.
Песню «Группа крови» с самого начала решили использовать в этом фильме. Она была записана незадолго до съемок, а «Звезда по имени Солнце» - во время съемок, специально для «Иглы». Версии, которые вы слышите в фильме, отличаются от тех, что вышли в альбомах.
Как композитор фильма, Виктор сочинил много инструментальной музыки, большая часть которой записывалась экспромтом, тут же в студии. В импровизациях участвовала вся группа «Кино» плюс клавишник Андрей Сигле, который привез свой синтезатор.
Во время съемок Рашид Нугманов почти не думал о зрителе, он и Цой делали фильм прежде всего для себя…
Знаменитая сцена фильма, где героя пытаются устранить и кровь капает на снег (вереница заснеженных елей), снята на улице Тулебаева, недалеко от дома, где в то время жили родители режиссера Рашида Нугманова.
То, что говорит в бассейне Петр Мамонов, было добавлено в фильм уже после съемок, при монтаже. Шрам на груди Петра Мамонова настоящий, а вот фингал у Цоя - нарисованный. Дело в том, что детские годы Мамонова прошли на знаменитом Большом Каретном. В детской драке, едва не стоившей жизни, Петр получил удар напильником - инструмент пронзил грудную клетку и прошел в сантиметре от сердца.
В сцене, где Моро в квартире Дины просматривает телевизоры, на экране одного из них проскальзывает отрывок из фильма Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка».
В музыкальном брелке, который подвешен к ключам квартиры Дины звучит мелодия «Mickey Mouse Club March».
В фильме активно задействованы музыкальные заставки или фрагменты трансляций теле- и радиопередач того времени. В сцене, когда Моро и Дина собираются ужинать, звучит мелодия заставки, с которой начиналась информационная программа «Время». Когда Моро неожиданно возвращается в квартиру Дины, чтобы вернуть ключи, звучит мелодия заставки, завершающей дневное телевещание. В сцене, когда утром Моро моется в душе в квартире Дины, звучит радиотрансляция на немецком языке.
Корабль, который Моро и Дина находят на территории Аральского моря — это научно-исследовательское судно «Гидролог».
Цою было скучно сочинять свои реплики, так что все фразы, которые произносит его герой, придуманы режиссером.
По результатам ежегодного опроса журнала «Советский экран» Виктор Цой был признан лучшим актёром 1989 года.
– Люди! Вперёд и только вперёд, потом наверх, потом обратно вниз! Мы наведём здесь порядок! Каждый из нас – это один, но все мы вместе – это мы! И мы всё здесь перевернём! Каждому только одно – свобода! Независимость – это моя прерогатива! Я – единственный, который способен дать возможность существованию! Власти не существует! Остаётся только одна мысль в каждом нашем теле! Это мысль к существованию настоящему! Самостийному! Бытиё – это не есть сознание, бытие есть подсознание! Освобождаем себя! Вперёд, а потом обратно! Консервация времени – это наш девиз, но мы его закрыли! Потому что… ты не оправдал моё доверие! И ты тоже не оправдал моё доверие! Я распускаю… и сам распускаюсь… Упасть и подняться… Нет! Лежать… раз упал! Дорогие мои, прощайте! Я был с вами, теперь меня с вами не будет… Эха-ха-ха-ха!!!
Речь Спартака (Александр Баширов)
Тёплое место, но улицы ждут
Отпечатков наших ног,
Звёздная пыль на сапогах.
Мягкое кресло, клетчатый плед,
Не нажатый вовремя курок,
Солнечный день в ослепительных снах.
Группа крови на рукаве,
Мой порядковый номер на рукаве,
Пожелай мне удачи в бою,
Пожелай мне
Не остаться в этой траве,
Не остаться в этой траве,
Пожелай мне удачи,
Пожелай мне удачи.
И есть чем платить, но я не хочу
Победы любой ценой,
Я никому не хочу ставить ногу на грудь,
Я хотел бы остаться с тобой,
Просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда
Зовёт меня в путь.